2016. №1

Скачать № 1, 2016

Публикации

   Uli Schamiloglu   6-25

Climate Change in Central Eurasia and the Golden Horde »

CLIMATE CHANGE IN CENTRAL EURASIA AND THE GOLDEN HORDE
(ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРАЗИИ
И ЗОЛОТОЙ ОРДЕ)

Юлай Шамильоглу

Висконсинский университет,
1220 Linden Drive, Madison, WI 53706, Соединенные Штаты
E-mail: uschamil@wisc.edu

 

Настоящая статья предлагает оригинальную интерпретацию истории климата на территории Золотой Орды. Представив обзор экологических зон на территории Золотой Орды, автор рассматривает климат XIII–XIV столетий в более широком контексте IX–XIX веков, так как золотоордынский период совпадает с переходом от «средневекового теплого периода» к началу «малого ледникового периода». Статья содержит как обзор доступных данных, делающих возможным рассмотрение изменения климата, так и анализ того, каким образом эти данные предоставляют косвенные свидетельства. Далее автор переходит к рассмотрению данных о температуре, осадках, дендрохронологии и изменении климата. Он утверждает, что, в то время как растительные зоны не менялись, в 80-х годах XIII столетия наблюдалось очевидное окончание теплого и влажного периода в южных зонах Золотой Орды – начало перехода к малому ледниковому периоду, – что могло повлиять на сельское хозяйство Золотой Орды и возможное смещение производства зерна на север.

Ключевые слова: атмосферные осадки, температура, дендрохронология, средневековый теплый период, малый ледниковый период.

Дата поступления статьи 27.12.2015 г.

Сведения об авторе: Юлай Шамильоглу – Ph.D. (история), профессор, Висконсинский университет, департамент языков и культур Азии (1220 Linden Drive, Madison, WI 53706, Соединенные Штаты).

 

Для цитирования: Шамильоглу Ю. Изменение климата в Цент­ральной Евразии и Золотой Орде // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 6–25.

   Александар Узелац   26-38

Монгольская империя и татары в Дубровницкой летописи Джакомо Лукари »

МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ И ТАТАРЫ
В ДУБРОВНИЦКОЙ ЛЕТОПИСИ ДЖАКОМО ЛУКАРИ*

Александар Узелац

Институт истории (Белград),
11000, Кнеза Михаила, 36/II, Белград, Сербия
E-mail: aleksandar.uzelac@iib.ac.rs

 

Аристократ Джакомо ди Пьетро Лукари или Яков Лукаревич (1551–1615) был одним из нескольких выдающихся историков республики Рагузы (Дубровника), жившим и работавшим на рубеже XVI–XVII веков. В 1605 году он опубликовал в Венеции свою книгу «Обильная аннотация анналов Рагузы» (Copioso ristretto degli Annali di Ragusa). Лукари попытался представить обзор истории своего родного города, а также государств и народов, повлиявших на историю Рагузы. Один из наиболее интересных экскурсов в его работе, главным образом основывающийся на работах Марко Поло и Хайтона из Корикоса и на некоторых менее известных источниках, касается Монгольской империи. Лукари также написал короткие очерки о Золотой Орде и татарском присутствии в Нижнем Подунавье. В основном, его книга является ненадежным источником, полным фактических ошибок; но она заслуживает внимания исследователей по одной особой причине. А именно, Лукари был первым южнославянским историком, рассматривавшим татар и их важное место в мировой истории. Несмотря на значительную степень популярности, которой пользовалась «Обильная аннотация» во время своего появления, она до сих пор не была издана в критической редакции или в переводе на какой-либо современный язык. Поэтому автор данной статьи представляет широкому кругу научной аудитории аннотированные переводы на русский язык фрагментов из работы Лукари, которые касаются Монгольской империи и татар Золотой Орды и которые сопровождаются коротким вступительным исследованием о рагузском историке и его работе.

Ключевые слова: Джакомо Лукари, татары, Монгольская империя, Марко Поло, Хайтон из Корикоса, Великий Западный поход монголов, историография Рагузы.

* Выражаю свою благодарность доценту Ангелу Николову (Софийский университет «Св. Климент Охридский») за помощь при переводе данной статьи на русский язык.

Дата поступления статьи 13.10.2015 г.

Сведения об авторе: Александар Узелац – Ph.D. (история), научный сотрудник, Институт истории (Белград) (11000, Кнеза Михаила, 36/II, Белград, Сербия).

 

Для цитирования: Узелац А. Монгольская империя и татары в Дубровницкой летописи Джакомо Лукари // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 26–38.

