2025. Т. 13, № 2. Воротынцев Л.В., Галимов Т.Р.

2025. Т. 13, № 2. С. 375-391

DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2025-13-2.375-391

EDN: https://elibrary.ru/QETBGY

   ОБРАЗ «ТАТАР» В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ
ДРЕВНЕЙ РУСИ И ГОСУДАРСТВ «ХРИСТИАНСКОГО МИРА»

Л.В. Воротынцев 1 * , Т.Р. Галимов 2
1 Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина
Елец, Российская Федерация
2 Казанский федеральный университет
Казань, Российская Федерация)
* leonrus1245@mail.ru

Резюме. Цель исследования: рассмотреть некоторые аспекты образа «татар» отраженные в письменных источниках Древней Руси и других христианских государств в контексте этногеографической картины мира и эсхатологических представлений «книжников», а также причины трансформации этого образа в письменном нарративе стран «христианского мира» на протяжении XIII–XIV вв.
Материалы исследования: комплекс русских летописных источников, историко-литературные произведения Древней Руси («Поучение преподобного Серапиона», «Задонщина»), «История о Михаиле и Андронике Палеологах» Георгия Пахимера, грузинский хронограф «Жамта агмцерели», «История народа стрелков» инока Магакии, «История Армении» Киракоса Гандзакеци, «Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами» Магистра Рогерия, «Великая хроника» Матвея Парижского, «История татар» Ц. де Бриа, «История монгалов» Плано Карпини, «Книга Юбилеев», образцы политической переписки и отчеты христианских миссионеров.
Результаты и новизна исследования: основываясь на сравнительном анализе русских, кавказских и европейских источников, авторы приходят к выводу о том, что образ «татар» («тартар»), представленный в средневековых нарративных источниках государств т. н. «христианского мира» претерпел значительные изменения на протяжении всего периода существования монгольских государств. Если на начальном этапе, новые восточные завоеватели описывались в качестве «затворенных», апокалиптических «языков» и/или потомков ветхозаветных народов, то несколько позднее, стали восприниматься как некие чуждые по вере и обычаям, но довольно высокоразвитые человеческие сообщества, наделенные, помимо отрицательных и некоторыми положительными качествами. Основными причинами трансформации образа «татар» стали интенсивные политико-дипломатические, торговые и миссионерские контакты представителей «христианского мира» с правящей верхушкой и населением Монгольской империи и чингизидских государств, а также военные компании монголов против ряда мусульманских государств Ближнего Востока, Южного Кавказа и Малой Азии, являвшихся многовековыми врагами христианских народов данного региона.

Ключевые слова: образ «татар», «затворенные» народы, «дивьи люди», библейская традиция, эсхатологические представления, картина мира, ментальное восприятие

Для цитирования: Воротынцев Л.В., Галимов Т.Р. Образ «татар» в письменных источниках Древней Руси и государств «христианского мира» // Золотоордынское обозрение. 2025. Т. 13, № 2. С. 375–391. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2025-13-2.375-391  EDN: QETBGY

