2024. Т. 12, № 4. Валиуллина Ф.М.
2024. Т. 12, № 4. С. 873-887
DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-4.873-887
РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ДАСТАНЕ «ИДЕГЕЙ»
Ф.М. Валиуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казань, Российская Федерация
farida1@bk.ru
Резюме. Цель исследования: анализ и систематизация религиозных мотивов в татарских вариантах эпоса «Идегей». Она нацелена на комплексное исследование религиозных мотивов в сравнительно-типологическом аспекте.
Материалы исследования: опубликованные и архивные татарские варианты эпоса «Идегей», исследования известных фольклористов, сведения из литературных и научных источников.
Научная новизна обусловлена тем, что на основе изучения существующих исследований и сравнительного анализа разных вариантов из архивных источников сделана попытка систематизации религиозных мотивов в дастане «Идегей».
Результаты исследования: в работе доказано, что по сравнению с мифологическим слоем, религиозный пласт в эпосе не так богат, но в целом даже та использованная и сохранившаяся часть имеет огромную смысловую нагрузку и художественно-эстетическую ценность.
В работе исследованы мотивы, показывающие отношение Токтамыш-хана, Идегея, Нурадына к религии и образы, связанные с культом ислама как Аллах, Газазил, ангелы, гурии и др. которые нашли отражение в эпосе. По мнению автора, в отличие от религиозных жанров, в особенности мунаджатов и баитов, в эпических произведениях религиозная идеология и религиозные мотивы не занимают такое большое место. Но тем не менее, во всех вариантах они встречаются в определенном объеме и выполняют значимую функциональную нагрузку. Религиозные мотивы не ограничиваются повествованием отношения людей той эпохи к религии, но и способствуют пониманию религиозно-философских и нравственных взглядов, показывают какое место занимала религия среди народных масс.
Ключевые слова: фольклор, народный эпос, ислам, религиозные мотивы, дастан, Идегей
Для цитирования: Валиуллина Ф.М. Религиозные мотивы в дастане «Идегей» // Золотоордынское обозрение. 2024. Т. 12, № 4. С. 873–887. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-4.873-887 EDN: OUTWMT
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бартольд В.В. Отец Едигея. Сочинения. М., 1963. Т. 2. Ч. 1. 804 с.
- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. 649 с.
- Жирмунский В.М. Мелиоранский и изучение эпоса «Едигей» // Тюркологический сборник. 1972. М., 1973. 174-176 с.
- Жирмунский В.М. Народный героический эпос. М.-Л: Гослитиздат. 1962. 435 с.
- Закирова И.Г. Болгар чоры халык иҗаты. Казан: Фикер, 2003. 144 б.
- Идегей. Татарский народный эпос. Пер. С. Липкина. Казань: 1990. 256 б.
- Идегәй: Татар халык дастаны. Казан: Татар. кит. нәшр. 1994. 255 б.
- Исәнбәт Н. Татар халык эпосы «Идегәй» дастанының 500 еллыгы // Совет әдәбияты. 1940. №11–12
- Ислам. Белешмә-сүзлек. Казан: ТКН, 1993. 192 б.
- Каменева М.Б. Исламские мотивы и образы в русской литературе 20–30-х годов XIX века. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2014. 155 с.
- Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1988. 286 с.
- Коръән Кәрим китабы (тәфсире һәм укылышы белән). Казан: Иман. 2024. 576 б.
- Мелиоранский П.М. Сказание о Едигее и Токтамыше. Киргизский текст по рукописи, принадлежавшей Ч.Ч. Валиханову. Издал проф. П.М. Мелиоранский // ЗРГО ОЭ. Прилож. к тому XXIX. СПб.: Типо-литография И. Боранского и Ко, 1905. 23+44 с.
- Миргалеев И.М., Фазлутдинов И.И., Закирова И.Г. К вопросу об изучении татарских вариантов эпоса об Идегее // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, № 4. С. 792–816. https://doi.org/22378/2313-6197.2023-11-4.792-816 EDN: IKMIJA
- Кыйссасел-әнбия. Пәйгамбәрләр тарихы. Казан:Дом печати. 2003. 340 с.
- Садекова А.Х. Идеология ислама и татарское народное творчество. Казань: Фикер, 2001. 208 с.
- Сайфетдинова Э.Г. Мусульманская культура Золотой Орды по сведениям средневековых арабских источников. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3). С. 689–702. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-689-702
- Сайфетдинова Э.Г. Религиозные традиции Улуса Джучи (на материале произведений золотоордынской эпохи «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара и «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари) // Исламский фактор в интеграционных процессах Великого Шелкового пути. Материалы II Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь. Созидание. Интеграция» (Болгар-Казань, 3–5 сентября 2017 г.) / Сост. и отв.. ред. И.М. Миргалеев. М.-Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; 2018. С. 51–57.
- Самойлович А.Н. Вариант сказания о Едигее и Токтамыше, записанный Н. Хакимовым / Тюркологический сборник. 1972. М., 1973. С. 186–211.
- Татар теленең аңлатмалы сүзлеге. Казан: ТКН, т 2,3. 1979, 1981. 726 б.
- Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. СПб., 1884. 566 с.
- Урманче Ф.И. Народный эпос «Идегей». Казань: Фән, 1999. 200 с.
- Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа. Казан: ТКН, 1984. 310 с.
- Урманчеев Ф.И. Татар халык иҗаты. Казан: Мәгариф, 2002. 336 б.
- Урманчеев Ф.И. Дастаннарга лаек замана. Казан: 1990. 220.
- Ханзафаров Н. «Идегәй» фаҗигасе хакында // Мирас, 1996 №12. б. 48–50.
- Ярми X. «Идегəй» дастаны // Совет əдəбияты. 1940. № 5/6. Б. 163–178.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Фарида Мансуровна Валиуллина – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики преподавания иностранных языков Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета (420021, ул. Татарстан, 2, Казань, Российская Федерация); ORCID: 0000-0002-0893-6853. E-mail: farida1@bk.ru
Поступила в редакцию 04.04.2024
Поступила после рецензирования 17.07.2024
Принята к публикации 28.10.2024