   Мари Фавeро Думенжу   39-54

Венецианские источники по истории Золотой Орды: новые перспективы изучения »

ВЕНЕЦИАНСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ
ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ*

Мари Фаверо Думенжу¹, ²

1 Оксфордский университет, исторический факультет,
OX1 2RL, ул. Георгия, Оксфорд, Великобритания
2 Университет Сорбонна – Париж IV,
75005, ул. Виктор Кузин, 1, Париж, Франция
E-mail: marie.favereau@history.ox.ac.uk

 

Венецианцы и генуэзцы были ключевыми фигурами в истории Золотой Орды. Изучив их торговую и политическую стратегии, мы сможем понять, как формировались их отношения с джучидской элитой. Они сыграли важнейшую роль не только в развитии дипломатических отношений, но и как подданные, попадающие под протекцию хана. Их первенство над другими общинами – латинскими и франкскими – стало возможным благодаря тому, что их статус и торговля скреплялись контрактами и договорами (ярлыками). Эти документы, сохранившиеся в венецианских архивах, позволяют нам выявить некоторые заблуждения, в частности о якобы пассивном и потребительском отношении джучидской элиты. Последняя не только обеспечила наиболее благоприятные условия для передвижения купцов и учреждения торговых факторий в Золотой Орде, но она также непосредственно участвовала в торговле, вкладывая денежные средства и снаряжая собственных купцов. Таким образом, цель этой статьи заключается в том, чтобы показать, что джучидская элита инвестировала в торговые сделки не меньше генуэзцев и венецианцев.

Ключевые слова: Венеция, ярлык, торговля, Крым, Солхат, Тана, Каффа, налоги.

* Автор благодарит Лидию Кользун за перевод статьи, а также François-Xavier Leduc за ценные указания о венецианских архивах

Дата поступления статьи 09.07.2015 г.

Сведения об авторе: Мари Фаверо Думенжу – Ph.D. (история), научный сотрудник, Оксфордский университет, исторический факультет (OX1 2RL, ул. Георгия, Оксфорд, Великобритания); университет Сорбонна – Париж IV (75005, ул. Виктор Кузин, 1, Париж, Франция).

 

Для цитирования: Фаверо Думенжу М. Венецианские источники по истории Золотой Орды: новые перспективы изучения // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 39–54.

   Марк Крамаровский   55-88

Крым и Рум в XIII–XIV столетиях (анатолийская диаспора и городская культура Солхата) »

КРЫМ И РУМ В XIII–XIV СТОЛЕТИЯХ (АНАТОЛИЙСКАЯ ДИАСПОРА
И ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА СОЛХАТА)

Марк Крамаровский

Государственный Эрмитаж, Отдел Востока,
190000, Дворцовая набережная, 34, Санкт-Петербург,
Российская Федерация
E-mail: solkhat@hermitage.ru

 

Исторические источники позволяют датировать начало активной инфильтрации малоазийских тюрок в Восточный Крым около 1265 г. и связать первую волну диаспоры со сторонниками экс-султана Рума ‘Изз-ад-Дина Кей Кавуса II (султан Рума 1246–1257). Орда Кей Кавуса пришла из Анатолии через Добруджу. До этого времени, и даже в период захвата Судака сельджуками Х̣усāм ал-Дūн Чупāнa в конце 1220-х гг. каких-либо заметных переселенческих потоков из Анатолии в Таврику нет. Находка на полуострове подвесной свинцовой печати с двуглавым орлом и арабской легендой с титулами трех соправителей Рума 1249–1257 гг. – ‘Изз ад-Дина Кей Кавуса II, Рукн ал-Дина Кылыч Арслана IV и Ала ад-Дина Кай-Кубада II – свидетельствует об уровне официальных контактов ордынских наместников Крыма и султанов Рума в период до 1265 г. Одной из основных причин укоренения сельджукской прививки в культуре исламской общины Солхата явились «малые миграции» из Анатолии. Благодаря контактам с сельджуками Рума в Восточном Крыму оказалась усвоена модель тюркского ислама, тяготеющего к суфизму. В материальной культуре города сельджукская традиция нашла проявление в архитектуре, гончарстве, ювелирном искусстве и, что существенно, продолжила свое существование после падения Румского султаната.

Ключевые слова: Солхат, сельджуки Рума, суфизм, ханафитский мазхаб, каландары, суфийские рибаты.

Дата поступления статьи 10.09.2015 г.

Сведения об авторе: Крамаровский Марк Григорьевич – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Государственный Эрми­таж, Отдел Востока, куратор центрально-азиатских коллекций (190000, Дворцовая набережная, 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Крамаровский М.Г. Крым и Рум в XIII–XIV столетиях (анатолийская диаспора и городская культура Солхата) // Золотоордын­ское обозрение. 2016. № 1. С. 55–88.

   Il’nur Mirgaleev   89-101

The Islamization of the Golden Horde: New Data »

THE ISLAMIZATION OF THE GOLDEN HORDE: NEW DATA
(ИСЛАМИЗАЦИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: НОВЫЕ ДАННЫЕ)

Ильнур Миргалеев

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ,
420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация
E-mail: dilnur1976@mail.ru

 

