2016. Т. 4, № 4. Аксанов А.В.

2016. Т. 4, № 4. C. 915-917

DOI: 10.22378/2313-6197.2016-4-4.915-917

  

НОВАЯ КНИГА: МИННЕГУЛОВ Х.Ю. КАЗАНСКО-ТАТАРСКАЯ ТЮРКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (КАЗАНЬ, 2016. 68 С.)

А.В. Аксанов
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
420014, Казань, Российская Федерация
E-mail: aksanov571@gmail.com

Хатип Юсупович Миннегулов в своей новой работе «Казанско-татарская тюркологическая школа» рассматривает историю и современное состояние Казанско-татарской тюркологической школы. В начале книги после краткого экскурса по страницам древних и средневековых сочинений о тюркских народах автор обращается к вопросам развития мировой и отечественной тюркологии, отмечая взаимосвязи между различными центрами и оговаривая условность их выделения. По наблюдениям автора, татары сыграли значительную роль в становлении российской ориенталистики, так как уже с XVIII в. активно сотрудничали с ведущими отечественными востоковедами.
Важнейшей же вехой в развитии Казанской школы тюркологии стало учреждение Казанского университета в 1804 г. Согласно Х.Ю. Миннегулову, «20–50-е годы XIX столетия – это время наивысшего развития, можно сказать, расцвета ориенталистики в КУ. Кроме подготовки кадров создавались учебники, словари, научные труды, собирались рукописи, манускрипты, устанавливались широкие международные связи» [с. 19]. Здесь выделяяются имена К. Фукса, Х. Френа, И. Хальфина, А. Казембека, И.Н. Березена и других ученых, сделавших большой вклад в изучение истории и культуры тюрко-татарских народов. Другим важным центром была Казанская духовная академия, в которой работали такие ученые как Н.И. Ильминский, Г.С. Саблуков, Е.Е. Малов, С.Е. Малов, М.А. Машанов, Н.П. Остроумов и другие.
Однако особую роль в развитии казанской дореволюционной тюркологии автор отводит В.В. Радлову, который не был выпускником казанских вузов, но сделал очень много как универсальный ученый – филолог, историк и этнограф. Х.Ю. Миннегулов пишет, что «В.В. Радлов изучал древнетюркские, древнеуйгурские письменные памятники, ярлыки золотоордынских ханов, осуществил публикацию «Кутадгу билиг» (1891–1910) Юсуфа Баласагуни (XI в.). Одновременно с В. Томсеном (1842–1927) в 1893 году сумел найти ключ к чтению древнетюркских рунических надписей. Есть у него учебное пособие «Белек» (1872), адресованное для татарских учащихся» [с. 28].
Из татарских ученых автор выделил Ш. Марджани, К. Насыри, И. Гаспринского и Р. Фахретдина, представив краткую научно-образовательную биографию каждого из них. Х.Ю. Миннегулов подвел итог дооктябрьскому периоду развития Казанско-татарской тюркологической школы констатацией факта, что «в начале ХХ века создаются труды по филологии, истории [Г. Ибрагимов, Дж. Валиди (1887–1932), Г. Сагди (1889–1956), А. Максуди (1868–1941), Р. Нугайбек (1889–1943), Н. Катанов (1862–1922), Н. Ашмарин (1870–1933), М. Рамзи (1855–1938)…]» [с. 36].
Советский и современный этапы связываются в основном с развитием историко-филологического направления в стенах педагогических институтов и Казанского университета, татарские факультеты которых в 2011 г. были объединены в Институт филологии и искусств КФУ. Хотя упоминается и о Научно-исследовательском институте языка, литературы и истории, который с 1939 года «стал основным центром татароведческих и частично тюркологических исследований не только в Татарстане, но и во всем татарском мире» [с. 39], и об открытом на его базе в 1996 году Институте истории им. Ш. Марджани АН Татарстана. По заключению автора, «многие труды по языку, литературе, истории, этнографии, искусству татарского народа, вышедшие с середины ХХ века по настоящее время, связаны с деятельностью этих институтов, а также с Институтом Татарской энциклопедии» [с. 39].
Одним из важнейших достижений этого этапа Х.Ю. Миннегулов считает оформление и развитие истории татарской литературы как самостоятельной отрасли литературной науки. Другим важным результатом представляется проделанная за последнее столетие «большая работа по сбору, публикации и исследованию татарского фольклора» [с. 41]. Отмечаются и существенные достижения в изучении татарского языка. По словам автора, «созданы капитальные монографии, учебники по морфологии, синтаксису, фонетике, лексике татарского языка (Д. Тумашева, М. Закиев, Г. Саттаров, Ф. Сафиуллина, Ф. Хисамова…)» [с. 42]. Далее приведены фамилии некоторых современных ученых-тюркологов (филологов, историков, археологов, археографов и этнографов) и названы их основные труды.
Таким образом, в данной книге Х.Ю. Миннегулова дан краткий обзор истории и современного состояния Казанско-татарской тюркологической школы.

Ключевые слова: историография, тюркология, татароведение, казанская школа, история и культура татар.

Для цитирования: Аксанов А.В. Новая книга: Миннегулов Х.Ю. Казанско-татарская тюркологическая школа (Казань, 2016. 68 с.) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 4. С. 915–917. DOI: 10.22378/2313-6197.2016-4-4.915-917

Сведения об авторе: Анвар Васильевич Аксанов – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация).

Поступила 27.09.2016 г.
Принята к публикации 5.11.2016 г.
Опубликовано онлайн 20.12.2016 г.