2017. Т. 5, № 4. Roman Hautala

2017. Т. 5, № 4. С. 736-755

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-4.736-755

   РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ О РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКЕ
ХАНА УЗБЕКА (1313–1341) И ЕГО ОТНОШЕНИЯХ
С КНЯЖЕСТВАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ

Роман Хаутала 1, 2
1
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Казань, Российская Федерация
2 Университет Оулу
Оулу, Финляндия
romanhautala@gmail.com

Цель исследования: автор настоящей статьи рассматривает общую реакцию русских средневековых авторов на приход к власти хана Узбека – золотоордынского правителя, который был мусульманином и предпринял значительные усилия для распространения ислама в Золотой Орде. При анализе русских источников автор стремится ответить на вопрос, в какой степени мы можем довериться достоверности их сведений о влиянии конфессиональной принадлежности Узбека на предпо­лагаемое изменение в его отношениях с русскими княжествами?
Материалы исследования: русские источники имеют первостепенное значение для изучения истории Золотой Орды. В особенности русские летописи содержат богатый фактологический материал. Изобилие этого материала объясняется тем фактом, что средневековая Русь была подчинена Золотой Орде, хотя ее многочисленные и разрозненные князья пользовались значительной автономией внутри джучидской империи.
С другой стороны, достоверность информации русских летописей не следует переоценивать по нескольким причинам. Сохранившиеся летописные своды были нередко составлены через несколько столетий после описываемых событий. Поэтому их информация подверглась значительным идеологическим изменениям. Кроме того, авторы русских летописей фокусировались на описании только тех явлений, которые были непосредственно связаны с русскими княжествами или их правителями.
Новизна данного исследования заключается в сравнении сведений русских летописей с информацией малоизученных письменных источников. В частности, латинские источники, составленные внутри улуса Джучи в относительно большом количестве именно в период времени, который рассматривается в данной статье, в некоторой степени возмещают полное отсутствие собственно джучидских письменных источников. Содержание латинских источников в данном случае позволяет пересмотреть устоявшееся мнение о тотальной исламизации улуса Джучи в правление Узбека.
Результаты исследования: значимость настоящей статьи заключается в использовании разнородных письменных источников. Сравнение содержания русских летописей с информацией католических миссионеров, проповедовавших Евангелие внутри Золотой Орды, позволяет продемонстрировать, что мусульманский хан Узбек продолжал придерживаться принципов традиционной религиозной толерантности Чингизидов в течение всего своего правления.

Ключевые слова: Золотая Орда, Северо-Восточная Русь, правление хана Узбека, исламизация татар, русские летописи, латинские источники

Для цитирования: Hautala R. Russian Chronicles on the Religious Policy of Uzbek Khan (1313–1341) and His Relations with the Principalities of the North-Eastern Rus’ // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 4. С. 736–755. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-4.736-755

Сведения об авторе: Роман Хаутала – Ph.D. (история), старший научный сот­рудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация); доцент исторического отделения гуманитарного факультета университета Оулу, ORCIDhttp://orcid.org/0000-0003-3898-0107, ResearcherIDH-9114-2016 (90570, ул. Пентти Кайтера, 1, История, почтовый ящик 1000, университет Оулу, Оулу, Финляндия). E-mail: romanhautala@gmail.com

Поступила  14.09.2017   Принята к публикации  28.11.2017
Опубликована онлайн  29.12.2017