В статье рассказывается, что несмотря на то, что Золотая Орда была основана вследствие завоеваний, в том числе, и мусульманских государств, таких как государство Хорезмшахов и Волжско-Камская Булгария, все же мусуль­мане воспринимали территорию Золотой Орды как «дар ал-ислам», т.е. как «территорию мусульман». Причины этого, на взгляд автора, кроются в том, что сам Джучи и Бату находились в тесных контактах с Багдадским халифом, откуда пришли первые проповедники-суфии, которые совместно со среднеазиатскими миссионерами занимались распростране­нием ислама среди населения Золотой Орды и особенно среди татарской элиты. На взгляд автора, в этом преуспели каландары, суфии из Анатолии. Процесс исламизации был характерен не только для оседлого, прежде всего, городского населения, но такая ситуация была характерна и для кочевого населения Золотой Орды. Даже после хана Берке, когда в Золотой Орде правили ханы язычники, процесс исламизации не был остановлен. Автор считает, что суфийские братства с первых дней действовали активно и фиксировали свое видение истории Золотой Орды. На взгляд автора, история, изложенная в собственных тюрко-татарских источниках, таких как сочинения Утемиш-хаджи и Абдулгаффар Кырыми, как раз и рассказывают мусульманизированную историю Джучидов. Где история крутится вокруг ханов мусульман, таких как Берке и Узбек, там фиксируется роль шейхов. Данные богословского труда «Каландар-наме», созданного в Золотой Орде, предоставляют много нового материала по вопросам распространения ислама. Каландары были людьми, имеющими очень хорошие знания об исламе и практикующими суфиями, которые посвятили себя распростра­нению ислама. Они отличались тем, что их призывы были обращены, прежде всего, к правителям. Поэтому они были скрытны, не особо распространялись о своих деяниях. Их появление в Золотой Орде автор связывает с деятельностью хана Берке, который был женат на сельджукской принцессе и спас последних сельджукских принцев из византийского плена. В мусульманизированной истории Золотой Орды ханы Берке, Узбек и Джанибек являются чистыми мусульманскими правителями, с прекрасными мусульманскими качествами, и, самое важное, они сами неизменно явля­ются распространителями ислама как последователи того или иного шейха. Известно, что, например, ханы Джанибек и Бердибек воспитывались аталыками, т.е. суфийскими наставниками. В изложении истории первых ханов прослеживается сравнительная параллель с историей ислама первых веков его существования, где хан Берке похож на сподвижника пророка Абу Бакра, а Джанибек-хан – на сподвижника Омара.

Ключевые слова: Золотая Орда, ислам, Каландар-наме, Кырыми, суфии, Берке-хан, Узбек-хан.

Дата поступления статьи 10.10.2015 г.

Сведения об авторе: Миргалеев Ильнур Мидхатович – кандидат исто­рических наук, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Mirgaleev I.M. The Islamization of the Golden Horde: New Data // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 89–101.

   Жаксылык Сабитов, Роман Рева   102-114

Сравнение сведений «Муизз ал-ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» о ханах Улуса Джучи с данными нумизматики »

СРАВНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ «МУИЗЗ АЛ-АНСАБ»
И «ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМЕ» О ХАНАХ
УЛУСА ДЖУЧИ С ДАННЫМИ НУМИЗМАТИКИ

Жаксылык Сабитов

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева,
кафедра политологии,
010008, ул. Мунайтпасова, 5, Астана, Казахстан
E-mail: babasan@yandex.ru

 

Роман Рева¹, ²

1 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ,
420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация
2 Министерство культуры Российской Федерации,
630015, ул. Электрозаводская, 2, Новосибирск, Российская Федерация
E-mail: roman_reva@ngs.ru

 

В данной статье проведен сравнительный анализ данных из двух генеалогических источников (Парижская копия «Муизз ал-Ансаб» и Ленин­градская копия «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме») и данных ну­мизматики Джучидов по поводу идентификации перечня ханов из этих источ­ников. На основе сравнительного анализа охарактеризованы данные источники и выявлена их степень политической ангажированности. Некоторые исследо­ватели считали, что «Муизз ал-Ансаб» был политически ангажиро­ван против потом­ков Урус-хана. В «Муизз ал-Ансаб» ханы выделены графически. В статье не исследовались ханы из потомков Бату, которые графически также выделены как ханы. Список ханов из «Муизз ал-Ансаб» следующий: Токтамыш-хан, Джалал ад-Дин-хан, Керимберды-хан, Кепек-хан, Кадыр­берды-хан, Сеид-Ахмед-хан, Мухаммед-хан, Даулет­берды-хан, Тимур-хан, Тимур-Кутлук-хан, Тимур-хан, Мухаммед-хан, Шадибек-хан, Гияс ад-Дин-хан, Дервиш-хан, Урус-хан, Токтакия-хан, Тимур-Мелик-хан, Барак-хан. Все эти ханы обозначены там как потомки Тука-Тимура, сына Джучи. Ни один хан из потомков Шибана, сына Джучи не обозначен в «Муизз ал-Ансаб» как хан. Джумадук обозначен как потенциальный хан, путем приписки рядом с его именем следующей фразы: «хотят сделать его правителем, несмотря на то, что его отец еще был жив». Таким образом, мы можем утверждать, что «Муизз ал-Ансаб» является протукатимуридским источ­ни­ком. Версия о том, что «Муизз ал-Ансаб» направлен против Урус-хана и его потомков не подтверждается. В «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» ханами обозначены следующие потомки Джучи (исключая потомков Бату): Шибан-хан, Минг-Тимур-хан, Махмуд-ходжа-хан, Хизр-хан, Абулхаир-хан, Шейх-Хайдар-хан, Саид-Баба-хан, Хуш-Хайдар-хан, Хаджи-Мухаммед-хан, Сайидак-хан, Махмудак-хан, Абак-хан, Хизр-хан, Тимур-ходжа-хан, Базарчи-хан, Токта­мыш-хан, Мухаммед-хан, Гияс ад-Дин-хан, Тимур-Кутлук-хан, Мухаммед-хан, Ахмад-хан, Шадибек-хан, Мустафа-хан, Дервиш-хан, Джегре-хан, Урус-хан, Барак-хан. 13 потомков Шибана, 12 потомков Тука-Тимура и 1 потомок Тангута обозначены в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» как ханы. На основе этого мы можем утверждать, что «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» является умеренно прошибанидским источником.

