2016. Т. 4, № 2
Начиная с этого номера, мы перешли на Международные
стандарты нумерации – Том по году выхода журнала и номер выпуска внутри года. 2016. Т. 4, № 2.
А также на сквозную нумерация страниц внутри года – от первой страницы в первом выпуске до последней страницы в последнем выпуске.
2016. Т. 4, № 1. С. 1–240. 2016. Т. 4, № 2. С. 241–468 и т.д.
С уважением,
Редакционная коллегия
Публикации
К ВОПРОСУ СОЧЕТАНИЯ НОМАДИЧЕСКОГО
И ИЕРАРХИЧЕСКОГО ПРИНЦИПОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ
Р.С. Хакимов
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
420014, Казань, Российская Федерация
E-mail: history@tataroved.ru
Государственное устройство Золотой Орды, с одной стороны, наследует ряд черт политической культуры прежних тюркских государств, с другой – привносит кардинальные изменения, определяющие особенности евразийской империи. Для объяснения периодизации татарской истории мы вводим понятие нулевой точки истории. В истории плавное течение событий прерывается вблизи точки бифуркации, когда общество вступает в неустойчивую фазу и начинается коренной слом социальных структур. Из прошлого остаются элементы в качестве инвариантов, но они оказываются в новой сборке, которую нельзя свести к прежней комбинации социальных элементов. Это принципиально новая историческая фаза, когда одна система координат пространства-времени, сменяется другой и история начинает новый отсчет.
Золотая Орда – вершина кочевой цивилизации, но для ее процветания громадную роль играла металлургия, земледелие и торговля, причем основной статей экспорта было зерно. В Золотой Орде были построены сотни городов и морских портов, что отличает ее от Великой Степи. В то же время золотоордынская цивилизация, несмотря на рост оседлого населения, сохраняла номадическую ментальность. При наличии кочевого хозяйства в принципе была невозможна китайская или европейская модель государственного управления – нужно было контролировать именно кланы, занимавшие определенные территории. Кланы были способны обеспечивать сбор налогов с подвижного населения и подготовку воинов для армии. Клановая система придавала устойчивость в условиях полукочевой жизни, одновременно позволяя контролировать также оседлое население. Золотая Орда – это высокоразвитое государство с мощной финансовой системой, с государственным аппаратом, разделенным на две части, одна из которых связана с управлением кочевым населением, а другая – оседлым.
Территория, государственные структуры, традиции, политическая культура Золотой Орды стали основой Российской империи. К ордынскому наследию было добавлено православие, заимствованное из Византии, что в совокупности определило характер России.
Ключевые слова: политическое и культурное наследие тюркских государств, Золотая Орда, нулевая точка истори, вершина кочевнической цивилизации, основы Российской империи.
Для цитирования: Хакимов Р.С. The Combination of Nomadic and Hierarchic Principles within the State Organization in the Golden Horde // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. 2016. С. 246–255.
Сведения об авторе: Рафаиль Сибгатович Хакимов – доктор исторических наук, директор, вице-президент АН РТ, академик АН РТ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация). E-mail: history@tataroved.ru
Поступила 10.04.2016 г.
Принята к публикации 06.06.2016 г.
Город Золотой Орды (улусы западнее Дона). К вопросу о появлении и локализации »
ГОРОД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (УЛУСЫ ЗАПАДНЕЕ ДОНА):
К ВОПРОСУ О ПОЯВЛЕНИИ И ЛОКАЛИЗАЦИИ
Б.В. Черкас
Институт истории Украины НАН Украины
01001, Киев, Украина
E-mail: borys_ch@mail.ru
Одной из уникальных и еще в значительной степени загадочных страниц истории является история городов Золотой Орды. В первую очередь, это относится к стационарным пунктам. Большинство этих поселений известны благодаря археологическим исследованиям и, следовательно, определить, где речь идет о «городе», а где о «деревне», довольно сложно. Хронологически золотоордынские поселения можно разделить на две группы: те, которые существовали до монгольского завоевания и были включены в состав империи, и те, которые были постороены при татарах. Целью монгольского завоевания не было полное уничтожение захваченных народов. Империя монголов, как и любое другое государство, нуждалось в постоянном доходе для своего существования. Таким образом, во время вторжения, монголы разрушали города, опираясь на политическую или военную необходимость. Соответственно, большинство населенных пунктов продолжало жить. Кроме того в течении Золотоордынского периода истории, степь была покрыта большим количеством населенных пунктов, которые мы называем «город». Были две причины этого явления. Во-первых, природный компонент, когда сама жизнь вынуждала строить поселения. Во-вторых, государственная политика направленая на установление постоянных поселений.
Первая причина основывается на таких элементах. Именно наличие системы Ямов способствовало формированию поселений вдоль почтовых маршрутов. Там путешественник мог менять коней и отдохнуть, получить воду и еду, ремонт повозок, и т.д. Таким образом строительство жилых помещений для животных, магазинов, религиозных зданий, колодцев, ремесленных мастерских по этим пунктам было делом времени. Второй компонент природной среды – изменения климата. Степь Украины и Молдавии насыщена речками. Соответственно, эти реки могли быть преодолены только в определенных местах. Это, в свою очередь, привело к необходимости существования поселений в местах переправ. Кроме того, глубокий снег в степи значительно затруднял выпас животных, а в некоторые зимы, вообще делал это невозможным. Этот факт заставлял кочевников создавать соответствующие запасы кормов в стационарных поселениях. Особенно данный факт получил актуальность в XIV веке с его масштабным похолоданием.
