2018. Т. 6, №4. Хаутала Р.

2018. Т. 6, №4. С. 676-695

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2018-6-4.676-695

   ИСЛАМИЗАЦИЯ ДЖУЧИДСКОГО И ХУЛАГУИДСКОГО УЛУСОВ
В СРАВНЕНИИ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ
И ХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Р. Хаутала 1,2
1 Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Казань, Российская Федерация
2 Университет Оулу
Оулу, Финляндия
romanhautala@gmail.com

Цель исследования: рассмотреть и сравнить между собой процессы исламизации кочевников в улусе Хулагуидов и Джучидов в начале правления ильхана Газана (1295–1304) и золотоордынского хана Узбека (1313–1341).
Материалы исследования: персидские синхронные источники по процессу исламизации кочевников Ильханата в связи с приходом к власти ильхана Газана, существенно дополненные отчетом очевидца событий, суфийского шейха Садр ад-Дин Ибрагима аль-Хаммуйи, в передаче мамлюкского автора аль-Джазари, которым противопоставлены сведения местных армянских и несторианских источников с добавлением дополнительной информации латинских авторов.
В отношении событий в Золотой Орде и оценки религиозной политики хана Узбека здесь использовано сравнение традиционных сведений персидских и мамлюкских летописей с синхронными латинскими источниками, составленными внутри улуса Джучи.
Новизна данного исследования заключается в попытке сопоставления последствий прихода к власти «исламизирующих» ханов в обоих улусах и в противопоставлении мусульманским источникам, склонным преувеличивать успехи в исламизации местных кочевников, сведений христианских очевидцев событий, позволяющих существенно разнообразить представление о религиозной политике как ильхана Газана, так и золотоордынского хана Узбека.
В результате сравнения двух противоположных по своему характеру типов источников автор приходит к выводу, что правители обоих улусов были вынуждены придерживаться традиционной политики религиозной толерантности, встретив ожесточенное сопротивление кочевников при попытке от ее отклонения.

Ключевые слова: история Монгольской империи, обращение кочевников в мировые религии в Средневековье, сравнение восточных и латинских источников, Золотая Орда, Ильханат, Чагатайский улус

Для цитирования: Хаутала Р. Исламизация Джучидского и Хулагуидского улусов в сравнении: точки зрения мусульманских и христианских источников // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 4. С. 676–695. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-4.676-695