Ключевые слова: Джучиды, нумизматика, «Муизз ал Ансаб», «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», ханы.

Дата поступления статьи 24.11.2015 г.

Сведения об авторах: Сабитов Жаксылык Муратович – Ph.D. (философия), доцент, кафедра политологии, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (010008, ул. Мунайтпасова, 5, Астана, Казахстан).

Рева Роман Юрьевич – аспирант, Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); эксперт в категории «Нумизматические материалы Востока (III в. до н.э. – XX в. н.э.)», Министерство культуры РФ (630015, ул. Электрозаводская, 2, Новосибирск, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Сабитов Ж.М., Рева Р.Ю. Сравнение сведений «Муизз Ал-Ансаб» и «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» о ханах Улуса Джучи с данными нумизматики // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 102–114.

   Роман Почекаев   115-127

Инкорпорация мусульманских институтов во властную структуру Золотой Орды и пост-ордынских государств »

ИНКОРПОРАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ИНСТИТУТОВ
ВО ВЛАСТНУЮ СТРУКТУРУ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
И ПОСТ-ОРДЫНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Роман Почекаев

Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге,
кафедра теории и истории права и государства,
198099, ул. Промышленная, 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: ropot@mail.ru

 

В статье рассматриваются основные направления и механизмы инкорпорации мусульманских административных и правовых институтов в Улусе Джучи. Поскольку это государство включало регионы, в которых уже давно были распространены мусульманские традиции, отдельные проявления влияния ислама в государственной и правовой жизни Золотой Орды имели место уже на начальном этапе ее существования. Однако лишь после официального принятия ислама в качестве государственной религии ханом Узбеком 1320-е гг. мусульманские государственные и юридические институты становятся неотъемлемой частью политико-правовой системы Улуса Джучи, и их значение все более усиливалось по мере кризиса имперской государственности и права, начавшегося после распада Монгольской империи, а затем и ее наследников-государств Чингизидов. Соответственно, в пост-ордынских государствах роль ислама и мусульман­ских политико-правовых традиций стала еще значительнее.

Влияние мусульманских институтов в политической и правовой жизни Золотой Орды и пост-ордынских государств анализируется по ряду аспектов: участие представителей мусульманской администрации в осуществлении исполнительной власти (в т.ч. в сборе налогов), включение мусульманских судей-кади в судебную систему Улуса Джучи наравне с судьями-дзаргучи и постепенное вытеснение первыми последних, включение влиятельных представителей мусульманского духовенства в число участников курултая по избранию ханов и дополнение церемонии интронизации клятвой на Коране, активное участие мусульманских священнослужителей в дипломатической деятельности, а также в переговорах между соперничающими претендентами на трон в самих джучидских государствах.

Рост влияние ислама и мусульманского духовенства в поздней Золотой Орде и пост-ордынских государствах, несомненно, объясняется, с одной стороны, кризисом монгольской имперской государственности и права, а также и тем, что ряд государств – наследников Золотой Орды образовался на территориях, в которых существовала развитая городская (и, следовательно, мусульманская) культура, носители которой из числа влиятельных и авторитетных представителей духовенства в силу своей образованности и авторитет среди местного населения не только обладали политическим значением в том или ином государстве, но и имели возможность внедрять мусульманские институты в систему власти, управления и правового регулирования джучидских государств.

Ключевые слова: Золотая Орда, Улус Джучи, шариат, имперское право, налоги и сборы, судебная система, дзаргучи, кади.

Дата поступления статьи 20.11.2015 г.

Сведения об авторе: Почекаев Роман Юлианович – кандидат юридических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой теории и истории права и государства, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге (198099, ул. Промышленная, 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Почекаев Р.Ю. Инкорпорация мусульманских институтов во властную структуру Золотой Орды и пост-ордынских государств // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 115–127.

   Илья Зайцев   128-136

В каком году умер казанский царевич Петр Ибрагимович – Худайкул б. Ибрахим? »

В КАКОМ ГОДУ УМЕР КАЗАНСКИЙ ЦАРЕВИЧ
ПЕТР ИБРАГИМОВИЧ – ХУДАЙКУЛ Б. ИБРАХИМ?

Илья Зайцев¹, ²

1 Институт востоковедения РАН,
107031, ул. Рождественка, 12, Москва, Российская Федерация
2 Институт российской истории РАН,
117036, ул. Дмитрия Ульянова, 19, Москва, Российская Федерация
E-mail: ilyaaugust@yandex.ru

 

Статья посвящена реконструкции биографии казанского царевича Петра Ибрагимовича (Худайкул б. Ибрахим) и новой интерпретации его эпитафии, которая сохранилась в Архангельском соборе Московского Кремля. Царевич Худайкул попал на Русь в 1487 г., когда после московского похода на Казань хан Алегам с женой были сосланы в Вологду, а его мать (Фатима), братья (Мелек-Тагир и Худайкул) и сестры – в Карголом на Белоозеро. 21 декабря 1505 г. в Москве присутствии великого князя, его младших братьев и бояр Худайкул был крещен под именем Петра. 25 января 1506 г. в Успенском соборе Кремля Петра обвенчали с сестрой великого князя Евдокией. Таким образом, Василий породнился с казанскими чингизидами, а у Москвы по­явился крещеный претендент на казанский престол. В сентябре 1509 г. Василий берет зятя с собой в Новгород. Зимой 1512/13 гг. Петр стоял во главе большого полка во время похода к Можайску. В феврале 1513 г. умерла его жена Евдокия. Во время литовского похода лета-осени 1513 г. он остался в Москве вместе с племянниками. Летом 1514 г. во время литовского похода он вновь оставлен в Москве. В апреле 1517 г. он присутствовал на приеме цесарского посла Сигизмунда Герберштейна. Весной 1522 г. Петр вновь оставлен в Москве во время похода Василия III против крымского хана.