Вторая причина основывается на политике управления землей Чингиз-хана. Именно он был первым, кто построил в степи город, который стал центром власти. Соответственно, нобилитет последовал примеру и также основал региональные центры власти.
Ключевые слова: Ям, поселения, Золотая Орда, город, деревня, государство Чингизидов.
Для цитирования: Черкас Б.В. Город Золотой Орды (Улусы западнее Дона). К вопросу о появлении и локализации // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, №2. С. 256–271.
Сведения об авторе: Борис Владимирович Черкас – доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины (01001, ул. Грушевского, 4, Киев, Украина). E-mail: borys_ch@mail.ru
Поступила 04.04.2016 г.
Принята к публикации 10.06.2016 г.
От Бату до Джанибека: военные конфликты Улуса Джучи с Польшей и Венгрией (1) »
ОТ БАТУ ДО ДЖАНИБЕКА: ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
УЛУСА ДЖУЧИ С ПОЛЬШЕЙ И ВЕНГРИЕЙ (1)
Р. Хаутала ¹ , ²
1 Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
420014, Казань, Российская Федерация
2 Университет Оулу
90014, Оулу, Финляндия
E-mail: virisequisque@hotmail.com
Автор настоящей статьи рассматривает ряд военных конфликтов Улуса Джучи с Венгрией и Польшей, последовавших за первым вторжением татар в эти земли в 1241 году. По большей части анализ автора основывается на сведениях синхронных латинских источников, сопоставленных с информацией, которая содержится в русских летописях и мамлюкских хрониках. Помимо венгерских, польских и германских хроник, автор прибегает к рассмотрению содержания папских посланий в Восточную Европу, которые предоставляют как наиболее достоверную информацию о военных конфликтах, так и сведения о мерах папской курии по усовершенствованию обороны восточных границ Латинского мира от набегов татар.
Статья рассматривает политические события в хронологическом порядке, согласно правлению джучидских правителей. В период правления Бату латинские источники выказывают чрезвычайную озабоченность в отношении возможного возобновления западной экспансии татар несмотря на то, что в действительности татарская военная активность на восточных границах католической Европы имела крайне незначительный характер. В период правления Берке, напротив, татары осуществили крайне разрушительный набег на Малую Польшу. Однако дальнейшая татарская экспансия была прервана неожиданным распадом монгольской империи. Последующее правление хана Менгу-Тимура отличалось относительной напряженностью в отношениях с католической Европой, но действительные нападения на Венгрию и Польшу были осуществлены только при ханах Туда-Менгу и Тула-Буга.
В дальнейшем, при ханах Токте и Узбеке, напряжение в отношениях между Золотой Ордой и католической Европой значительно ослабло, что, в частности, позволило Венгрии начать территориальную экспансию в Молдавии. Однако конец правления хана Узбека был охарактеризован резким обострением отношений между Золотой Ордой и Польшей, что было связано с началом войны за Галицкое наследство. Анализ хода этой войны показывает очевидное ослабление влияния Золотой Орды на земли бывшего Галицко-Волынского княжества, которое способствовало последующей экспансии Польши и Литвы на территории современной Украины.
Ключевые слова: Золотая Орда, католическая Европа в Средневековье, татарские инвазии, папская курия, анти-татарские крестовые походы, латинские источники.
Для цитирования: Хаутала Р. От Бату до Джанибека: военные конфликты Улуса Джучи с Польшей и Венгрией (1) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 272–313.
Сведения об авторе: Роман Хаутала – Ph.D. (история), кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); исследователь на историческом отделении гуманитарного факультета Университета Оулу (90014, ул. Пети Кайтера, д. 1, Оулу, Финляндия). E-mail: virisequisque@hotmail.com
Поступила 31.03.2016 г.
Принята к публикации 5.06.2016 г.
РУБИКОН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Т.Ф. Хайдаров
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
420014, Казань, Российская Федерация
E-mail: timkh2000@yandex.ru
В статье рассматриваются природно-климатический и экологический факторы в истории Золотой Орды. Уже с самого начала своего существования Улус Джучи оказался крайне зависимым от окружающейся среды. Автор исходит из позиции, что существование Улуса Джучи как крупного военно-политического объединения и важного элемента мировой экономической системы напрямую зависело от рекреационных возможностей степного биома Нижнего Поволжья по восстановлению исходной формы степи. При этом экологическая ситуация могла ухудшиться как из-за активного воздействия человека на экологию региона, так и в следствии изменения климата. Взвешенная экономическая политика ордынских правителей в благоприятный природно-климатический период позволил Улусу Джучи стать в кратчайшие сроки центром притяжения в черноморско-каспийском регионе. Поэтому основной целью исследования является осмысление политических событий в свете природно-климатических изменений середины XIV – начала XV вв.
Исходя из цели, основными задачами статьи, по мнению автора, являются раскрытие фактора влияния ордынских городов и хозяйственной деятельности людей на окружающую среду Нижнего Поволжья. Большую роль в этом процессе сыграли новые ордынские города. Первоначально они в большей степени являлись разросшейся стоянкой кочевников с редкими стационарными постройками. Даже после углубления в конце XIII в. экономических и культурных связей с Великим шелковым путем и последовавший затем экономический подъем старых городских центров в Средней Азии, Крымском и Булгарском улусе, новые ордынские города на Нижней Волге, Среднем Поволжье и Западной Сибири продолжали нести на новом этапе отпечаток кочевых поселений. В то же время, в них наметилось активное строительство капитальных строений. С учетом градостроительных достижений восточный стран, эти города постепенно стали местом притяжения для городской округи-«хоры» и близлежайших территорий.
