2025. Т. 13, № 2. Ахиезер Г.

2025. Т. 13, № 2. С. 460-474

DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2025-13-2.460-474

EDN: https://elibrary.ru/YBNQYY

  ЭТНОНИМЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТАТАР В ЕВРЕЙСКИХ
ИСТОЧНИКАХ XIII–XIX ВВ., И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Голда Ахиезер
Ариэльский Университет
Ариэль, Израиль
agolda@ariel.ac.il

Резюме. Цель статьи: анализ этнонимов, используемых в еврейских текстах в отношении татар и некоторых других групп мусульманского населения. В статье будет показано различие в употреблении этих терминов, и факторы их возникновения и их изменение. Эти этнонимы будут рассмотрены как в лингвистическом, так и в культурно-историческом контексте, который в ряде случаев добавляет к тому или иному термину специфическую коннотацию.
Материалы исследования: Данное исследование использует конкретные примеры употребления терминов в еврейских источниках на иврите, написанных начиная со средневековья и до начала XIX в. Речь идет о сочинениях, относящихся к различным жанрам и регионам, среди них тексты по каббале, законоведению, записки о путешествиях, а также исторические хроники из Крыма XVII–XIX вв. В отличие от остальных указанных жанров хронографические тексты отражают повседневные контакты и отношения между евреями и татарами, поэтому содержат более богатый материал для исследования этнонимов.
Результаты и научная новизна: Кроме отдельных разъяснений некоторых понятий, этнонимы, используемые в еврейских текстах в отношении татар, никогда не изучались. В данной статье речь пойдет не просто о подборке слов и их этимологии. Исследование этнонимов в отношении татар и некоторых других групп мусульманского населения в еврейских источниках раскрывает перед нами более широкую картину, отражающую некоторые культурные и религиозные концепции и стереотипы, а также межэтнические отношения в восприятии как авторов этих текстов, так и их ближайшего окружения.

Ключевые слова: Этнонимы, евреи, татары, еврейские письменные источники, Крымское ханство

Для цитирования: Ахиезер Г. Этнонимы, обозначающие татар в еврейских источниках XIII–XIX вв., и их значения в культурно-историческом контексте // Золотоордынское обозрение. 2025. Т. 13, № 2. С. 460–474. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2025-13-2.460-474  EDN: YBNQYY

