2020. Т. 8, № 3. Абзалов Л.Ф.

2020. Т. 8, № 3. С. 457-471

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2020-8-3.457-471

   БИМАРИСТАН В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ

Л.Ф. Абзалов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казань, Российская Федерация
len_afzal@mail.ru

Цель исследования: в рамках данной статьи автор, опираясь на сведения о больнице Ургенча, предпринимает попытку характеристики больничного дела в Золотой Орде с целью составления более полной картины жизни золотоордынского общества.
Материалы исследования: источниковой основой исследования послужили данные арабских авторов Шайха ал-Бирзали и Ибн Баттуты о бимаристане в Хорезме (Ургенче). Для реконструкции его устройства активно используются методы аналогии и сравнения.
Результаты исследования и научная новизна: в статье выявляются факторы строительства бимаристана в этом крупнейшем городском центре государства Джучидов. Известный арабский купец и путешественник Ибн Баттута посетил Ургенч в эпоху его расцвета, именно в это время здесь были воздвигнуты наиболее значимые архитектурные памятники, сохранившиеся до сегодняшнего дня (напри­мер, минарет Кутлуг-Тимура и мавзолей Турабек ханум). Бурное строи­тельство стало следствием социально-экономического развития города и полити­ческой стаби­льности в стране. Мусульманская культура, мусульманское благочестие, приоб­щение монголо-татар­ской элиты к исламу, привели к тому, что Ургенч стал одним из главных культурных центров Улуса Джучи. Все вышеуказанное предо­пределило учреждение бимаристана. Очевидно, бимаристан Ургенча был устроен по аналогии с мусульманскими боль­ницами, возникшими еще в IX в. Косвенные материалы позволили автору предположить о возможном существовании бимариста­нов и в других крупных городах Золотой Орды. Бимаристаны в Золотой Орде могли иметь отдельные здания или же входили в комплексы, включавшие в себя т.н. заведения мусульманского благочестия. Деятельность больниц могла обеспечиваться только при наличии профессионального врача и влиятельного покровителя, первый из которых организовывал процесс лечения больных, второй создавал ее материальную и финансовую базу.

Ключевые слова: бимаристан, больница, история медицины, Золотая Орда, Ургенч

Для цитирования: Абзалов Л.Ф. Бимаристан в Золотой Орде // Золотоордынское обозрение. 2020. Т. 8, № 3. С. 457–471. DOI: 10.22378/2313-6197.2020-8-3.457-471