В 1320 г. началось резкое изменение уровня Каспийского, Азовского и Аральского морей, которое в купе с увеличением сейсмической активности и наступившей климатической нестабильностью, стало детонатором катастрофических последствий в Золотой Орде. Автор статьи считает, что до последнего времени эпидемический («Черная смерть»), демографический (массовый голод) и военно-политический («Великая замятня») факторы рассматривались практически, лишь за редким исключением, в качестве отдельных исторических сюжетов. В свете новых достижений в области климатологии, эпидемиологии и герменевтики и определяется новизна исследования. Автор считает, что именно пересечение этих факторов и стало тем Рубиконом, который Улус Джучи пересечь не смог, а оставшиеся золотордынские города в Крымском и Булгарском Улусе смогли стать центрами формирования новой постордынской политической элиты татар. Раскрытие этих политических процессов через призму естественно-научных факторов позволяет начать пересматривать устоявшиеся в историографии оценки некоторых событий.
Ключевые слова: Улус Джучи, природно-климатические особенности Нижнего Поволжья, золотоордынские города, уровень Каспийского моря, Великий шелковый путь, многолетняя засуха, массовый голод, «Черная смерть».
Для цитирования: Хайдаров Т.Ф. Рубикон Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 314–335.
Сведения об авторе: Тимур Фаритович Хайдаров – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация). E-mail: timkh2000@yandex.ru
Поступила 24.04.16 г.
Принята к публикации 23.06.2016 г.
Latin Sources on the Religious Situation in the Golden Horde in the Early Reign of Uzbek Khan »
СВЕДЕНИЯ ЛАТИНСКИХ ИСТОЧНИКОВ О РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ
В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ В РАННИЙ ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАНА УЗБЕКА
Р. Хаутала ¹ , ²
1 Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
420014, Казань, Российская Федерация
2 Университет Оулу
90014, Оулу, Финляндия
E-mail: virisequisque@hotmail.com
Автор настоящий статьи представляет содержание избранных латинских источников по миссионерской деятельности францисканцев на территории Золотой Орды в XIV столетии. Данные источники представляют особый интерес для изучения истории улуса Джучи, поскольку они были написаны внутри Золотой Орды в период правления хана Узбека (1312–1341). В частности, эти источники содержат ценнейшую информацию о религиозной политике правителей улуса Джучи, которая позволяет переоценить процесс распространения ислама в Золотой Орде и степень исламизации кочевников в период правления хана Узбека.
В первую очередь, автор представляет ярлык, предоставленный ханом Узбеком миноритам Каффы в 1314 году, и указывает на определенные соответствия его содержания с общеизвестными ярлыками, выданными ханами Золотой Орды митрополитам православной церкви Руси. Данный ярлык Узбека имеет первостепенное значение для выяснения характера религиозной политики Узбека в начальный период его правления. Эта информация позволяет пересмотреть достоверность сведений, содержащихся в общеизвестных мусульманских источниках.
Далее автор указывает на важность информации, содержащейся в более позднем письме францисканцев Каффы, отправленном ими на Запад в 1323 году. Данное письмо упоминает существенные прозелитические успехи францисканцев и, что важнее, указывает на то, что администрация хана Узбека не чинила препятствий миссионерской деятельности миноритов, развернутой ими среди кочевников улуса Джучи.
В конце статьи автор уделяет внимание нередким конфликтам католиков с мусульманскими резидентами Золотой Орды и фокусируется на той информации латинских источников, которая позволяет выяснить причины этих конфликтов.
Ключевые слова: история Золотой Орды, исламизации кочевников, внешние и внутренние письменные источники, латинские источники, францисканское миссионерство среди кочевников.
Для цитирования: Хаутала Р. Latin Sources on the Religious Situation in the Golden Horde in the Early Reign of Uzbek Khan // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 336–346.
Сведения об авторе: Роман Хаутала – Ph.D. (история), старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); исследователь на историческом отделении гуманитарного факультета Университета Оулу (90014, ул. Пети Кайтера, д. 1, Оулу, Финляндия). E-mail: virisequisque@hotmail.com
Поступила 05.04.2016 г.
Принята к публикации 02.06.2016 г.
К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ НАПАДЕНИЯ КРЫМСКОГО ХАНА МЕНГЛИ ГИРЕЯ НА КИЕВ В 1482 Г. И РАЗРЫВА МИРА С ПОЛЬСКИМ КОРОЛЕМ
КАЗИМИРОМ ЯГАЙЛОВИЧЕМ (ПО ГЕНУЭЗСКИМ ДОКУМЕНТАМ)
В.П. Гулевич
Аппарат Верховной Рады Украины
01008, Киев, Украина
E-mail: gulevych_v@ukr.net
В историографии принято считать доказанным фактом, что нападение крымского хана Менгли Гирея на Киев в 1482 г. было инспирировано великим князем московским Иваном III. Итальянские документы 1480-х гг. позволяют выдвинуть альтернативную версию этим событиям. После захвата османами Каффы в 1475 г. в Генуе вынашивали планы возвращения своей колонии. С этой целью к Менгли Гирею были отправлены эмиссары, которым предписывалось изучить ситуацию в Крыму и подбить хана к восстанию в Каффе против турецкого владычества. Для успеха замысла планировалось склонить к участию и польского короля Казимира Ягайловича. Польский правитель на словах одобрил замысел, но не оказал никакой практической поддержки, что и спровоцировало Менгли Гирея к нападению на Киев.