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильев Д.В. Ислам в Золотой Орде. Историко-археологическое исследование. Астрахань: Издательский дом «Астраханский Кремль», 2007. 191 с.
  2. Галстян А.Г. Армянские источники о монголах. Извлечения из рукописей XIII–XIV вв. М.: Издательство восточной литературы, 1962. 153 с.
  3. Зиливинская Э.Д. Культовые постройки времени Узбека в Золотой Орде // Золотоордынская цивилизация. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2013. № 6. С. 82–97.
  4. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М.: Восточная литература, 1988. 128 с.
  5. Измайлов И.Л. Ислам в Золотой Орде // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань: Мастер Лайн, 2002. С. 38–61.
  6. Измайлов И.Л. Ислам и язычество в Улусе Джучи: проблемы и дискуссии // Восток – Запад: Диалог культур Евразии. Проблемы средневековой истории и археологии. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2004. № 4. С. 99–107.
  7. Измайлов И.Л. Принятие ислама в Улусе Джучи: причины и этапы исламизации // Ислам и власть в Золотой Орде. Сборник статей / Миргалеев И.М., Сайфетдинова Э.Г. (ред.). Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. С. 98–117.
  8. Измайлов И.Л., Усманов М. Ислам в Улусе Джучи // История татар с древнейших времен в семи томах. Том III: Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. / Усманов М., Хакимов Р. (ред.). Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С. 599–617.
  9. Ислаев Ф.Г. К вопросу об исламизации Золотой Орды // Золотоордынское наследие. Вып. 2: Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А. Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. / Миргалеев И.М. (ред.). Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. С. 129–134.
  10. Кобищанов Ю.М. Империя Джучидов // Очерки истории распространения исламской цивилизации. В двух томах. Т. 2: Эпоха великих мусульманских империй и Каирского Аббасидского Халифата (середина XIII – середина XVI в.). М.: «Рос­сийская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. С. 13–130.
  11. Крамаровский М.Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия. СПб.: Издательство «Евразия», 2011. 544 с.
  12. Лапшина И. Вопросы воцарения и смерти Узбек-хана // Золотоордынская цивилизация. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2013. № 6. С. 112–120.
  13. Петрушевский И. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII–XIV веков. Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. 494 с.
  14. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. III / Арендс А., Ромаскевич А.А., Бертельс Е.Э., Якубовский А.Ю. (ред.). М.: Издательство Академии Наук СССР, 1946. 316 с.
  15. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том 1: Извлечения из сочинений арабских. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1884. 579 с.
  16. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2: Извлечения из персидских сочинений / Ромаскевич А.А., Волин С.Л. (ред.). М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1941. 310 с.
  17. Усманов М.А. Этапы исламизации Джучиева улуса и мусульманское духовенство в татарских ханствах ХIII–XVI веков // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма / Ким Г.Ф., Гирс Г.Ф., Давидович Е.А. (ред.). М.: Наука, 1985. С. 177–185.
  18. Хамидова Ч. Генеалогия Джучидов по данным «Шуаб-и панджгана» Рашид ад-дина // Золотоордынская цивилизация. Казань: Институт истории им. Ш.Мард­жани АН РТ, 2014. № 7. С. 73–86.
  19. Хаутала Р. Два письма францисканцев из Крыма 1323 года: латинский текст, русский перевод и комментарии // Золотоордынская цивилизация. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2014. № 7. С. 87–110.
  20. Шамильоглу Ю. Высокая исламская культура Золотой Орды // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. III: Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. / Усманов М., Хакимов Р. (ред.). Казань: Институт истории им. Ш.Мард­жани АН РТ, 2009. С. 589–598.
  21. Юрченко А.Г. Хан Узбек: Между империей и исламом (структуры повседневности). Книга-конспект. СПб.: Издательство «Евразия», 2012. 400 с.
  22. Aigle D. The Mongol Empire between Myth and Reality: Studies in Anthropological History. Leiden, Boston: Brill Academic Publishers, 2015. 394 p.
  23. Amitai R. The Mongols in the Islamic Lands: Studies in the History of the Ilkhanate. Aldershot, Burlington: Ashgate/Variorum, 2007. 372 p.
  24. Amitai R. Holy War and Rapprochement: Studies in the Relations between the Mamluk Sultanate and the Mongol Ilkhanate (1260–1335). Turnhout: Brepols Publishers, 2013. 148 p.
  25. Amitai-Preiss R. Mongol Imperial Ideology and the Ilkhanid War against the Mamluks // The Mongol Empire and Its Legacy / Amitai-Preiss R., Morgan D.O. (eds.). Leiden: Brill Academic Publishers, 1999. P. 57–72.
  26. Aubin J. Émirs mongols et vizirs persans dans les remous de l’acculturation. Paris: Association pour l’avancement des études iraniennes. Leuven: Diffusion Peeters Press, 1995. 96 p.
  27. Ayalon D. The Great Yāsa of Chingiz Khān: A Reexamination // Studia Islamica. Paris: Maisonneuve-Larose, 1971. No. 33. P. 97–140.
  28. Bihl M., Moule A.C. Tria nova documenta de missionibus Fr. Min. Tartariae Aquilonaris annorum 1314–1322 // Archivum Franciscanum Historicum. Quaracchi, Firenze: Collegio S. Bonaventura, 1924. No. 17. P. 55–71.