Дата кончины Худайкула, высеченная на его эпитафии в Архан­гель­ском соборе Московского Кремля (13 марта 7016/1508 г.), неверна, поскольку царевич однозначно был жив в 1522 г. Плита выполнена значительно позднее смерти чингизида, а дата на ней является следствием неверно понятых данных летописной статьи с описанием Архангельского собора. Общепринятая дата смерти Петра (1523 г.), предложенная А.А.Зи­миным, является реконструированной (хотя и весьма правдо­подобной).

Ключевые слова: Архангельский собор Московского Кремля, Худайкул б. Ибрахим, Казанское ханство.

Дата поступления статьи 12.04.2015 г.

Сведения об авторе: Зайцев Илья Владимирович – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН (107031, ул. Рождественка, 12, Москва, Российская Федерация); старший научный сотрудник Института российской истории РАН (117036, ул. Дмитрия Ульянова, 19, Москва, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Зайцев И.В. В каком году умер казанский царевич Петр Ибрагимович – Худайкул б. Ибрахим? // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 128–136.

   Андрей Беляков   137-157

Крымские выходцы в России: служба и правовой статус »

КРЫМСКИЕ ВЫХОДЦЫ В РОССИИ:  СЛУЖБА И ПРАВОВОЙ СТАТУС

Андрей Беляков

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Рязанский филиал, кафедра «Философия, социология и история»,
127994, ул. Образцова, 9, стр. 9, Москва, Российская Федерация
E-mail: feb@ru.ru

 

Автор предпринял попытку обобщить все имеющиеся сведения о крымских выходцах в Русском государстве XV–XVII в. Рассмотрены выезды Чингизидов, как Гиреев, так и представителей иных ветвей рода, родоплеменной знати и «рядовых» татар. Предложена периодизация выездов: 1) последняя четверть XV в. – 30-е гг. XVI в; 2) 80-е гг. XVI в. – начало XVII в.; 3) период после завершения Смутного времени. Сделаны выводы о том, что зачастую выходцы из Крымского ханства обладали большими возможностями, по сравнению с выходцами из иных территорий, для успешного встраивания в имеющуюся модель служилого населения и успешнее сохраняли и расширяли свои «привилегии». При этом благодаря специфики источников наши знания ограничиваются почти исключительно верхними стратами крымских выходцев. Стоящие на социальной лестнице ниже Чингисидов и верхушки родовой знати с большим трудом вычленяются из сведений дошедших до нас документов.

Ключевые слова: Крымское ханство, Русское государство XV–XVII вв., Гиреи, служилые татары.

Дата поступления статьи 14.09.2015 г.

Сведения об авторе: Беляков Андрей Васильевич – доцент кафедры «Философия, социология и история», Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Рязанский филиал (127994, ул. Образцова, 9, стр. 9, Москва, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Беляков А.В. Крымские выходцы в России: служба и правовой статус // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 137–157.

   Хатип Миннегулов   158-181

Проблемы властелина и государственности в литературе Золотой Орды »

ПРОБЛЕМЫ ВЛАСТЕЛИНА И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В ЛИТЕРАТУРЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Хатип Миннегулов

Казанский Федеральный Университет,
420021, ул. Татарстан, 2, Казань, Российская Федерация
E-mail: tatlit1103@mail.ru

 

Тюрки, в том числе и их предки – протюрки уже в Древности и Средневековье имели свои государства, накопили значительный политико-административный опыт по руководству и управлению страной. Их деятельность в этом направлении, обусловленная исторической реаль­ностью, в той или иной степени отображена и в письменной литературе, в частности в рунических надписях, в сочинениях Юсуфа Баласагуни, Югнеки, Кул Гали и других авторов. Эта традиция была продолжена мастерами пера Улуса Джучи. Кроме того, они успешно усваивали интеллектуальные достижения Мусульманского Востока и через него некоторые духовные ценности греко-римской античности, особенно философско-нравственные мысли Платона и Аристотеля.

Как известно, Золотая Орда в течение своего двухвекового суще­ствования оставила глубокий след в истории государственности и духовной жизни народов Евразии, частично и Северной Африки (Мамлюкский Египет).