Цель исследования: Выяснить причины нападения татар на Киев в 1482 г.
Задача: Установить обстоятельства, приведшие к нападению на Киев в 1482 г. и разрыву мира между Менгли Гиреем и Казимиром IV.
Новизна: Впервые на основе ранее малоизвестных источников выдвинутая альтернативная версия причин разрыва мира между ханом Менгли Гиреем и королем Казимиром IV.
Ключевые слова: 1481–1482 гг., Крымское ханство, хан Менгли Гирей, Османская империя, Великое княжество Литовское, Киев, политическая история.
Для цитирования: Гулевич В.П. К вопросу о причинах нападения крымского хана Менгли Гирея на Киев (1482 г.) и разрыва мира с польским королем Казимиром Ягайловичем (по генуэзским документам) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, №2. С. 347–359.
Сведения об авторе: Владислав Петрович Гулевич – магистр истории, главный консультант Управления по связям с местными органами власти и органами местного самоуправления Аппарата Верховной Рады Украины, (01008, ул. М. Грушевского, 5, Киев, Украина). E-mail: gulevych_v@ukr.net
Поступила 24.04.2016 г.
Принята к публикации 12.06.2016 г.
Символы власти в источниках по истории Тюменского ханств »
СИМВОЛЫ ВЛАСТИ В ИСТОЧНИКАХ
ПО ИСТОРИИ ТЮМЕНСКОГО ХАНСТВА
Д.Н. Маслюженко
Курганский государственный университет
640669, Курган, Российская Федерация
E-mail: denmas13@yandex.ru
Во всех средневековых государствах Великих степей их лидеры имели определенный набор символов государственной власти. Обладание ими было неотъемлемо от собственно владения самими властными полномочиями. Широкий список подобных потестарных символов выявляется для Золотой Орды. Однако, для государственных объединений постордынского мира выявление этих символов достаточно затруднительно в силу специфики источников, тем более, если речь идет о северной (сибирской) периферии этого пространства.
Для Сибирского ханства периода правления ханов Муртазы и его сыновей Ахмад-Гирея и Кучума авторы в качестве таких предметов выявляют государственные печати различной формы и т.н. «Сибирскую корону» (боевой шлем хана Кучуму восточного производства). Возможно, в придворных ритуалах использовался барабан. Кроме того, существовала тамга ханского рода, которая могла использоваться как аналог печатей, особенно при Кучумовичах.
Для Шибанидов более раннего времени, правивших в Тюменском ханстве, выявление подобной символики не проводилось. Письменные источники позволяют говорить о наличии у первого тюменского хана Абу-л-Хайра трона, царской юрты и халата, которые выступали символами его власти. Последние два предмета явно связаны с общемонгольскими или ордынскими традициями власти, характерными для многих степных регионов. В отличие от них, тюменский трон выступал относительно новым атрибутом местных правителей. По этой причине особое значение для тюменских династов занимал трон правителей Улуса Джучи, который в источниках именуется как «престол (трон, стул) Саин-хана», то есть Бату. По всей видимости, речь идет о легком переносном сидении, который действительно мог быть связан с ордынскими правителями. Его в разное время захватывали вместе с кочевой ставкой (Орда-Базар) Большой Орды Ахмада ханы Абу-л-Хайр и Ибрахим (Ибак). Владение этим предметом играло значительную роль в политических играх и претензиях Шибанидов XV века.
Ключевые слова: символы власти, Тюменское ханство, Сибирское ханство.
Для цитирования: Маслюженко Д.Н. Символы власти в источниках по истории Тюменского ханства // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. C. 360–368.
Сведения об авторе: Денис Николаевич Маслюженко – кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета, Курганский государственный университет (640669, ул. Гоголя, д. 25, Курган, Российская Федерация). E-mail: denmas13@yandex.ru
Поступила 31.03.2016 г.
Принята к публикации 02.06.2016 г.
Ногайская Орда в системе международных отношений рубежа XV–XVI вв. »
НОГАЙСКАЯ ОРДА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
РУБЕЖА XV–XVI ВВ.
М.В. Моисеев
Музейное объединение «Музей Москвы»
119021, Москва, Российская Федерация
E-mail: maksi-moisee@yandex.ru
Статья посвящена исследованию внешней политики Ногайской Орды, ее попыткам включиться в систему международных отношений региона Западного Дешта. Определены основные геополитические интересы Мангытского юрта. Существенным моментом в становлении западнодештской региональной системы международных отношений была борьба с Большой Ордой. Именно она оказалась важнейшим фактором, цементирующим союзы в регионе и обеспечивающим их жизненность. Однако, учитывая, что интересы Ногайской Орды – этого нового игрока – не всегда учитывались, то сохранялась возможность изменений конфигураций коалиций. Такая попытка была предпринята мирзой Мусой в 1493 г., но, натолкнувшись на сопротивление, оказалась безуспешной.
