2022. Т. 10, № 2. Веселов Ф.Н.

2022. Т. 10, № 2. С. 256-283

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2022-10-2.256-283

   АПОКАЛИПСИС XIII В.: ПЕРВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ
РУССКИХ С МОНГОЛАМИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ
СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРОПОНИМАНИЯ

Ф.Н. Веселов
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
f.veselov@spbu.ru

Цель исследования: в мировой науке уже высказывалась мысль о том, что эсхатологическое впечатление русских книжников о монголах, зафиксированное в Повести о битве на р. Калке, спустя некоторое время, посредством отчета доминиканца Юлиана и свидетельства архиепископа Петра на Лионском соборе 1245 г., повлияло на апокалиптический характер восприятия Великого Западного похода в латинской Европе. Однако, что побудило русских обратится к грозным эсхатологическим апокрифам, до сих пор остается неисследованным. Решению этого вопроса посвящено данное исследование.
Материалы исследования: в исследовании был учтен широкий спектр опубликованных оригинальных и переводных источников XIII–XIV вв. на русском, латинском, французском, арабском, персидском, сирийском и армянском языках, а также мнения ученых, выраженные в исследовательской литературе по близким вопросам.
Результаты и научная новизна: обращение русских летописцев к эсхатологическим апокрифам крайне редко: до Повести о битве на Калке хронист обращается к апокрифу Псевдо-Мефодия лишь раз, в летописной статье о разграблении Киевских монастырей половцами в 1096 г. Сопоставление этих сообщений, исторических предпосылок описываемых событий, свидетельств литературных памятников, отчетов о путешествиях, сообщений хроник и отразившихся в них памятников дипломатии показывает, что русский книжник брал на себя ответственность привести сравнение с Последними временами, только когда целый комплекс причин складывался в мозаику, не оставлявшую иного объяснения происходящего. Важнейшую роль, при этом, в Повести о сражении на Калке сыграла не столько горечь поражения в степной битве, потеря многих князей и «воинов бещисла», разорение приднепровского Новгорода Святополчича, сколько дипломатическая риторика, которую несли с собой монгольские завоеватели «от моря до моря», полководцы хана, народ которого исшел из глубин Азии для того, чтобы владеть всем миром.

Ключевые слова: Битва на Калке, монголы, половцы, монгольские завоевания, Псевдо-Мефодий, христианские апокрифы, Гог и Магог, эсхатология, Стена Александра Македонского, Роман об Александре Македонском

Для цитирования: Веселов Ф.Н. Апокалипсис XIII в.: первое столкновение русских с монголами сквозь призму средневекового миропонимания // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 256–283. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.256-283

