2025. Т. 13, № 2. Воротынцев Л.В., Галимов Т.Р.
2025. Т. 13, № 2. С. 375-391
DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2025-13-2.375-391
EDN: https://elibrary.ru/QETBGY
ОБРАЗ «ТАТАР» В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ
ДРЕВНЕЙ РУСИ И ГОСУДАРСТВ «ХРИСТИАНСКОГО МИРА»
Л.В. Воротынцев 1 * , Т.Р. Галимов 2
1 Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина
Елец, Российская Федерация
2 Казанский федеральный университет
Казань, Российская Федерация)
* leonrus1245@mail.ru
Резюме. Цель исследования: рассмотреть некоторые аспекты образа «татар» отраженные в письменных источниках Древней Руси и других христианских государств в контексте этногеографической картины мира и эсхатологических представлений «книжников», а также причины трансформации этого образа в письменном нарративе стран «христианского мира» на протяжении XIII–XIV вв.
Материалы исследования: комплекс русских летописных источников, историко-литературные произведения Древней Руси («Поучение преподобного Серапиона», «Задонщина»), «История о Михаиле и Андронике Палеологах» Георгия Пахимера, грузинский хронограф «Жамта агмцерели», «История народа стрелков» инока Магакии, «История Армении» Киракоса Гандзакеци, «Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами» Магистра Рогерия, «Великая хроника» Матвея Парижского, «История татар» Ц. де Бриа, «История монгалов» Плано Карпини, «Книга Юбилеев», образцы политической переписки и отчеты христианских миссионеров.
Результаты и новизна исследования: основываясь на сравнительном анализе русских, кавказских и европейских источников, авторы приходят к выводу о том, что образ «татар» («тартар»), представленный в средневековых нарративных источниках государств т. н. «христианского мира» претерпел значительные изменения на протяжении всего периода существования монгольских государств. Если на начальном этапе, новые восточные завоеватели описывались в качестве «затворенных», апокалиптических «языков» и/или потомков ветхозаветных народов, то несколько позднее, стали восприниматься как некие чуждые по вере и обычаям, но довольно высокоразвитые человеческие сообщества, наделенные, помимо отрицательных и некоторыми положительными качествами. Основными причинами трансформации образа «татар» стали интенсивные политико-дипломатические, торговые и миссионерские контакты представителей «христианского мира» с правящей верхушкой и населением Монгольской империи и чингизидских государств, а также военные компании монголов против ряда мусульманских государств Ближнего Востока, Южного Кавказа и Малой Азии, являвшихся многовековыми врагами христианских народов данного региона.
Ключевые слова: образ «татар», «затворенные» народы, «дивьи люди», библейская традиция, эсхатологические представления, картина мира, ментальное восприятие
Для цитирования: Воротынцев Л.В., Галимов Т.Р. Образ «татар» в письменных источниках Древней Руси и государств «христианского мира» // Золотоордынское обозрение. 2025. Т. 13, № 2. С. 375–391. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2025-13-2.375-391 EDN: QETBGY
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анонимный грузинский «Хронограф XIV в. М.: ИЭА РАН, 2005. 152 с.
- Армянские источники о монголах. Извлечения из рукописей XIII–XIV вв. М.: Изд-во восточной литературы, 1962. 156 с.
- Выдержки из «Истории о Михаиле и Андронике Палеологах» Георгия Пахимера // Становление и расцвет Золотой Орды. Источники по истории Улуса Джучи (1266–1359 гг.). Казань: Татарское книжное изд-во, 2011. 438 с.
- Гальперин Ч. Татарское иго: образ монголов в средневековой России. Воронеж: Новый взгляд, 2012. 230 с.
- Гайденко П.И., Салимгареев М.В., Хохлов А.В. «Москва-второй Сарай»? (Об идеолого-политических амбициях древнерусской знати эпохи Дмитрия Ивановича Донского) // Факты и символы. 2021. № 26. С. 39–46. DOI: 10.24888/2410-4205-2020-26-1-39-46
- Гайденко П.И. От «Орды Залесской» к «Третьему Риму» // Новое прошлое / The New Past. 2023. № 3. С. 240–250. DOI: 10.18522/2500-3224-2023-3-240-250
- Горский А.А. «Орда Залесская»: об одном заблуждении // Humantities reseaches of the Central Russia. № 1 (30). C. 7–10. DOI: 10.24412/2541-9056-2024-130-7-10
- Долгов В.В. Быт и нравы Древней Руси. Миры повседневности XI–XIII вв. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2017. 592 с.
- Дробышев Ю.И. «Монголы» и «татары» в XIII в.: две грани одного мифа // Игра престолов на Востоке: Политический миф и реальность М.: ИВ РАН, 2023. С. 217–234.
- Задонщина. Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче, и о брате его, князе Владимере Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая. Подготовка текста, перевод и комментарии Л.А.Дмитриева [электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4980 (дата обращения: 15.02.2025).