Заметно большую роль в ногайских претензиях сыграла опора на Сибирский юрт. Используя сибирских Чингизидов, ногаи сумели придать легитимный характер своим притязаниям на Казанское ханство. Особенно успешными стали события 1496 г., впрочем, эти же события показали недостаточность ресурсов Ногайской Орды для борьбы с Русским государством и в конце концов привели к ограничению ногайской политики интересами брачной дипломатии. После разгрома Большой Орды в центре геополитики региона ногайско-крымское противостояние и борьба за контроль за волжскими переправами, которые определяли характер международных отношений в Западном Деште. Однако для рубежа XV–XVI столетий крымско-ногайского противостояние ещё не стало глубоким и необратимым. Эта борьба поставила перед ногаями ещё один вопрос: для действенного контроля за волжским правобережьем было необходимо обладать волжскими перевозами, а следовательно и Хаджи-Тарханом. Такая логика событий должна была привести к новой большой войне в Западном Деште, в которой одну из ведущих ролей предстояло бы сыграть Ногайской Орде, но казахское вторжение резко изменило расстановку сил и сменило вектор международных отношений, в которых главную роль стало играть противостояние Русского государства и Крымского ханства. Смерть же хана Касима в 1521 г. и начавшееся изгнание казахов ногаями, вернули Ногайскую Орду в водоворот международных отношений, в котором Мангытский юрт вновь был вынужден искать свое место.
Ключевые слова: Ногайская Орда, региональная система международных отношений, Казанское ханство, Крымское ханство, Большая Орда, Русское государство.
Для цитирования: Моисеев М.В. Ногайская Орда в системе международных отношений рубежа XV–XVI вв. // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 369–384.
Сведения об авторе: Максим Владимирович Моисеев – кандидат исторических наук, заведующий сектором научно-просветительской работы ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы» (119021, Зубовский бул., 2, Москва, Российская Федерация). E-mail: maksi-moisee@yandex.ru
Поступила 15.04.2016 г.
Принята к публикации 12.06.2016 г.
Татарские царевичи в Великом княжестве Литовском (XV–XVIII вв.) »
ТАТАРСКИЕ ЦАРЕВИЧИ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ
ЛИТОВСКОМ (XV–XVIII ВВ.)
С.В. Думин ¹ , ²
1 Российская генеалогическая федерация
111250, Москва, Российская Федерация
2 Российское Дворянское Собрание
109028, Москва, Российская Федерация
E–mail: stanislaw.dumin@yandex.ru
В статье рассмотрена генеалогия трёх поселившихся в Великом княжестве Литовском в XV – начале XVI в. семей ордынских царевичей (солтанов). Первый из них происходил от «царевича Сихдохмана с Перекопа» (по всей вероятности, хана Сиди-Ахмеда). Второй, царевичи Острынские, были потомками крымских Гиреев, третий, «царевичи Заволжские», впоследствии именовавшиеся царевичами Пунскими, были потомками Халлек-солтана, племянника последнего хана Большой Орды Шах-Ахмата (Шейх-Ахмеда). В начале XVI в. эти царевичи поддерживали контакты с Большой Ордой и Крымом и играли определенную роль в дипломатических отношениях Великого княжества с татарскими ханствами. Позже они превращаются в обычных служилых землевладельцев, хотя и занимали среди литовско-татарской аристократии почетное место и сохраняли свой традиционный титул царевича.
Ключевые слова: литовские татары; Чингизиды (Джучиды); царевичи (солтаны), Острынские; Пунские; Шах-Ахмат (Шейх-Ахмед); Менгли-Гирей; Великое княжество Литовское; Большая Орда; Крымское ханство.
Для цитирования: Думин С.В. Татарские царевичи в Великом княжестве Литовском (XV–XVIII вв.) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 385–419.
Сведения об авторе: Станислав Владимирович Думин – кандидат исторических наук, президент Российской генеалогической федерации (111250, а.я. 54, Москва, Российская Федерация); вице-предводитель и герольдмейстер Российского Дворянского Собрания (109028, Покровский бульвар, дом 8, стр. 2А, Москва, Российская Федерация). E-mail: stanislaw.dumin@yandex.ru
Поступила 26.04.2016 г.
Принята к публикации 13.06.2016 г.
Дискуссия
Исхаков Д.М. 420-442
ТЕРМИН «ТАТАРО-МОНГОЛЫ/МОНГОЛО-ТАТАРЫ»:
ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЛИ ЭТНИЧЕСКОЕ?
ОПЫТ ИСТОЧНИКОВОГО И КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Д.М. Исхаков
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
420014, Казань, Российская Федерация
E-mail: monitoring_vkt@mail.ru
Несмотря на усиление в последние годы внимания исследователей к этническим аспектам процесса формирования на рубеже XII-XIII вв. Великого Монгольского государства, одна из ключевых проблем этого периода, связанная с определением этнической принадлежности татарских и других, связанных с ними кланов, все еще остается дискуссионной. Настоящая статья посвящена анализу данной проблематики с целью выработки более однозначного понимания этнической ситуации в Центральной Азии периода становления там Еке Монгол Улуса. В итоге рассмотрения существующих в историографии подходов относительно этнической номенклатуры, применявшейся монгольскими и китайскими источниками по отношению к расселявшимся в этой зоне тюркским и монгольским группам, автор статьи склоняется к мнению о тюркской этнической принадлежности татар и некоторых других (найманы, меркиты), известных по источникам, кланов, с которыми в ходе формирования «народа монголов» столкнулся Чингис-хан. При этом устанавливается историческая связь домонгольских татар с Кимакским и Уйгурским каганатами, в том числе выявляется их принадлежность к элитным – «царственным» слоям названных тюркских государств. А это, в свою очередь, позволяет выявить присутствие татарского составного элемента у восточных кыпчаков-кимаков (йемеков), имевших тесные связи с последней династией хорезмшахов. Общий вывод, который следует из материала, подвергнутого детальному и комплексному изучению в поставленном ракурсе, сводится к тому, что необходимо новое понимание термина «монголо-татары», являющегося не навязанным китайскими чиновниками понятием, а содержательным политонимом, маркирующим двусоставной – тюрко (татарско)-монгольский характер государствообразующего «народа» Великой Монгольской империи. В публикации также делается заявка на продолжение данной темы применительно к Улусу Джучи.