Благодарности: Статья написана при поддержке гранта Российского Научного фонда № 21-18-00166 «Отложенный план завоевания мира: монголы и Запад, 1219–1260 (Русь, Центральная Европа, Ближний Восток)».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешковский М.Х. Новгородский летописный свод 1220-х гг. // Летописи и хроники. 1980. М.: Наука, 1981. С. 104–111.
  2. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI – XIV вв.). М.: Изд-во АН СССР, 1960. 488 с.
  3. Буланин Д.М. Повесть о битве на Калке // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI – пер. пол. XIV вв.). Л.: Наука, 1987. С. 346–348.
  4. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан. Берлин, Пг., М.: Изд-во З.И. Гржебина, 1922. 176 с.
  5. Галстян А.Г. Армянские источники о монголах. Извлечения из рукописей XIII – XIV вв. М.: Наука, 1962. 155 с.
  6. Гиппиус А.А. Гюрята Рогович и его роль в русской эсхатологии (к интерпретации летописной статьи 6604 г.) // Академик А.А. Шахматов: жизнь, творчество, научное наследие (к 150-летию со дня рождения). СПб.: «Нестор-История», 2015. С. 251–264.
  7. Гиппиус А.А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. 1997. Вып. 6 (16). С. 3–72
  8. Гиппиус А.А. К проблеме редакций Повести Временных лет. I. // Славяноведение. 2007. № 5. С. 20–44.
  9. Гиппиус А.А. К проблеме редакций Повести Временных лет. II. // Славяноведение. 2008. № 2. С. 3–24.
  10. Гиппиус А.А. Новгородская владычная летопись XII–XIV вв. и ее авторы (История и структура текста в лингвистическом отношении) // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. 2004–2005. М.: Древлехранилище, 2006. С. 114–251.
  11. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII – XIV вв.) Курс лекций. М.: Аспект-пресс, 2001. 387 С.
  12. Золотая орда в источниках. Т. 1. Арабские и персидские источники. М., 2003. 448 с.
  13. История монголов инока Магакии, XIII века / пер. и объяснения К.П. Патканова. СПб.: Типография имп. ак. наук, 1871. 106 с.
  14. Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. М.: Универ. тип., 1897. 546 с.
  15. Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского и летопись // Известия Отделения Русского языка и Словесности. 1925. № 29. С. 380–382.
  16. Киракос Гандзакеци. История Армении / Пер., пред., комм. Л.А. Ханларян. М.: Наука, 1976. 357 с.
  17. Книга странствий / Пер с лат. и ст.-фр., сост., статьи и ком. Н. Горелова. СПб.: Азбука-классика, 2006. 318 с.
  18. Кучера М.П. Змиевы валы Среднего Поднепровья, Киев: Наукова думка, 1987. 204 с.
  19. Лаушкин А.В. Наследники праотца Измаила и библейская мозаика в летописных известиях о половцах // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 4. С. 76–86.
  20. Лихачев Д.С. Летописные известия об Александре Поповиче // Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР. М.-Л., 1949. Т. 7. С. 17–51.
  21. Магистр Рогерий, Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами / Пер. с лат. А. С. Досаев. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. 304 с.
  22. Матузова В.И. Английские средневековые источники IX–XIII вв.: тексты, перевод, комментарий. М.: Наука, 1979. 268 с.
  23. Назаренко А.В. «Никола Вешний»: новое об обстоятельствах установления на Руси памяти святого Николая Мирликийского 9 мая // Церковь в истории России. Сб. 11. М., 2016. С. 56–81.
  24. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / Насонов А.Н. (ред.). М.-Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1950. 642 с.
  25. Пашуто В.Т. Киевская летопись 1238 г. // Исторические записки. 1948. № 26. С. 273–305.
  26. Повесть временных лет / Подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева.
    2-е изд., испр. и доп. СПб.: Наука, 1996. 667 с.
  27. Полное собрание русских летописей. Т. I: Лаврентьевская летопись. М.: Яз. рус. культуры, 1997. 733 с.
  28. Полное собрание русских летописей. Том. II: Ипатьевская летопись. М.: Яз. рус. культуры, 1998. 938 стб. + 87 с.
  29. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Ред. и прим. Н.П. Шастина. М.: Географгиз, 1957. 270 с.
  30. Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII – XV вв. Изд. 2-е. М.: Квадрига, 2014. 265 с.
  31. Селарт А. Архиепископ Петр и Лионский собор 1245 г. // Rossica Antiqua. 2011. No. 1. C. 100–113.
  32. Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). Т. 5: Молимъ – Обатьнъ. М.: Инс­титут русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2002. 646 с.
  33. Толочко П.П. Русские летописцы Х – XIII вв. СПб., 2003. 249 с.
  34. Томашiвский С. Предтеча Iзидора, Петро Акерович, незнаний митрополит руський (1241–1245) // Записки Чина Св. Василия Великого. 1927. Т. 2. С. 15–313.
  35. Ужанков А.Н. «Летописец Даниила Галицкого»: редакции, время создания // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 1 (XI – XVI вв.). М.: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 1989. С. 247–283.
