2025. Т. 13, № 2. Ахиезер Г.
2025. Т. 13, № 2. С. 460-474
DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2025-13-2.460-474
EDN: https://elibrary.ru/YBNQYY
ЭТНОНИМЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТАТАР В ЕВРЕЙСКИХ
ИСТОЧНИКАХ XIII–XIX ВВ., И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Голда Ахиезер
Ариэльский Университет
Ариэль, Израиль
agolda@ariel.ac.il
Резюме. Цель статьи: анализ этнонимов, используемых в еврейских текстах в отношении татар и некоторых других групп мусульманского населения. В статье будет показано различие в употреблении этих терминов, и факторы их возникновения и их изменение. Эти этнонимы будут рассмотрены как в лингвистическом, так и в культурно-историческом контексте, который в ряде случаев добавляет к тому или иному термину специфическую коннотацию.
Материалы исследования: Данное исследование использует конкретные примеры употребления терминов в еврейских источниках на иврите, написанных начиная со средневековья и до начала XIX в. Речь идет о сочинениях, относящихся к различным жанрам и регионам, среди них тексты по каббале, законоведению, записки о путешествиях, а также исторические хроники из Крыма XVII–XIX вв. В отличие от остальных указанных жанров хронографические тексты отражают повседневные контакты и отношения между евреями и татарами, поэтому содержат более богатый материал для исследования этнонимов.
Результаты и научная новизна: Кроме отдельных разъяснений некоторых понятий, этнонимы, используемые в еврейских текстах в отношении татар, никогда не изучались. В данной статье речь пойдет не просто о подборке слов и их этимологии. Исследование этнонимов в отношении татар и некоторых других групп мусульманского населения в еврейских источниках раскрывает перед нами более широкую картину, отражающую некоторые культурные и религиозные концепции и стереотипы, а также межэтнические отношения в восприятии как авторов этих текстов, так и их ближайшего окружения.
Ключевые слова: Этнонимы, евреи, татары, еврейские письменные источники, Крымское ханство
Для цитирования: Ахиезер Г. Этнонимы, обозначающие татар в еврейских источниках XIII–XIX вв., и их значения в культурно-историческом контексте // Золотоордынское обозрение. 2025. Т. 13, № 2. С. 460–474. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2025-13-2.460-474 EDN: YBNQYY
Благодарности: Автор статьи выражает свою искреннюю благодарность за важные комментарии проф. Питеру Голдену (Rutgers University), д-ру Искандеру Измайлову (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ) и д-ру Роману Хаутале (Университет Оулу, Финляндия).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ахиезер Г. Завоевание Крыма Российской Империей глазами караимских хронистов. М.-Иерусалим: Гешарим – Мосты культуры, 2015. 243 с.
- Веселов Ф.Н. Апокалипсис XIII в.: первое столкновение русских с монголами сквозь призму средневекового миропонимания // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 256–283. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.256-283
- Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV–XIX вв.: пути развития: рукописи, тексты и источники. М.: Восточная литература РАН, 2009. 304 с.
- Зеленина Г. (ред.). Три еврейских путешественника. М.: Мосты культуры 2004. 332 с.
- Измайлов И.Л. Социальная структура Улуса Джучи и тюрко-татарских ханств по материалам «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, № 2. С. 317–334. DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-2.317-334 EDN: GWPNSO.
- Кизилов М. Крымчаки: обзор истории общины // Евреи Кавказа, Грузии и Центральной Азии: исследования по истории, социологии и культуре. Под ред. Г. Ахиезер, Р. Эноха и С. Вайнштейна. Ариэль: Ариэльский Университет. Институт по изучению еврейских общин Кавказа и Центральной Азии, 2014. С. 218–
- Матузова В.И. (пер. и ред.) Английские средневековые источники IX–XIII вв. М.: Наука, 1979. 268 с.
- Смирнов В. Д. Ханский ярлык // Караимская жизнь, 1912. № 10–11. С. 57–58.
- Фиркович З. А. Сборник старинных грамот и узаконений касательно прав и состояния русско-подданных караимов. СПб., 1890. 223 c.
- Хаутала Р. От “Давида, царя Индий” до “ненавистного плебса сатаны”. Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage». Вып. 2. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015. 496 с.
- Шастина Н.П. (ред.). Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1957. 272 с.