Ключевые слова: монголы, монголо-татары, татары, кимаки, уйгуры, найманы, меркиты, средневековая татарская этния, тюрко(татарско)-монгольский период истории.
Для цитирования: Исхаков Д.М. Термин «татаро-монголы/монголо-татары»: понятие политическое или этническое? Опыт источникового и концептуального анализа // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 420–442.
Сведения об авторе: Дамир Мавлявеевич Исхаков – главный научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (420014, Казань, Кремль, Подъезд 5, Российская Федерация). E-mail: monitoring_vkt@mail.ru
Поступила 07.04.2016 г.
Принята к публикации 07.06.2016 г.
Наследие
Абу Бакр Каландар 443-449
Каландар-наме. Глава 8. «Восхваление четырех Имамов» »
КАЛАНДАР-НАМЕ. ГЛАВА 8. «ВОСХВАЛЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ИМАМОВ»*
Абу Бакр Каландар
М.Р. Шамсимухаметова
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
420014, Казань, Российская Федерация
E-mail: milya-ismagilova@yandex.ru
Д.М. Шагавиев
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
420014, Казань, Российская Федерация
E-mail: saiddamir@mail.ru
М.М. Якубович
Национальный университет «Острожская академия»
35800, Острог, Украина
E-mail: nitishini@gmail.com
Очередная, уже восьмая по счету глава Каландар-наме посвящена развернутой апологии суннитской религиозно-правовой традиции, а именно личностям четырех имамов – эпонимов мазхабов. Порядок изложения восхвалений, посвященных каждому имаму, несколько отличен от известного исторического. Так, после ан-Ну‘мана Абу Ханифы (699 – 767 гг.) следует Мухаммад аш-Шафи‘и (767 – 820 гг.) и Ахмад ибн Ханбал (780 – 855 гг.), а не Малик ибн Анас (713-795 гг.). В отличие от имама аш-Шафи‘и, который назван «лучшим из умов» (букв. «ум умов»), Малик ибн Анас поставлен в конец списка как «последний»[1]. Это подтверждает уже ранее высказанные предположения о том, что Абу Бакр Каландар принадлежал к шафиитской школе, а вот с маликитами, по всей видимости, он мог и не быть знаком на практике.
[1] Здесь намек на бейт №16. Вариант от арабского заимствования «ахр», которое может иметь два прочтения: ахир и ахар. В первом случае будет значение «последний», а во втором – значение «другой». – Д.Ш.
* Продолжение. Начало см.: Золотоордынское обозрение. 2014. № 2. С. 243–252; № 3. С. 207–214; № 4. С. 198–207; 2015. № 1. С. 171–177; № 2. С. 187–196; 2016. № 1. С. 193–207. Перевод с персидского языка выполнен М.Р.Шамсимухаметовой; научная редакция перевода Д.А.Шагавиева, комментарии М.М.Якубовича.
Для цитирования: Абу Бакр Каландар. Каландар-наме. Глава 8. «Восхваление четырех Имамов» / Пер. с перс. яз. М.Р. Шамсимухаметовой; науч. ред. Д.А. Шагавиева; коммент. М.М. Якубовича // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, №2. С. 443–449.
Сведения об авторах: Миляуша Рашитовна Шамсимухаметова – аспирант, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация). E-mail: milya-ismagilova@yandex.ru
Дамир Адгамович Шагавиев – кандидат исторических наук, заведующий отделом истории религий и общественной мысли, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация). E-mail: saiddamir@mail.ru
Михайло Михайлович Якубович – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Национального университета «Острожская академия» (35800, ул. Семинарская, 2, Ровненская обл., Острог, Украина). E-mail: nitishini@gmail.com
Поступила 02.05.2016 г.
Принята к публикации 13.06.2016 г.
Рецензии
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ЧЕРКАС Б.В. ЗАХІДНІ ВОЛОДІННЯ УЛУСУ ДЖУЧИ:
ПОЛІТИЧНА ІСТОРІЯ, ТЕРИТОРІАЛЬНО-АДМІНІСТРАТИВНИЙ
УСТРІЙ, ЕКОНОМІКА, МІСТА. (XIII–XIV СТ.).
К.: ІНСТИТУТ ІСТОРІЇ УКРАЇНИ НАН УКРАЇНИ, 2014. 387 С.