  36. Хаутала Р. От ‘Давида, царя Индий’ до ‘ненавистного плебса сатаны’. Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. 496 с.
  37. Хрусталев Д.Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб.: Евразия, 2002. 447 с.
  38. Хрусталев Д.Г. Русь и Монгольское нашествие (20–50-е гг. XIII в.). СПб.: Евразия, 2013. 412 с.
  39. Чоффари Дж. Перенесение мощей святителя Николая в латинских источниках XI в. и в русских рукописях // «Правило веры и образ кротости…». Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 135–163.
  40. Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношения к западным источникам. СПб.: ОЛДП, 1881. 23 с.
  41. Эммаусский А.В. Летописные известия о первом нашествии монголо-татар на Восточную Европу // Ученые записки Кировского гос. пед. института. 1958. Т. 1, Вып. 17. С. 59–109.
  42. Юрченко А.Г., Аксенов С.В. Христианский мир и Великая монгольская империя. СПб.: Евразия, 2002. 477 с.
  43. Ala-ad-Din Ata-Melik Juvaini, Genghis Khan. The History of the World Con­queror, trans. J.A. Boyle. Manchester: University Press, 1997. 763 p.
  44. Alexander P.G. The Byzantine Apocalyptic Tradition. Berkley, Los Angeles, London: University of California Press, 1985. 239 p.
  45. Biran M. Chinggis Khan. Oxford: OneWorld, 2007. 182 p.
  46. Blake R.P., Frye R.N. History of the Nation of the Archers (The Mongols) by Grigor of Akanc, Hitherto Ascribed to Magakia The Monk: The Armenian Text Edited with an English Translation and Notes // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1949. Vol. 12, No. 3/4 (Dec., 1949). P. 269–399.
  47. Browne E.G. A Literary History of Persia. Vol. II. Cambridge: Cambridge University Press, 1956. 568 p.
  48. Burnett Ch. An Apocryphal Letter from the Arabic Philosopher al-Kindi to Theodore, Frederick II’s Astrologer, Concerning Gog and Magog, the Enclosed Nations, and the Scourge of the Mongols // Viator: Medieval and Renaissance Studies. No 15. P. 151–167.
  49. Chekin L. The Godless Ishmaelites: the image of the steppe in eleventh-thirteenth century Rus’ // Russian History. Vol. 19, No. 1. P. 9–28.
  50. Cioffari G. La Leggenda di Kiev: La traslazione delle reliquie di S. Nicola nel racconto di uno annalista russo contemporaneo. Bari, 1980. 164 p.
  51. Cleaver C.F. An Early Mongolian Version of The Alexander Romance // Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 22. P. 1–99
  52. Cross S.H. The earliest allusion in Slavic literature to the Revelations of Pseudo-Methodius // Speculum. No 4/3. P. 329–339.
  53. Dashdondog B. The Mongols and the Armenians (1220–1335). Leiden, Boston: Brill, 2011. 267 p.
  54. DeWeese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tükles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition. University Park: Pennsylvania State University Press, 1994. 638 p.
  55. DeWeese D. The influence of the Mongols on the religious consciousness of the thirteenth century Europe // Mongolian Studies. No 5 (1978–79). P. 41–78.
  56. Donzel van E.J., Schmidt A.B. Gog and Magog in Early Eastern Christian and Islamic Sources: Sallam’s Quest for Alexander’s Wall. Leiden, Boston: Brill, 2010. 271 p.
  57. Dörrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen: Die Missionsreisen des fr. Julianus O.P. ins Uralgebiet (1234/5) und nach Russland (1237): und der Bericht des Erzbischofs Peter über die Tartaren // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften zu Göttingen, Philologisch-Historische Klasse. 1956. Issue 6. S. 126–202.
  58. Fennell J. The Crisis of Medieval Russia, 1200–1304. Harlow: Longman, 1983. 206 p.
  59. Fennell J. The Tatar Invasion of 1223: Source Problems // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Bd. 27. Berlin, s. 18–31.
  60. Foltz R. Religions of the Silk Road: Premodern Patterns of Globalization. 2nd ed. New York, Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010.
  61. Gießauf J. A Program of Terror and Cruelty. Aspects of Mongol strategy in the light of Western Sources // Chronica. Annual of the Institute of History University of Szeged Hungary. Vol. 7–8. P. 85–96.
  62. Göckenjan H., Sweeney J.R. (tr.) Der Mongolensturm. Berichte von Augenzeugen und Zeitgenossen 1235–1250. Gratz: Styria, 1985. 335 s.
  63. Halbertsma T.H.F. Christian Remains of Inner Mongolia: Discovery, Reconstruction and Appropriation. Leiden, Boston: Brill, 2008. 356 p.
  64. Hayton, La Flor des Estoires de la Terre d’Orient, eds. C. Kohler et al. // Recueil des Historiens des Croisades. Documents Armeniens. Vol. II. Paris: Imprimerie Nationale, 1906. p. xxiii-cxlii; 113–259.
  65. Holder-Egger O. (ed.), Balduini Ninovensis Chronicon // Monumenta Germaniae Historica. Tomus XXV. Hannover: Impensis Bibliopoli Hahniani, 1880. P. 515–546.
  66. Jackson P. Medieval Christendom encounter with the Alien // Historical Research. 74, Issue 186. 2002. P. 347–369.