В дошедшей до нас письменной литературе Улуса Джучи нашли отражение различные проблемы общественной и духовной жизни. Среди них важнейшее место занимают вопросы связанные с правителем, его взаимоотношениями с подданными, а также проблемы создания такого общества, где царствуют «благоденствие», «счастье», «справедливость». Эти вопросы освещаются профессором Х.Ю. Миннегуловым на основе анализа сочинений ведущих тюрко-татарских писателей и поэтов Золотой Орды, как Рабгузи, Кутб, Хорезми, Махмуд Булгари, Хисам Кятиб, Саиф Сараи, Ахмед Ургенджи и др. Автор статьи подчеркивает, что почти все мастера пера хотели видеть в властелине идеального, совершенного человека» («камил инсан») во всех отношениях, особенно справедливого, образованного, нравственно воспитанного человека. По их мнению, не народ, а государь (как «пастух» («чубан»), как лекарь») должен служить подданным. В некоторых произведениях («Кыйссас ал-анбия», 1310; «Нахдж ал-фарадис», 1358) пред­почтение отдается не просто властелинам, а пророкам – правителям. А в поэме «Джумджума султан» (1369) поэта-суфия Хисама Кятиба вообще осуждается и даже в определенной мере отрицается «султанская власть».

Писатели Золотой Орды призывают властелинов больше всего прислушиваться к мнению ученых, религиозных деятелей, напоминают им о быстротечности жизни, неумолимости смерти, о необходимости оставить после себя «доброе имя».

Ключевые слова: Золотая Орда, Сарай, древнетюркская литература, ислам, тюрки, татары, Рабгузи, Кутб, Хорезми, Махмуд Булгари, Хисам Кятиб, Саиф Сараи, Ахмед Ургенджи.

Дата поступления статьи 13.08.2015 г.

Сведения об авторе: Миннегулов Хатип Юсупович – доктор филологических наук, профессор, Казанский Федеральный Университет (420021, ул. Татарстан, 2, Казань, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Миннегулов Х.Ю. Проблемы властелина и государственности в литературе Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 158–181.

Дискуссия

   Владимир Иванов   182-192

Археологическое источниковедение кочевников Золотой Орды или стагнация диалектики »

АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
КОЧЕВНИКОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ИЛИ
СТАГНАЦИЯ ДИАЛЕКТИКИ*

Владимир Иванов

Башкирский государственный педагогический  университет им. М. Акмуллы, кафедра Всеобщей истории и культурного наследия,
450000, ул. Октябрьской революции, 3а, Уфа, Российская Федерация
E-mail: ivanov-sanych@rambler.ru

 

Целью и задачей своей статьи автор видит в том, чтобы обратить внимание коллег – исследователей истории и археологии Золотой Орды – на состояние источниковой базы по культуре кочевого населения этого государства, которая, по его мнению, в настоящее время находится в парадоксальной ситуации. По имеющимся в его распоряжении данным, на сегодняшний день известно и большей частью опубликовано 1179 кочевнических погребений XIII–XIV вв., оставленных только язычниками. Это в 1,2 раза больше того количества кочевнических погребений X–XIV вв., которыми оперировал в свое время Г.А. Федоров-Давыдов (1966 г.), разработавший типологию и хронологию средневековых кочевнических древностей Восточной Европы. С учетом мусульманских погребений это количество возрастет в 2–3 раза. Вместе с тем, география выявленных и исследованных кочевнических погребений XIII–XIV вв. в степях Евразии обнаруживает явный «перекос» в сторону степей Восточной Европы при практически «белом пятне» на востоке Степной Евразии (рис. 1 и 2) – историческом «генераторе» кочевых народов. Объяснить подобный парадокс можно либо через призму концепции С.А. Плетневой о трех стадиях кочевания, когда от первой стадии не остается никаких археологических памятников, либо источниковой лакуной, обусловленной пониженным интересом исследователей востока степной Евразии к степным кочевническим памятникам эпохи средневековья. Отсутствие подлинно эмпирического подхода к археологии кочевников Золотой Орды вызывает стагнацию познания их истории и культуры. Проявляется это в создании дискурс-нарративов, доступных только мета-онтологическому восприятию: о Белой Орде – обширном государстве к востоку от Яика/Урала; о седентеризации кыпчаков в Улусе Джучи; об автохтонной подоснове кочевников XIII–XIV вв. в Урало-Поволжье и т.п.

Ключевые слова: Золотая Орда, кочевники, кыпчаки, миграция, диалектика, стагнация, дискурс.

* Исследование выполнено в рамках базовой части Государственного задания на проведение научно-исследовательской работы Министерства образования и науки РФ (2014–2016 гг.). Тема НИР «Кочевники Золотой Орды XIII–XIV вв. и казачество Урала XVI–XIX вв.: проблемы этно- и социально-культур­ной преемственности» (Проект №2936).

Дата поступления статьи 26.06.2015 г.

Сведения об авторе: Иванов Владимир Александрович – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Всеобщей истории и культурного наследия, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (450000, ул. Октябрьской революции, 3а, Уфа, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Иванов В.А. Археологическое источниковедение кочев­ников Золотой Орды или стагнация диалектики // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 182–192.