- Штампфер Ш. История обращения хазар а иудаизм: новый взгляд на старую проблему // Евреи Кавказа, Грузии и Центральной Азии: исследования по истории, социологии и культуре. Под ред. Г. Ахиезер, Р. Эноха и С. Вайнштейна. Ариэль: Ариэльский Университет. Институт по изучению еврейских общин Кавказа и Центральной Азии, 2014. С. 173–211.
- Abulafia A. Otzar ’Eden Ganuz, Amnon Gross (ed.), Jerusalem, 2000. 378 p.
- Aescoly A.Z. Even-Shmuel Y. (eds.), Idel M. (intr.). Jewish Messianic Movements, 2nd ed. Jerusalem: Mosad Bialik, 1987. Pp. 212–214 (In Hebrew)
- Afendopolo C. Patshegen ktav ha-dat. Ramle, 1977. 149 p. (In Hebrew)
- Akhiezer G. “Hebrew Manuscripts and Scribes in the Crimean Golden Horde (Solkhat)”. Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae 72, No. 3 (2019). Pp. 333–354.
- Akhiezer Historical Consciousness, Haskalah, and Nationalism among the Karaites of Eastern Europe. Leiden – Boston: Brill, 2018, pp. 165–179.
- Akhiezer G. The Events Which Occurred during the Reign of Şahin Giray Khan: The Historical Chronicle of the 18th Century by Rabbi Azariah ben Eliya the Karaite from the Crimea. Qoveṣ ʿal-Yad30 (2011), pp. 281–385 (In Hebrew)
- Amitai R. “Mongol Raids into Palestine (AD 1260 and 1300).” Journal of the Royal Asiatic Society 2 (1987), pp. 236–255.
- Ben-Dor Z., The Ten Lost Tribes: A World history, Oxford: Oxford University Press, 2009. ix + 302 p.
- Ben-Naeh Y., Shapira D., and Tutian A. Debar Śepatayim: An Ottoman Hebrew Chronicle from the Crimea (1683–1730). Written by Krymchak Rabbi David Lekhno, Boston: Academic Studies Press, 2021. 262 p.
- Boyle J.A. The Mongol World Enterprise, 1206–1370. London: Variorum, 1977.
- Gökbilgin Ö. Tarih-i Sahib Giray Han. Ankara: Atatürk Universitesi Edebiyat Fakültesi, 1973. 313 p.
- Golden P. Qıpčaq. Ed. by Demir N., Karakoç B., Menz A. Turkology and Linguistics: Éva Á. Csató Festschrift. Ankara: Hacettepe Üniversitesi Yayınları, 2014, p. 183–203.
- Fisher A., The Russian Annexation of the Crimea 1772–1783, Cambridge: University Press 1970. xvi+180 p.
- Fisher A. The Crimean Tatars, Stanford 1978. 264 p.
- Idel M. “Mongol Invasions and Astrology: Two Sources of Apocalyptic Elements in 13th Century Kabbalah,” Hispania Judaica Bulletin 10,1 (Jerusalem 2014), 145–168, esp. 147.
- Jackson P. Mongols and the West 1221–1410. London: Routledge, 2018. 426 p.
- Ohanna-Arom N. “Hebrew sources”, in Michal Biran and Hodong Kim (eds.). The Cambridge History of the Mongol Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2023. 2, pp. 1261–1272.
- Polliack M. (ed.) Karaite Judaism: A Guide to Its History and Literary Sources, Leiden – Boston: Brill, 2003. 981 p.
- Pow S. “Nationes que se Tartaros appellant”: An Exploration of the Historical Problem of the Usage of the Ethnonyms Tatar and Mongol in Medieval Sources // Золотоордынское обозрение. Т. 7, №3. С. 545–567. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-3.545-567
- Pritsak O. “Das Karaimische”, Philologiae Turcicae Fundamentae, ediderunt Jean Deny et al., vol. I, Aquis Mattiacis apud Francisum Steiner, Wiesbaden 1959, pp. 318–340.
- Rachewiltz Igor, The Secret History of the Mongols, Leiden – Boston: Brill, vol. 1, 2006; 2 vols. 1346 p.
- Spuler B. Die goldene Horde: die Mongolen in Russland, 1223–1502. Leipzig: O. Harrassowitz 1943. xvi + 556 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Голда Ахиезер – Ph.D. (история), профессор отделения еврейской истории, Ариэльский университет (ул. Кирьят-Хамада 3, IL-40700 Ариэль, Израиль); ORCID: 0000-0002-9789-1043. E-mail: agolda@ariel.ac.il
Поступила в редакцию 13.08.2024
Поступила после рецензирования 11.03.2025
Принята к публикации 29.05.2025