Благодарности: Автор статьи выражает свою искреннюю благодарность за важные комментарии проф. Питеру Голдену (Rutgers University), д-ру Искандеру Измайлову (Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ) и д-ру Роману Хаутале (Университет Оулу, Финляндия).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахиезер Г. Завоевание Крыма Российской Империей глазами караимских хронистов. М.-Иерусалим: Гешарим – Мосты культуры, 2015. 243 с.
  2. Веселов Ф.Н. Апокалипсис XIII в.: первое столкновение русских с монго­лами сквозь призму средневекового миропонимания // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 256–283. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.256-283
  3. Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV–XIX вв.: пути развития: рукописи, тексты и источники. М.: Восточная литература РАН, 2009. 304 с.
  4. Зеленина Г. (ред.). Три еврейских путешественника. М.: Мосты культуры 2004. 332 с.
  5. Измайлов И.Л. Социальная структура Улуса Джучи и тюрко-татарских ханств по материалам «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, № 2. С. 317–334. DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-2.317-334  EDN: GWPNSO.
  6. Кизилов М. Крымчаки: обзор истории общины // Евреи Кавказа, Грузии и Центральной Азии: исследования по истории, социологии и культуре. Под ред. Г. Ахиезер, Р. Эноха и С. Вайнштейна. Ариэль: Ариэльский Университет. Институт по изучению еврейских общин Кавказа и Центральной Азии, 2014. С. 218–
  7. Матузова В.И. (пер. и ред.) Английские средневековые источники IX–XIII вв. М.: Наука, 1979. 268 с.
  8. Смирнов В. Д. Ханский ярлык // Караимская жизнь, 1912. № 10–11. С. 57–58.
  9. Фиркович З. А. Сборник старинных грамот и узаконений касательно прав и состояния русско-подданных караимов. СПб., 1890. 223 c.
  10. Хаутала Р. От “Давида, царя Индий” до “ненавистного плебса сатаны”. Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage». Вып. 2. Казань: Институт истории им. Ш.Мард­жани АН РТ, 2015. 496 с.
  11. Шастина Н.П. (ред.). Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1957. 272 с.
  12. Штампфер Ш. История обращения хазар а иудаизм: новый взгляд на старую проблему // Евреи Кавказа, Грузии и Центральной Азии: исследования по истории, социологии и культуре. Под ред. Г. Ахиезер, Р. Эноха и С. Вайнштейна. Ариэль: Ариэльский Университет. Институт по изучению еврейских общин Кавказа и Цент­ральной Азии, 2014. С. 173–211.
  13. Abulafia A. Otzar ’Eden Ganuz, Amnon Gross (ed.), Jerusalem, 2000. 378 p.
  14. Aescoly A.Z. Even-Shmuel Y. (eds.), Idel M. (intr.). Jewish Messianic Movements, 2nd ed. Jerusalem: Mosad Bialik, 1987. Pp. 212–214 (In Hebrew)
  15. Afendopolo C. Patshegen ktav ha-dat. Ramle, 1977. 149 p. (In Hebrew)
  16. Akhiezer G. “Hebrew Manuscripts and Scribes in the Crimean Golden Horde (Solkhat)”. Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae 72, No. 3 (2019). Pp. 333–354.
  17. Akhiezer Historical Consciousness, Haskalah, and Nationalism among the Karaites of Eastern Europe. Leiden – Boston: Brill, 2018, pp. 165–179.
  18. Akhiezer G. The Events Which Occurred during the Reign of Şahin Giray Khan: The Historical Chronicle of the 18th Century by Rabbi Azariah ben Eliya the Karaite from the Crimea. Qoveṣ ʿal-Yad30 (2011), pp. 281–385 (In Hebrew)
  19. Amitai R. “Mongol Raids into Palestine (AD 1260 and 1300).” Journal of the Royal Asiatic Society 2 (1987), pp. 236–255.
  20. Ben-Dor Z., The Ten Lost Tribes: A World history, Oxford: Oxford University Press, 2009. ix + 302 p.
  21. Ben-Naeh Y., Shapira D., and Tutian A. Debar Śepatayim: An Ottoman Hebrew Chronicle from the Crimea (1683–1730). Written by Krymchak Rabbi David Lekhno, Boston: Academic Studies Press, 2021. 262 p.
  22. Boyle J.A. The Mongol World Enterprise, 1206–1370. London: Variorum, 1977.
  23. Gökbilgin Ö. Tarih-i Sahib Giray Han. Ankara: Atatürk Universitesi Edebiyat Fakültesi, 1973. 313 p.
  24. Golden P. Qıpčaq. Ed. by Demir N., Karakoç B., Menz A. Turkology and Linguistics: Éva Á. Csató Festschrift. Ankara: Hacettepe Üniversitesi Yayınları, 2014, p. 183–203.
  25. Fisher A., The Russian Annexation of the Crimea 1772–1783, Cambridge: University Press 1970. xvi+180 p.
  26. Fisher A. The Crimean Tatars, Stanford 1978. 264 p.
  27. Idel M. “Mongol Invasions and Astrology: Two Sources of Apocalyptic Elements in 13th Century Kabbalah,” Hispania Judaica Bulletin 10,1 (Jerusalem 2014), 145–168, esp. 147.
  28. Jackson P. Mongols and the West 1221–1410. London: Routledge, 2018. 426 p.
  29. Ohanna-Arom N. “Hebrew sources”, in Michal Biran and Hodong Kim (eds.). The Cambridge History of the Mongol Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2023. 2, pp. 1261–1272.
  30. Polliack M. (ed.) Karaite Judaism: A Guide to Its History and Literary Sources, Leiden – Boston: Brill, 2003. 981 p.
  31. Pow S. “Nationes que se Tartaros appellant”: An Exploration of the Historical Problem of the Usage of the Ethnonyms Tatar and Mongol in Medieval Sources // Золотоордынское обозрение. Т. 7, №3. С. 545–567. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-3.545-567
  32. Pritsak O. “Das Karaimische”, Philologiae Turcicae Fundamentae, ediderunt Jean Deny et al., vol. I, Aquis Mattiacis apud Francisum Steiner, Wiesbaden 1959, pp. 318–340.
  33. Rachewiltz Igor, The Secret History of the Mongols, Leiden – Boston: Brill, vol. 1, 2006; 2 vols. 1346 p.
  34. Spuler B. Die goldene Horde: die Mongolen in Russland, 1223–1502. Leipzig: O. Harrassowitz 1943. xvi + 556 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Голда Ахиезер – Ph.D. (история), профессор отделения еврейской истории, Ариэльский университет (ул. Кирьят-Хамада 3, IL-40700 Ариэль, Израиль); ORCID: 0000-0002-9789-1043. E-mail: agolda@ariel.ac.il

Поступила в редакцию 13.08.2024
Поступила после рецензирования  11.03.2025
Принята к публикации 29.05.2025