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анонимный грузинский «Хронограф XIV в. М.: ИЭА РАН, 2005. 152 с.
  2. Армянские источники о монголах. Извлечения из рукописей XIII–XIV вв. М.: Изд-во восточной литературы, 1962. 156 с.
  3. Выдержки из «Истории о Михаиле и Андронике Палеологах» Георгия Пахимера // Становление и расцвет Золотой Орды. Источники по истории Улуса Джучи (1266–1359 гг.). Казань: Татарское книжное изд-во, 2011. 438 с.
  4. Гальперин Ч. Татарское иго: образ монголов в средневековой России. Воронеж: Новый взгляд, 2012. 230 с.
  5. Гайденко П.И., Салимгареев М.В., Хохлов А.В. «Москва-второй Сарай»? (Об идеолого-политических амбициях древнерусской знати эпохи Дмитрия Ивановича Донского) // Факты и символы. 2021. № 26. С. 39–46. DOI: 10.24888/2410-4205-2020-26-1-39-46
  6. Гайденко П.И. От «Орды Залесской» к «Третьему Риму» // Новое прошлое / The New Past. 2023. № 3. С. 240–250. DOI: 10.18522/2500-3224-2023-3-240-250
  7. Горский А.А. «Орда Залесская»: об одном заблуждении // Humantities reseaches of the Central Russia. № 1 (30). C. 7–10. DOI: 10.24412/2541-9056-2024-130-7-10
  8. Долгов В.В. Быт и нравы Древней Руси. Миры повседневности XI–XIII вв. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2017. 592 с.
  9. Дробышев Ю.И. «Монголы» и «татары» в XIII в.: две грани одного мифа // Игра престолов на Востоке: Политический миф и реальность М.: ИВ РАН, 2023. С. 217–234.
  10. Задонщина. Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче, и о брате его, князе Владимере Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая. Под­готовка текста, перевод и комментарии Л.А.Дмитриева [электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4980 (дата обращения: 15.02.2025).
  11. Зайцев И.В. Без гнева и пристрастья. Татары и русские в зеркале взаимного восприятия // Родина, 2005. № 8. С. 100–107.
  12. История монголов инока Магакии, XIII века. СПб., 1871. 104 с.
  13. Исхаков Д.М. Термин «татаро-монголы/монголо-татары»: понятие полити­ческое или этническое? Опыт источникового и концептуального анализа // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 420–442.
  14. Киракос Гандзакеци. История Армении. М.: Наука, 1976. 357 с.
  15. Книга Юбилеев или Малое Бытие // Ветхозаветные апокрифы. Пер. Е.В. Вит­ковского. М.: Фолио, 2001. С. 15–38.
  16. Лаушкин А.В. Русь и соседи: история этноконфессиональных представ­лений в древнерусской книжности XI–XIII вв. М., 2019. 297 с.
  17. Ляпин Д.А. Потомки Иафета: сакральное пограничье и мотив отмщения в «Задонщине» // Палеороссия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. 2019. № 1(11). С. 74–84. DOI: 10.24441/2618-9674-2019-10005
  18. Магистр Рогерий. Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами / Пер. с лат. А.С Досаева. СПб.: Дмитрий Булавин, 2012. 304 с.
  19. Матузова В.И. Английские средневековые источники. М.: «Наука». 1979. 269 с.
  20. Николов А. Образ татаро-монголов Золотой Орды и Ильханов в сочи­нениях пропагандистов Крестовых походов (конец XIII – начало XIV вв.) // Золотоордынское обозрение. № 4. 2015. С. 14–28.
  21. Плано Карпини Иоанн де. История монголов: Текст, перевод, комментарии / под ред. А.А. Горского, В.В. Трепавлова; подгот. лат. текста П. В. Лукина, пер. с лат. А.А. Вовина, П.В. Лукина, коммент. А.А. Горского, П.В. Лукина, С.А. Масловой, Р.Ю. Почекаева, В.В. Трепавлова; Ин-т российской истории РАН. М.: ИДВ РАН, 2022. 383 с.
  22. Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1956. 287 с.
  23. Поучение преподобного Серапиона [электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4963 (дата обращения: 14.02.2025).
  24. Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ). Т. I. Лаврентьевская летопись. Л., 1926–1928. 392 с.
  25. ПСРЛ. Т. II. Ипатьевская летопись. СПб., 1908. 938 Стб.
  26. ПСРЛ. Т. III. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950. 316 с.
  27. Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII–XV вв. М.: Квадрига. 2014. 272 с.
  28. Рудаков В.Н. Два взгляда на ордынское нашествие в общественном соз­нании Руси второй половины XIII – начала XIV в. // Архивы и история российской государственности. Вып. 3 / Отв. редактор А.Р. Соколов, А.Ю. Дворниченко. СПб., 2012. С. 6–16.
  29. Селезнев Ю.В. Полемические заметки об образе татар в русской средневековой книжности // Studia Slavica, et Balcanica Petropolitana. 2011. № 1 (9). С.215–232.
  30. Селезнев Ю.В. Русь – Залесская Орда? Откуда растут татарские корни русской государственности // Родина. 2012. № 9. С. 124–126.
  31. Становление и расцвет Золотой Орды. Источники по истории Улуса Джучи (1266–1359 гг.). Казань. Татарское кн. изд-во. 2011. 438 с.
  32. Чекин Л.С. Безбожные сыны Измаиловы. Половцы и другие народы в древнерусской книжной культуре // Из истории русской культуры. Древняя Русь. Т. 1. М., 2000. С. 691–716.
  33. Хаутала Р. От “Давида, царя Индий” до “ненавистного плебса сатаны”. Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage». Вып. 2. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015. 496 с.
  34. Христианский мир и Великая Монгольская империя. Материалы францис­канской миссии 1245 года [Критический текст, перевод с латыни «Истории Тартар» брата Ц. де Бридиа] / Подготовка латинского текста и перевод С.В. Аксенов и А.Г. Юр­ченко; Экспозиция и исследование А.Г. Юрченко. СПб.: Евразия, 2002. 478 с.
  35. Golden P. Nomads in the Sedentary Word: The Case of Pre-Cinggisid Rus and Georgia // Nomads in the Sedentary Word / Khazanov A.M., Wink A. (eds.). Richmond, Surrey: Curzon Press, 2001. 93 p.
  36. Ostrowski D. G. Muscovy and the Mongols: cross-cultural influences on the Step Frontier 1304–1589. Cambridge, New York. 1998. 329 р.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Леонид Вячеславович Воротынцев – кандидат исторических наук, научный сот­рудник, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (399770, ул. Ком­мунаров, 28, Елец, Российская Федерация); ORCID: 0000-0002-6139-3392.E-mail: leonrus1245@mail.ru

Тэймур Рустэмович Галимов – кандидат исторических наук, старший препо­даватель кафедры истории Татарстана, антропологии и этнографии Института международных отношений, истории и востоковедения, Казанский федеральный университет (420111, ул. Лево-Бу­лачная, 44, Казань, Российская Федерация); ORCID: 0000-0002-3052-8063. E-mail: galimov_t_r@mail.ru

Поступила в редакцию   03.03.2025
Поступила после рецензирования   22.05.2025
Принята к публикации  02.06.2025