Наследие

   Абу Бакр Каландар   193-207

Каландар-наме. Глава 6. «Восхваление ‘Али, повелителя правоверных». Глава 7. «Восхваление ал-Хасана и ал-Хусайна, повелителей правоверных» »

КАЛАНДАР-НАМЕ.
ГЛАВА 6. «ВОСХВАЛЕНИЕ ‘АЛИ,  ПОВЕЛИТЕЛЯ ПРАВОВЕРНЫХ».
ГЛАВА 7. «ВОСХВАЛЕНИЕ АЛ-ХАСАНА И АЛ-ХУСАЙНА,
ПОВЕЛИТЕЛЕЙ ПРАВОВЕРНЫХ»*

Абу Бакр Каландар

Миляуша Шамсимухаметова

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ,
420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация
E-mail: milya-ismagilova@yandex.ru

 

Дамир Шагавиев

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ,
420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация
E-mail: saiddamir@mail.ru

 

* Продолжение. Начало см.: Золотоордынское обозрение. 2014. № 2. С. 243–252; № 3. С. 207–214; №4. С. 198–207; 2015. № 1. С. 171–177; № 2. С. 187–196. Перевод с персидского языка выполнен М.Р. Шамсимуха­метовой (Исмагиловой); научная редакция перевода и комментарии осуществлены Д.А. Шага­виевым.

Дата поступления статьи 20.10.2015 г.

Сведения об авторах: Шамсимухаметова Миляуша Рашитовна – аспирант, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация).

Шагавиев Дамир Адгамович – кандидат исторических наук, заведующий отделом истории религий и общественной мысли, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Абу Бакр Каландар. Каландар-наме. Глава 6. «Восхваление ‘Али, повелителя правоверных». Глава 7. «Восхваление ал-Хасана и ал-Хусайна, повелителей правоверных» / Пер. с перс. яз. М.Р. Шам­си­мухаметова; науч. ред., коммент. Д.А. Шагавиев // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 193–207.

Рецензии

   Денис Маслюженко, Алексей Парунин   208-228

Сибирские татарские государства в системе позднезолотоордынского мира (рец. на: История татар с древнейших времен. Том IV. Татарские государства XV–XVIII вв. Казань, 2014. 1080 с.; 32 с. ил.) »

СИБИРСКИЕ ТАТАРСКИЕ ГОСУДАРСТВА
В СИСТЕМЕ ПОЗДНЕЗОЛОТООРДЫНСКОГО МИРА
(рец. на: История татар с древнейших времен.
Том IV. Татарские государства XV–XVIII вв.
Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ,
2014. 1080 с.; 32 с. ил.)

Денис Маслюженко

Курганский государственный университет,
640669, ул. Гоголя, 25, Курган, Российская Федерация
E-mail: denmas13@yandex.ru

 

Алексей Парунин

Государственный научно-производственный центр
по охране культурного наследия Челябинской области,
454000, ул. Пушкина, 1, Челябинск, Российская Федерация
E-mail: therion12399@gmail.com

 

В 2014 г. вышел 4 том «Истории татар», посвященный татарским государствам XV–XVIII веков. В нем нашли отражение современные тенденции историописания как собственно отдельных татарских ханств и орд на значительном пространстве позднезолотоордынского мира, так и ключевых моментов их культуры, религии, экономики и внутренней структуры. В 13 разделах книги 10 авторов представили и многообразный материал по истории сибирской татарской государственности XV–XVI веков. В рецензии рассмотрены лишь вопросы периодизации и хронологии этих государств, а также их место на внешнеполитической арене рассматриваемого периода, которые в том числе были сформулированы в очерках А.Г.Нестерова. Для понимания этих процессов пришлось остановиться на вопросе применимости к сибирским государствам различных политико-правовых терминов (ханство, юрт, улус, вилайет, земля). На различных этапах государственности и в зависимости от происхождения автора источника они явно имели различное значение, что требует постоянного объяснения сущности применения этих понятий авторами для создания корректного понимания сущности его концепции. Авторы рецензии предлагают во избежание недоразумений вернуться к уже имеющемуся концепту «ханства» применительно к соответствующим образованиям с центрами в Чимги-Туре и Искере. Одновременно с этим требуется еще раз пересмотреть сущность политического статуса этих городских центров в кочевых политических традициях шибанидской государственности, где хан был чаще привязан к кочевой ставке. Не менее важное значение имеет понимание этапов развития сибирской государственности, в том числе хронологии ее распада и прекращения существования. Авторы очерков так и не пришли к единому выводу по этому вопросу, предложив по сути две противоречивые концепции: краха Сибирского ханства после поражения Кучума в битве на Оби в 1598 г. и продолжения его существования в первой половине XVII века. При этом, рассматривая историю этого ханства, они отстаивают три тенденции, которые в полной мере уже могут именоваться «историографическими мифами»: Шибаниды пришли к власти как захватчики, уничтожившие местную законную княжескую династию Тайбугидов, они опирались на помощь бухарского хана Абдаллаха II и Сибирское ханство было частью Шейбанидского государства. Однако, эти тенденции не находят отражения в синхронных источниках, на основании которых может быть построена иная версия событий. Очевидно, что в рамках дискуссии о сибирской татарской государственности необходимо прекратить тиражировать эти и другие мифы и вернуться к изучению источников.

Ключевые слова: Тюменское ханство, Сибирское ханство, Шибаниды.

Дата поступления статьи 11.12.2015 г.

Сведения об авторах: Маслюженко Денис Николаевич – кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета Курганского государственного университета (640669, ул. Гоголя, 25, Курган, Российская Федерация).