  29. Biran M. The Chaghadaids and Islam: The Conversion of Tarmashirin Khan (1331–34) // Journal of the American Oriental Society. New Haven: American Oriental Society, 2002. No. 122/4. P. 742–752.
  30. Biran M. The Mongols in Central Asia from Chinggis Khan’s Invasion to the Rise of Temür: The Ögödeid and Chaghadaid Realms // The Cambridge History of Inner Asia. The Chinggisid Age / Di Cosmo N., Allen F.J., Golden P.B. (eds.). Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2009. P. 46–66.
  31. Borbone P.G. Storia di Mar Yahballaha e di Rabban Sauma. Un orientale in Occidente ai tempi di Marco Polo. Torino: Silvio Zamorani editore, 2000. 297 p.
  32. Boyle J.A. The Dynastic and Political History of the Il-Khāns // The Cambridge History of Iran. Vol. 5: The Saljuq and Mongol Periods / Idem (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1968. P. 303–421.
  33. Broadbridge A.F. Kingship and Ideology in the Islamic and Mongol Worlds. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 232 p.
  34. Brosset M.-F. Histoire de la Siounie par Stéphannos Orbélian. Saint-Pétersbourg: Académie impériale des sciences, 1864. 186 p.
  35. Budge E.A.W. The Chronography of Gregory Abû’l Faraj the Son of Aaron, the Hebrew Physician Commonly Known as Bar Hebraeus Being the First Part of His Political History of the World. Vol. I. Piscataway: Gorgias Press, 2003. 582 p.
  36. Ciocîltan V. The Mongols and the Black Sea Trade in the Thirteenth and Fourteenth Centuries / Willcocks S. (tr.). Leiden, Boston: Brill Academic Publishers, 2012. 321 p.
  37. Dashdondog B. The Mongols and the Armenians (1220–1335). Leiden, Boston: Brill Academic Publishers, 2011. 267 p.
  38. DeWeese D.A. Islamization and Native Religion in the Golden Horde. Baba Tūkles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition. University Park: Pennsylvania State University Press, 1994. 656 p.
  39. DeWeese D.A. Islamization in the Mongol Empire // The Cambridge History of Inner Asia. The Chinggisid Age / Di Cosmo N., Allen F.J., Golden P.B. (eds.). Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2009. P. 120–134.
  40. D’Ohsson C.M. Histoire des Mongols depuis Tchinguiz-Khan jusq’a Timour Bey ou Tamerlan. Vol. IV. Amsterdam: Frederik Muller, 1852. 774 p.
  41. Gibb H. The Travels of Ibn Battuta: A.D. 1325–1354: translated with revisions and notes from the Arabic text. Vol. 3. Cambridge: Hakluyt Society, 1971. 232 p.
  42. Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra santa e dell’Oriente francescano. Vol. I: Il secolo decimoterzo (1215–1300). Quaracchi, Firenze: Collegio di S. Bonaventura, 1906. 479 p.
  43. Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra santa e dell’Oriente francescano. Vol. II: Addenda al sec. XIII e fonti pel sec. XIV. Quaracchi, Firenze: Collegio di S. Bonaventura, 1913. 641 p.
  44. Howorth H.H. History of the Mongols from the 9th to the 19th century. Part 3: The Mongols of Persia. London: Longmans, Green, and Co, 1888. 776 p.
  45. Hrbek I. The Chronology of Ibn Battuta’s Travels // Archiv orientální = Journal of the Czechoslovak Oriental Institute. Praha: Orientální ústav, 1962. No. 30. P. 409–486.
  46. Kohler Ch. Haytoni Flos Historiarum Terre Orientis // Recueil des historiens des croisades. Documents Arméniens. T. 2. Paris: Imprimerie royale, 1906. P. 255–363.
  47. Krawulsky D. The Mongol Īlkhāns and their Vizier Rashīd al-Dīn. Frankfurt am Main: Peter Lang – International Academic Publishers, 2011. 156 p.
  48. Lech K. Das mongolische Weltreich. Al-‘Umarī’s Darstellung der mongolischen Reiche in seinem Werk Masālik al-abṣār fī mamālik al-amṣār. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1968. 475 p.
  49. Marino Sanudo. Liber secretorvm fidelivm crvcis / Bongars J. (ed.). Hanoviæ: typis Wechelianis, apud heredes I. Aubrii, 1611. 361 p.
  50. Melville Ch. Padshah-i Islam: Тhe Conversion of Sultan Mahmud Ghazan Khan // Pembroke Papers. Cambridge: University of Cambridge; Centre of Middle Eastern Studies, 1990. No. 1. P. 159–177.
  51. Minervini L. Cronaca del Templare di Tiro (1243–1314). La caduta degli Stati Crociati nel racconto di un testimone oculare. Napoli: Liguori Editore, 2000. 490 p.
  52. Moule A.C. Textus duarum epistolarum Fr. Minorum Tartarie Aquilonaris an. 1323 // Archivum Franciscanum Historicum. Quaracchi, Firenze: Collegio S. Bonaventura, 1923. No. 16/1–2. P. 104–112.
  53. Röhricht R. Lettres de Ricoldo de Monte-Croce // Archives de l’Orient latin. Paris: Société de l’Orient latin, 1884. No. 2. P. 258–296.
  54. Sanjian A.K. Colophons of Armenian Manuscripts, 1301–1480. A Source for Middle Eastern History. Cambridge: Harvard University Press, 1969. 459 p.

Сведения об авторе: Роман Хаутала – Ph.D. (история), старший научный сот­рудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация); доцент исторического отделения гуманитарного факультета университета Оулу, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3898-0107, ResearcherID: H-9114-2016 (90570, ул. Пентти Кайтера, 1, История, почтовый ящик 1000, университет Оулу, Оулу, Финляндия). E-mail: romanhautala@gmail.com

Поступила  3.09.2018   Принята к публикации  28.11.2018
Опубликована  онлайн 29.12.2018