  67. Jackson P. The Delhi Sultanate. A Political and Military History. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 367 p.
  68. Jackson P. The Mongols and the West. 1221–1410. London: Routledge, 2014. 448 p.
  69. Jackson P. The Testimony of the Russian ‘Archbishop’ Peter concerning the Mongols (1244/5): Precious intelligence or timely disinformation?’ // Journal of the Royal Asiatic Society. Vol. 26 / 1–2. P. 65–77.
  70. Jackson P. The Mongols and the Islamic World. New Haven: Yale University Press, 2017. 614 p.
  71. Jaffe Ph. (ed.), Annales et Notae Scheftlarienses // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores. Tomus XVII. Hannover: Impensis Bibliopoli Hahniani, 1861. P. 334–350.
  72. Jusupović А. Elity ziemi halickiej i wołyńskiej w czasach Romanowiczów (1205–1269), Cracow: Avalon, 2013. 352 s.
  73. Kamola S. History and legend in the Jāmi` al-tawārikh: Abraham, Alexander, and Oghuz Khan // Journal of the Royal Asiatic Society. Vol. 25. Issue 4. P. 555–577.
  74. Lane G. Daily Life in the Mongol Empire. Westport, London: Greenwood Press, 2006. 312 p.
  75. Maiorov A.V. The Rus archbishop Peter at the First Council of Lyon // Journal of the Ecclesiastical History. Vol. 71, Issue 1. P. 20–39.
  76. Moravcsik Gy. Bizantinoturcica. Vol. II. Leiden: Brill, 1983. 376 s.
  77. Morgan D. The Mongols and the Eastern Mediterranean // B. Arbel, B. Hamilton, and D. Jacoby (eds.), Latins and Greeks in the Eastern Mediterranean after 1204. London: Franc Cass and Co Ltd, 1989. P. 198–211.
  78. Ostrowski D. The Enclosed peoples of the Revelations of Pseudo-Methodius of Patara in the Povest’ vremennyx let // M.S. Flier, D. J. Birnbaum, and C. M. Vakareliyska (eds.), Philology Broad and Deep. In: Memoriam Horace G. Lunt. Indiana: Slavica, 2014. P. 215–242.
  79. Painter D. G. et al. (eds. and tr.) The Vinland Map and the Tartar Relation. New Haven, London: Yale University Press, 1965. 291 p.
  80. Pogossian Z. An “Un-known and Unbridled People”: Vardan Arewelc’i’s Colophon on the Mongols // Journal of the Society for Armenian Studies. Vol. 23. P. 7–48.
  81. Raverty G. (trans.). Minhaj Siraj Juzjani, Tabakat-i-Nasiri: A General History of the Muhammadan Dynasties of Asia. London, 1881. Vol. 2. 273 p.
  82. Richard J. La Papaute et les missions d’Orient au Moyen Age (XIII–XV siecles). Roma: Ecole Francaise de Rome, 1977. 325 p.
  83. Ross D. J. A. Alexander Historiatus. A Guide to Medieval Illustrated Alexander Literature. Frankfurt am Main: Athenäum, 1988. 145 p.
  84. Ruotsala A. Europeans and Mongols in the middle of the thirteenth century. Encountering the Other. Helsinki: Finnish Academy of Science and Letters, 2001. 169 p.
  85. Sardelić M. The Mongols and Europe in the First Half of the 13th Century: Prophecies and Apocalyptic Scenarios // A.R. Andrews (ed.) Prophecy, Divination, Apocalypse: 33rd Annual Medieval and Renaissance Forum, Plymouth State University (April 20–21, 2012). Scotts Valley: CreateSpace Publ., 2013. P. 100–112.
  86. Sinor D. Le rapport du Dominicain Julien écrit en 1238 sur le péril mongol // Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. Anne 146. No 4. P. 1153–1168.
  87. Sinor D. The legendary origins of the Türks // E.V. Žygas and P. Voorheis (eds.) Folklorica: Festschrift for Felix J. Oinas. Bloomington: Research Institute for Inner Asian Studies, 1982. P. 223–257.
  88. Szczesniak B. The mission of Giovanni de Piano Carpini and Benedict the Pole of Vratislavia to Haliez // Journal of Ecclesiastical History. Vol. 7. Issue 1. P. 12–20.
  89. The Mission of Friar William of Rubruck. His Journey to the Court of the Great Khan Möngke, 1253–1255 / Ed. P. Jackson. London: The Hakluyt Society, 1990. 312 p.
  90. Tognetti G. Dalla rilettura di alcuni documenti europei sulle relazioni coi Mongoli, 1237–1247 // Annali dell’Università degli studi di Napoli ‘L’Orientale’. Rivista del Dipartimento di Studi Asiatici e del Dipartimento di Studi e Ricerche su Africa e Paesi Arabi. Vol. 58. Issue 3–4. P. 395–408.
  91. Waitz G. (ed.). Gesta Treverorum // Monumenta Germaniae Historica. Tomus XXIV. Hannover: Impensis Bibliopoli Hahniani, 1879. P. 368–488.
  92. Waitz G. (ed.). Annales Sancti Medardi Suessionses // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores. Tomus XXVI. Hannover: Impensis Bibliopoli Hahniani, 1882. P. 518–522.
  93. Waitz G. (ed.). Ex Annalibus Wintoniensibus, Waverleiensibus, Wigorniensibus, Teokesburiensibus // Monumenta Germaniae Historica. Tomus XXVII. Hannover: Impensis Bibliopoli Hahniani, 1885. P. 449–473.

Сведения об авторе: Федор Никитович Веселов – кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии, Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация); ORCID: 0000-0002-2445-6497, ResearcherID: B-8730-2015. E-mail: f.veselov@spbu.ru

Поступила  28.01.2022   Принята к публикации  17.05.2022
Опубликована онлайн  29.06.2022