- Зайцев И.В. Без гнева и пристрастья. Татары и русские в зеркале взаимного восприятия // Родина, 2005. № 8. С. 100–107.
- История монголов инока Магакии, XIII века. СПб., 1871. 104 с.
- Исхаков Д.М. Термин «татаро-монголы/монголо-татары»: понятие политическое или этническое? Опыт источникового и концептуального анализа // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 420–442.
- Киракос Гандзакеци. История Армении. М.: Наука, 1976. 357 с.
- Книга Юбилеев или Малое Бытие // Ветхозаветные апокрифы. Пер. Е.В. Витковского. М.: Фолио, 2001. С. 15–38.
- Лаушкин А.В. Русь и соседи: история этноконфессиональных представлений в древнерусской книжности XI–XIII вв. М., 2019. 297 с.
- Ляпин Д.А. Потомки Иафета: сакральное пограничье и мотив отмщения в «Задонщине» // Палеороссия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. 2019. № 1(11). С. 74–84. DOI: 10.24441/2618-9674-2019-10005
- Магистр Рогерий. Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами / Пер. с лат. А.С Досаева. СПб.: Дмитрий Булавин, 2012. 304 с.
- Матузова В.И. Английские средневековые источники. М.: «Наука». 1979. 269 с.
- Николов А. Образ татаро-монголов Золотой Орды и Ильханов в сочинениях пропагандистов Крестовых походов (конец XIII – начало XIV вв.) // Золотоордынское обозрение. № 4. 2015. С. 14–28.
- Плано Карпини Иоанн де. История монголов: Текст, перевод, комментарии / под ред. А.А. Горского, В.В. Трепавлова; подгот. лат. текста П. В. Лукина, пер. с лат. А.А. Вовина, П.В. Лукина, коммент. А.А. Горского, П.В. Лукина, С.А. Масловой, Р.Ю. Почекаева, В.В. Трепавлова; Ин-т российской истории РАН. М.: ИДВ РАН, 2022. 383 с.
- Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1956. 287 с.
- Поучение преподобного Серапиона [электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4963 (дата обращения: 14.02.2025).
- Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ). Т. I. Лаврентьевская летопись. Л., 1926–1928. 392 с.
- ПСРЛ. Т. II. Ипатьевская летопись. СПб., 1908. 938 Стб.
- ПСРЛ. Т. III. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950. 316 с.
- Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII–XV вв. М.: Квадрига. 2014. 272 с.
- Рудаков В.Н. Два взгляда на ордынское нашествие в общественном сознании Руси второй половины XIII – начала XIV в. // Архивы и история российской государственности. Вып. 3 / Отв. редактор А.Р. Соколов, А.Ю. Дворниченко. СПб., 2012. С. 6–16.
- Селезнев Ю.В. Полемические заметки об образе татар в русской средневековой книжности // Studia Slavica, et Balcanica Petropolitana. 2011. № 1 (9). С.215–232.
- Селезнев Ю.В. Русь – Залесская Орда? Откуда растут татарские корни русской государственности // Родина. 2012. № 9. С. 124–126.
- Становление и расцвет Золотой Орды. Источники по истории Улуса Джучи (1266–1359 гг.). Казань. Татарское кн. изд-во. 2011. 438 с.
- Чекин Л.С. Безбожные сыны Измаиловы. Половцы и другие народы в древнерусской книжной культуре // Из истории русской культуры. Древняя Русь. Т. 1. М., 2000. С. 691–716.
- Хаутала Р. От “Давида, царя Индий” до “ненавистного плебса сатаны”. Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage». Вып. 2. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015. 496 с.
- Христианский мир и Великая Монгольская империя. Материалы францисканской миссии 1245 года [Критический текст, перевод с латыни «Истории Тартар» брата Ц. де Бридиа] / Подготовка латинского текста и перевод С.В. Аксенов и А.Г. Юрченко; Экспозиция и исследование А.Г. Юрченко. СПб.: Евразия, 2002. 478 с.
- Golden P. Nomads in the Sedentary Word: The Case of Pre-Cinggisid Rus and Georgia // Nomads in the Sedentary Word / Khazanov A.M., Wink A. (eds.). Richmond, Surrey: Curzon Press, 2001. 93 p.
- Ostrowski D. G. Muscovy and the Mongols: cross-cultural influences on the Step Frontier 1304–1589. Cambridge, New York. 1998. 329 р.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Леонид Вячеславович Воротынцев – кандидат исторических наук, научный сотрудник, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (399770, ул. Коммунаров, 28, Елец, Российская Федерация); ORCID: 0000-0002-6139-3392.E-mail: leonrus1245@mail.ru
Тэймур Рустэмович Галимов – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Татарстана, антропологии и этнографии Института международных отношений, истории и востоковедения, Казанский федеральный университет (420111, ул. Лево-Булачная, 44, Казань, Российская Федерация); ORCID: 0000-0002-3052-8063. E-mail: galimov_t_r@mail.ru
Поступила в редакцию 03.03.2025
Поступила после рецензирования 22.05.2025
Принята к публикации 02.06.2025