Я.В. Пилипчук
Институт востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины
01001, Киев, Украина
E-mail: bachman@meta.ua
В 2014 г. в Украине была опубликована книга Б.В. Черкаса, посвященная западным улусам Золотой Орды. В данной рецензии учтены все достоинства и недостатки работы. Отмечено, что книга позволяет заполнить существующие лакуны в истории Золотой Орды. Пересмотрена существующая административно-территориальная структура Золотой Орды. По новому оценена внешнеполитическая остановка эпохи хана Узбека. Отмечено, что уже в правление Узбека были видны семена упадка Золотой Орды. Говорилось, что это было обусловлено как природными факторами, так и наступлением европейцев на буферные государства, которые хотя и были возвращены в сферу влияния Джучидов в 1321–1323 г., но были обессилены татарским вторжением. Введен в историографию новый термин – Новый Западный поход для обозначения действий в 1258–1260 гг. против русинов, литовцев, поляков, венгров. Отмечено, что монгольские командующие предпочитали воевать силами своих вассалов. В ходе анализа письменных источников исследователь пришел к выводу о существовании большого Улуса Курумыши и Крыла Мувала. На территории Крыла Мувала основал свой улус Ногай. «Ногаев Улус» не прекратил свое существование с Ногаем и в дальнейшем управлялся и сыновьями и внуками Ногая, а также одним из Батуидов и эмирами. Централизация государственного управления при ханах Узбеке, Джанибеке и Бердибеке дала лишь временный результат. Замена Чингизидов на эмиров не была панацеей от сепаратизма. Кроме того, исследователь реконструировал нахождение на территории Днепровского Левобережья еще нескольких улусов. Это Улус Манкерман на территории бывшего Переяславского княжества, Самарско-Орельский улус, а также непосредственно Крымский улус. Значительные территории на Днепровском Правобережье занимал Улус Курумыши, который в ходе венгерской и литовской экспансии был завоеван европейцами. К числу важных достижений ученного является реконструкция похода Токтамыша на Подолье и Киевское княжество в 1380 г. Отмечалось, что Токтамыш, стараясь предотвратить мятежи в причерноморских улусах, назначал туда своих родственников и активно использовал воинские контингенты из Крыла Мувала при походах в Иран и Центральную Азию. Замечания не играют принципиального значения и не могут серьезно повлиять на высокую оценку работы.
Ключевые слова: Улус Джучи, западные владения, Узбек, Мамай, Улус Ногая, Крыло-Мувала, Новый Западный поход.
Для цитирования: Пилипчук Я.В. Рецензия на книгу: Черкас Б.В. Західні володіння Улусу Джучи: політична історія, територіально-адміністративний устрій, економіка, міста. (XIII–XIV ст.). К.: Інститут історії України НАН України, 2014. 387 с. // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 450–457.
Сведения об авторе: Ярослав Валентинович Пилипчук – кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Отдела Евразийской степи Института востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины (01001, ул. Грушевского 4, Киев, Украина). E-mail: bachman@meta.ua
Поступила 20.04.2016 г.
Принята к публикации 04.06.2016 г.
Слово об «Этимологическом словаре татарского языка» »
СЛОВО ОБ «ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»
Р.Т. Сафаров
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ
420111, Казань, Российская Федерация
E–mail: safar.rinat@yandex.ru
Исследования в области этимологии требуют от специалиста глубоких знаний, обширной эрудиции, владения языками, большого опыта работы, поэтому лингвистических трудов в данной области в татарском языкознании не так много. Рифкат Газиззянович Ахметьянов – языковед, посвятивший свою жизнь именно этой области лингвистики. Его «Этимологический словарь татарского языка» – долгожданный труд не только для татарских гуманитариев, но и для всего тюркского мира и исследователей истории и языка соседних с татарами этносов. В татарском языкознании – это первый этимологический словарь, имеющий фундаментальный характер.
Двухтомный словарь содержит в себе информацию о происхождении и образовании около 10 300 слов, не учитывая их многочисленные варианты. Автор, прежде всего, ставил перед собой задачу дать этимологический анализ лексического состава литературного татарского языка, поэтому в словарь были внесены все корневые слова из трёхтомного толкового словаря татарского языка, изданного в 1977–1981 гг. Однако не осталась в стороне и активно развивающаяся этимология диалектной лексики, связывающей татарский язык с другими тюркскими языками или заимствованной из других языков.
В целом, словарная статья состоит из вокабулы, её перевода на русский язык, диалектных вариантов с их значениями, указания на язык источник, если это заимствование, если же не заимствование, то – ареал распространения, т.е. параллелей анализируемой лексемы, прежде всего, из тюркских, в отдельных случаях из славянских и финно-угорских и др. языков. Если этимология слова ясна, автор указывает это, если же вызывает определенные споры, то приводит мнения авторитетных исследователей, выражает свое отношение и т. д. Кроме этого, для большинства слов в конце статьи даны дериваты из литературного и диалектного татарского языка.
Особое внимание Р.Г. Ахметьяновым уделено теории этимологии, подробно описанной им в разделе «Об этимологии», который имеет отдельное научно-практическое значение. Здесь представлены сравнительно новые и важнейшие направления и пути изучения истории и этимологии словарного состава татарского языка, которые могут послужить серьезной базой для исследователей в данной области. В конце раздела дана основная литература по этимологии и библиографические источники, использованные при составлении словаря. Этот богатейший теоретический и фактический материал может быть использован как самостоятельное учебное пособие по изучению тюрко-татарской этимологии.
Основанный на последовательных научных принципах, подробно исследованный и зафиксированный в словарь огромный языковой материал позволяет представить влияние в различные эпохи иных языков на татарский, масштабы этого влияния, а значит способствует более глубокому осознанию прошлого татарского народа, его истории, культуры.
Для цитирования: Сафаров Р.Т. Слово об «Этимологическом словаре татарского языка» // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, №2. С. 458–460.
Сведения об авторе: Ринат Тагирович Сафаров – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела лексикографии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ (420111, ул. Лобачевского, 2/31, Казань, Российская Федерация). E-mail: safar.rinat@yandex.ru
Поступила 30.03.2016 г.
Принята к публикации 08.06.2016 г.
