2019. Т. 7, № 2. Фомина Т.Ю.

2019. Т. 7, № 2. С. 254-265

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2019-7-2.254-265

   ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РУСИ В ПЕРИОД
МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ 1237–1240 ГОДОВ
(ПО ЛЕТОПИСНЫМ ИСТОЧНИКАМ)

Т.Ю. Фомина
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Набережные Челны, Российская Федерация
stal73@yandex.ru

Цель: проанализировать на основе летописных источников изменения еписко­пальной структуры Руси, произошедшие в ходе похода монголо-татарских войск 1237–1240 гг., и с помощью историко-генетического метода охарактеризовать процесс становления взаимоотношений монгол с пред­ставителями древнерусской церковной организацией.
Материалы исследования: в статье указывается на дискуссионность оценки влияния монголо-татарского вторжения на изменения епископальной структуры киевской митрополии. Возникновение, перенесение и ликвидация древнерусских епископских центров активно происходила и до первой трети XIII в. В статье подчеркиваются особенности положения русских епископий в ходе монгольского наступления 1237–1240 гг. Летописные источники сообщают о разорении и разграб­лении ордынскими войсками Владимирской и Переяславской кафедр, в то время как Ростовский, Черниговский и Галицкий архиереи сохранили свой сан и материальные ресурсы. После монгольского вторжения представители высшей церковной иерархии Руси склонились к сотрудничеству с Золотой Ордой. В результате русская церковь была освобождена от уплаты ордынской дани, укрепила свое влияние на обще­русские политические процессы, клир и церковная собственность были выведены из подчинения удельных князей.
Результаты и научная новизна: применение историко-генетического метода позволило выявить особенности выстраивания взаимоотношений ордынцев с пред­ставителями русского епископата. Законы Яссы обязывали представителей Монголь­ской Империи, а затем и Золотой Орды, с высокой степенью терпимости относится к представителям местного духовенства. Фиксируемая летописными источниками смерть представителей древне­русского епископата и спасение части из них, связаны непосред­ственно с периодом активных боевых действий, после окончания которых судьба духовенства зависела в основном от их лояльности к монгольской власти. Таким образом, взаимоотношения ордынцев с представителями высшей церковной иерархии Руси видятся не столь однозначными, как это нередко представляется в отечественной историографии.

Ключевые слова: церковно-ордынские отношения, монголо-татары, Древняя Русь, митрополиты, епископы, епископии

Для цитирования: Фомина Т.Ю. Епископальная структура Руси в период монголо-татарского вторжения 1237–1240 годов (по летописным источникам) // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 2. С. 254–265. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-2.254-265

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артамонов Ю. А. Епархии Киевской митрополии // Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. М.: Ладомир, 2015. C. 945.
  2. Богданов В.П., Рукавишников А.В. Взаимоотношения полоцких и смоленских князей в XII – первой трети XIII в. // Вопросы истории. 2002. № 10. С. 19–32.
  3. Галимов Т.Р. Русская церковная иерархия в княжеских междоусобицах середины XII–первой трети XIII вв. // Вестник Челябинского государственного университета: История. Вып. 52. 2012. № 25 (279). С. 104–114.
  4. Галимов Т.Р. Церковная иерархия и церковно-ордынские отношения в период татаро-монгольского вторжения 1237–1240 гг. в оценках современников // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 1. С. 29–55. DOI:10.22378/2313-6197.2017-5-1.29-55
  5. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. II: период второй, Московский от нашествия монголов до митрополита Макария включительно. М.: Грааль, 1997. 920 с.
  6. Григорьев А.П. Сборник Ханских ярлыков русским митрополитам: источниковедческий анализ золотоордынских документов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 276 с.
  7. Димник М. Даниил Галицкий, Михаил Черниговский и татары: борьба за Галицкую землю в 1239–1245 гг. // Русин. 2014. № 1 (35). С. 17–35.
  8. Житие Авраамия Смоленского // Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 2005. Т. 5. С. 30–65.
  9. Киево-Печерский патерик, или Сказания о житии и подвигах святых угодников Киево-Печерской лавры / Пер. с церк.-слав. и предисл. Е. Поселянина. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. 432 с.
  10. Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (XIII–первая четверть XIV в.) // Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн. Сборник научных трудов. М., 1990. Ч. 1. С. 15–69.
  11. Лихачев Д.С. Повести о Николае Заразском // Труды отдела древнерусской литературы. Л, 1949. Т. 7. С. 257–406.
  12. Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриархата (988–1240). Кн. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. 704 с.
  13. Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви в период постепенного перехода к ее самостоятельности (1240–1589). Кн. 3. М.: Изд-во Спасо-Преоб­раженского Валаамского монастыря, 1996. 704 с.
  14. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи (992–1892): в 3 т. М.: Сретенский монастырь, 2003. Т. 2: Иоанн–Симеон. 607 с.
  15. Масленников А.В. Взаимоотношения светской и церковной властей в X–XVIII веках (на материалах Ростовско-Ярославской епархии). Дисс. … канд. ист. наук. Ярославль, 2012. 281 с.
  16. Назаренко А.В. Галицкая епархия // Православная энциклопедия. М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2005. Т. 10. С. 322–328.
  17. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. и с предисл. А. Н. Насонова. М.; Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1950. 642 с.
  18. Повесть о Петре, царевиче Ордынском // Русские повести XV–XVI вв. М.; Л.: Художественная литература, 1958. С. 267–288.
  19. Полное собрание русских летописей. Л.: Изд-во АН СССР, 1926–1928. Т. 1: Лаврентьевская летопись. 379 с.
  20. Полное собрание русских летописей. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1908. Т. 2: Ипатьевская летопись. 638 с.
  21. Полное собрание русских летописей. М.: Языки русской культуры; 2004. Т. 25: Московский летописный свод конца XV в. 488 с.
  22. Помянник смоленских епископов XVI в. // Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Синодальной библиотеки. М.: Синодальная тип., 1869. Отд. III. Ч. I. С. 224.
  23. Поппе А. Митрополиты Киевские и всея Руси // Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси XI–XIII вв. М.: Наука, 1989. С. 191–206.
  24. Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды / отв. ред. И.М. Миргалеев. Казань: Изд-во Фэн АН РТ, 2009. 260 с.
  25. Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами русских книжников середины XIII–XV вв. М.: Квадрига, 2009. 248 с.
  26. Филарет (Гумилевский), архиеп. История русской церкви. Период второй: монгольский. От опустошения России монголами до разделения митрополии (1236–1410). М.: Тип. Волчанинова, 1888. 840 с.
  27. Хара-Даван Э. Чингис-хан: эссе. Казань: Идея-пресс, 2008. 204 с.

Сведения об авторе: Татьяна Юрьевна Фомина – кандидат исторических наук, доцент Набережночелнинского государственного педагогического университета (423806, ул. Низаметдинова, 28, Набережные Челны, Российская Федерация). E-mail: stal73@yandex.ru

Поступила  06.03.2019   Принята к публикации  31.05.2019
Опубликована онлайн  29.06.2019