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блохин В.Г. Золотоордынское поселение у с. Колобовки в Ленинском районе Волгоградской области // Археология Нижнего Поволжья на рубеже тысячелетий: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Астрахань, 2001. C. 87–89.
  2. Борисов В.М. Арабско-русский словарь. М.: «Сам интернешнл», 1993. 1130 с.
  3. Бурханов А.А. Поселения Хорезма // История татар. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Казань, 2009. С. 250–259.
  4. Глухов А.А. Колобовское поселение: новые данные и интерпретация памятника // Золото­ордынская цивилизация. Казань, 2011. Вып. 4. С. 245–249.
  5. Гулиев Б.Н. К описанию архитектуры Азербайджана в период Ильханата (по англоязычной историографии) // Збірник наукових праць «Гілея: науковий вісник». Історичні науки. Випуск 111. С. 141–142.
  6. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. 431 с.
  7. Еникеева-Стародуб Т. Бимаристан (госпиталь) в истории Ислама [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus-islam.blogspot.com/2016/06/bimaristan-gospital-bolnitsa-v-istorii-islama.html (Дата обращения – 15.09.2019)
  8. Зиливинская Э.Д. Медресе и ханака в Золотой Орде (по письменным источникам и археологическим данным) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. №2. С. 129–151.
  9. Ибн Арабшах. Чудеса судьбы истории Темура [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ibn_Arabshah/text1.phtml?id=5713 (Дата обращения – 15.09.2019)
  10. Имареты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.XIIа. СПб., 1894. С. 593.
  11. История Османского государства, общества и цивилизации / Под ред. Ихсаноглу Э. Пер. с тур. Феоновой В.Б. М.: Восточная литература, 2006. Т.2. 586 с.
  12. Кдырниязов М.-Ш. Хорезм и Золотая Орда // Новые исследования по археологии Казахстана. Труды научно-практической конференции «Маргуланские чтения–15». Алматы, 2004. С. 87–91.
  13. Крамаровский М.Г. Город и городская жизнь в Золотой Орде // История татар. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Казань, 2009. С. 567–588.
  14. Медицина // Малая медицинская энциклопедия. Т. III. М.: Медицина, 1991. С. 203–373.
  15. Рашид ад-Дин. Переписка. М.: Наука, 1971. 498 с.
  16. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с перс. Арендса А.К. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946. Т. III. 340 с.
  17. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М.; Л., 1960. Т. II. 248 с.
  18. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из арабских сочинений, собранные Тизенгаузеном В.Г. СПб., 1884. Т. I. 564 с.
  19. Селезнев Ю. Элита Золотой Орды. Казань: «Фэн» АН РТ, 2009. 232 с.
  20. Сорокина Т.С. История медицины. Т.1.: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. М.: Академия, 2018. 288 с.
  21. Становление и расцвет Золотой Орды. Источники по истории Улуса Джучи (1266–1359 гг.). Казань, 2011. 438 с.
  22. Старр Ф. Утраченное Просвещение: Золотой век Центральной Азии от арабского за­воевания до времен Тамерлана [Lost Enlightenment Central Asia’s Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane]. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2017. 574 с.
  23. Хафиз Абру (Шихаб ад-Дин Абдаллах ибн Лутфуллах ал-Хавафи). Зайл-и Джами ат-таварих-и Рашиди («Дополнение к собранию историй Рашида») [Supple­ment to Rashid’s Collection of Stories] / Пер. с перс., предисл., коммент., прим. и указ. Талышханова Э.Р. Казань: ЯЗ, 2011. 320 с.
  24. Челеби Эвлия. Книга путешествий. Сейахатнаме. Рассказ о постройках
    города Бахчисарая [Travel Book]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vostlit.narod.ru/Texts/rus8/Celebi2/text61.htm (Дата обращения – 09.2019)
  25. Bimaristan // The Encyclopaedia of Islam. Leiden; London, 1986. Vol. I. P. 1222–1226.
  26. Deuraseh N. Medical Care During the Middle Ages [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alhassanain.org/english/?com=book&id=856&search=Medical%20 Care%20During%20the%20Middle%20Ages (Дата обращения – 15.09.2019)
  27. Ibn Battuta. II. De La Mecque aux steppes russes. Traduction de l’arabe de C. Defremery et B.R. Sanguinetti (1858). Introduction et notes de Yerasimos S., Cartes de Barthel C. Paris, 1982. 393 p.
  28. Khafipour Hani. A Hospital in Ilkhānid Iran: Toward a socio-economic reconstruction of the Rab‘-i Rashīdī // Iranian Studies. 45. No. 1. 2012. P. 97–117.
  29. Lawrence I.C. The Arab-Islamic Medical Tradition in the Western Medical Tradition: 800 BС to 1800 AD. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 556 p.
  30. Michael M. Dols. The origins of the Islamic hospital: Myth and reality // Bulletin of the History of Medicine. 61. No 3. 1987. Р. 367–390.
  31. Northrup L.S. Al-Bīmāristān Al-Manṣūrī – Explorations: The Interface between Medicine, Politics and Culture in Early Mamluk Egypt. History and Society during the Mamluk Era (1250–1517). Bonn, 2013. 37 p.
  32. Sami Hamarneh. Development of hospitals in Islam // Journal of the History of Medicine. No. 17. Р. 366–384.
  33. Yaacov L. Charity, Endowments, and Charitable Institutions in Medieval Islam. Gainesville: University Press of Florida, 2005. 224 p.

Сведения об авторе: Ленар Фиргатович Абзалов – кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического и обществоведческого образования Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, ул. Пушкина, 1/55, Казань, Российская Федерация); ORСID: 0000-0003-3952-6715. Е-mail: len_afzal@mail.ru

Поступила  28.12.2019   Принята к публикации  30.04.2020
Опубликована онлайн  29.09.2020