Хроника
II МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КРЫМА»,
ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТИ МЕНГЛИ ГИРАЯ
Э.Э. Абибуллаева ¹ , ²
1 Музей Исмаила Гаспринского
298405, Бахчисарай, Крым, Российская Федерация
2 Крымский научный центр Института истории им. Ш.Марджани АН РТ
298405, Бахчисарай, Крым, Российская Федерация
E-mail: shems-annur@mail.ru
С 30 октября по 1 ноября 2015 года в Крымском научном центре Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан в городе Бахчисарае с успехом прошёл II Международный научный форум «Актуальные проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия Крыма», посвященный памяти Менгли Гирая. В работе форума приняли участие более 60 ученых из разных регионов России, а также из Украины, Белоруссии, Азербайджана. Докладчики осветили самые актуальные вопросы и предложили пути решения и реализации проблем в области изучения и сохранения историко-культурного наследия Крыма. В рамках форума были проведены четыре круглых стола посвященные следующим вопросам: «Роль сохранения историко-культурного наследия и развитие туристического потенциала Республики Крым»; «Проблемы сохранения и изучения исторического наследия Крыма»; «Филология, этнография, искусство и культура этносов Крыма: традиции и современность»; «День женской дипломатии», посвящённый памяти Нур-Султан. Форум завершился посещением выставки в Зынджырлы медресе (памятник истории и архитектуры XVI века, ГБУ РК Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник) «Тугра и вселенная» (автор И. Шейх-Задэ), в которой был использован материал из одноименного труда М.А.Усманова.
Для цитирования: Абибуллаева Э.Э. II Международный научный форум «Актуальные проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия Крыма», посвященный памяти Менгли Гирая // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 461–463.
Сведения об авторе: Эльмира Эбазеровна Абибуллаева – заведующая Мемориальным музеем Исмаила Гаспринского Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» (298405, ул. Речная, 133, г. Бахчисарай, Крым, Российская Федерация); младший научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (298405, ул. Басенко, 57 «Л», Бахчисарай, Крым, Российская Федерация). E-mail: shems-annur@mail.ru
Поступила 15.04.2016 г.
Принята к публикации 09.06. 2016 г.
Научный семинар «Восточные улусы Казанского ханства» »
НАУЧНЫЙ СЕМИНАР «ВОСТОЧНЫЕ УЛУСЫ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА»
А.В. Аксанов
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
420014, Казань, Российская Федерация
E-mail: aksanov571@gmail.com
25 февраля 2016 г. в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ состоялся научный семинар на тему «Восточные улусы Казанского ханства». Семинар был организован Центром исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова. С докладами выступили заведующий Центром к.и.н. И.М. Миргалеев, к.и.н. А.В. Аксанов. В первой части семинара были проанализированы узловые проблемы этнополитической истории Западного Приуралья в XIII–XIV веках, на основании чего была высказана гипотеза о разрушении Великой (приуральской) Венгрии (Баскардии) и о насильственном расселении ее народов в результате Западного похода Батыя (автор идеи Роман Хаутала). Привлекая различные аутентичные известия, данные археологии, эпиграфики, генетики и лингвистики докладчики обосновали тезис о заселении территории Великой Венгрии кимаками, булгарами и хорезмийцами и учреждении на ее месте Акидел улуса, который впоследствии вошел в состав Казанского ханства.
Далее речь шла о локализации и этносоциальном составе восточных улусов Казанского ханства, а также о связанных с этим вопросах политической истории средневековых тюрко-татарских государств. Была обозначена проблема несоответствия существующих в историографии представлений о расположении Башкирского улуса Казанского ханства и данных аутентичных источников XV–XVI веков. На основе широкого привлечения башкирских шеджере и экстраполяции более поздних сведений на ситуацию в Казанском ханстве, многие исследователи пришли к выводу о юго-восточном расположении Башкирского улуса, тогда как авторы XVI в. говорят о том, что этот улус находился у северо-восточных границ Казанского ханства. В результате анализа политических процессов, происходивших в Приуралье в XV–XVI вв., докладчики выдвинули гипотезу об особом военно-стратегическом значении Башкирского улуса, как для Казанского ханства, так и для пришедшего на смену ему Русского государства, при котором, однако, этот улус стал использоваться и в целях покорения Южного Урала. Так в конце XVI в. в результате смещения основной зоны противостояния на юго-восток и последовавшего за этим вхождения в состав Башкирского улуса новых «башкирцев» из числа ногайских и шибанских татар сместилась и существенно расширилась территория улуса, в 1586 г. получившая статус Уфимского уезда.
В конце семинара докладчики ответили на вопросы присутствующих и предоставили слово для обсуждения, в котором приняли участие в.н.с. Отдела этнологических исследований, д.и.н. Д.М. Исхаков и директор Института им. Ш. Марджани, д.и.н. Р.С. Хакимов. Д.М. Исхаков согласился с тезисами, выдвинутыми относительно судьбы Великой Венгрии и Акидел улуса, но выступил с некоторой критикой взглядов на историю Башкирского улуса. Р.С. Хакимов, подводя итоги семинара, заключил, что подобные семинары и дискуссии полезны для развития науки, поскольку они являются необходимой составляющей любого исторического исследования.
Для цитирования: Аксанов А.В. Научный семинар «Восточные улусы Казанского ханства» // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 463–465.
Сведения об авторе: Анвар Васильевич Аксанов – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация). E-mail: aksanov571@gmail.com
Поступила 27.05.2016 г.
Принята к публикации 10.06.2016 г.