Парунин Алексей Владимирович – научный сотрудник, Государственный научно-производственный центр по охране культурного наследия Челябинской области (454000, ул. Пушкина, 1, Челябинск, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Маслюженко Д.Н., Парунин А.В. Сибирские татарские государства в системе позднезолотоордынского мира (рец. на: История татар с древнейших времен. Том IV. Татарские государства XV–XVIII вв.. Казань, 2014. 1080 с.; 32 с. ил.) // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 208–228.

   Люция Гиниятуллина   229-232

Новая книга: Роман Хаутала. От “Давида, царя Индий” до “ненавистного плебса Сатаны”. Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах (Казань, 2015. 496 с.) »

НОВАЯ КНИГА: РОМАН ХАУТАЛА. ОТ “ДАВИДА, ЦАРЯ ИНДИЙ”
ДО “НЕНАВИСТНОГО ПЛЕБСА САТАНЫ”.
АНТОЛОГИЯ РАННИХ ЛАТИНСКИХ СВЕДЕНИЙ О ТАТАРО-МОНГОЛАХ
(И.М. Миргалеев (ред.). Серия «Язма Мирас.
Письменное Наследие. Textual Heritage». Вып. 2. Казань:
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015. 496 с.)

Люция Гиниятуллина

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ,
420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация
E-mail: lusiia@mail.ru

 

В конце 2015 года Центр исследований Золотой Орды и та­тарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш.Мард­жани АН РТ опубликовал новую монографию Романа Хаутала в рамках специального проекта «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage», посвященного изданию и переводу различных средневековых источников по истории Золотой Орды. В книге Хаутала представлена основная часть латинских источников, содержащих ранние европейские сведения о татаро-монголах и написанных в период, предшествующий инвазии в Венгрию кочев­нической армии во главе с Бату. Таким образом, в монографию были включены те исторические документы и фрагменты из латинских хроник, которые были составлены до 1241 года. Целью составления данной антологии было стремление представить эволюцию европейского восприятия татаро-монголов, постепенно менявшегося в связи с накоплением разрозненных сведений, полученных с Востока.

Основной раздел антологии под названием «Источники» содер­жит 91 фрагмент из латинских источников с информацией о нарастающей территориальной экспансии монгольской империи. Каждый из этих фрагментов содержит, в свою очередь, информацию об их авторе и обстоятельствах составления, оригинальный текст с учетом всех значимых разночтений и перевод на русский язык с подробными комментариями. Раздел «Источники» предваряется вступительной частью, содержащей подробный анализ представ­ленных источников в контексте современных исторических исследований. В конце монографии автор поместил латинский и русский индекс наименований, облегчающий поиск материалов по какой-либо конкретной исторической, географической или просопографической тематике.

Автор классифицирует представленные сведения о татаро-мон­голах по двум основным географическим регионам их происхож­дения и последующего поступления в Европу. Подраздел «Упоминания монгольской экспансии в сообщениях с Ближнего Востока» содержит самые ранние сведения о татаро-монголах периода хорезмийской кампании Чингизхана и дальнейшего завоевания монгольской империей Южного Кавказа. Следующий подраздел «Сведения о взаимоотношениях королевства Венгрии и куманов» представляет информацию об интенсификации отношений между монархией Арпадов и соседствовавшими с ней кочевниками накануне татарского вторжения. Эти отношения имели непосред­ственное влияние на ход назревающего нападения на Венгрию армии Бату и последующее взаимодействие между улусом Джучи и королевством Венгрии, включившим в свой состав значительное число куманов, избежавших подчинения монгольской империи. Третий и последний подраздел «Сведения о Западном походе монголов» включает информацию о назревающем татарском нападении, поступившую в Западную Европу через Венгерское королевство.

В каждом из подразделов автор расположил источники в хронологическом порядке, позволяющем проследить процесс накоп­ления сведений о татаро-монголах на Западе. Кроме того, этот порядок позволяет проследить и эволюцию восприятие татаро-монголов в Латинском мире. В частности, сведения, поступившие с Ближнего Востока, отображают изначальное восприятие татаро-монголов в качестве потенциальных союзников христиан в их борьбе с мусульманами Сирии и Египта. В дальнейшем, в период повтор­ного монгольского завоевания Южного Кавказа, татаро-монголы стали изоб­ражаться в качестве «благородных дикарей», избежавших «тлетворного» влияния цивилизации, но не лишенных симпатий по отношению к христианству. И только в связи с известиями о репрессиях, направленных против христиан Ближнего Востока, татаро-монголы стали восприниматься «исчадиями ада», исполнявшими, тем не менее, уготованную им роль в эсхатологических сценариях Латинского христианства (данная эволюция имела непосредственное влияние на выбор названия настоящей антологии). В свою очередь, сведения, поступавшие из королевства Венгрии (не лишенные схожих эсхатологических интерпретаций), содержали более конкретную и реалистичную информацию о татаро-монголах, включая детальные сведения о способах ведения войны и составе кочевнической армии, приближавшейся к восточным границам Латинского мира.

Ключевые слова: история монгольской империи, кочевники Восточной Европы, монархия Арпадов, латинские источники, средневековая эсхатология.

Сведения об авторе: Гиниятуллина Люция Сулеймановна – младший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Гиниятуллина Л.С. Новая книга: Роман Хаутала. От “Давида, царя Индий” до “ненавистного плебса Сатаны”. Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах (Казань, 2015. 496 с.) // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 229–232.

Хроника

   Булат Рахимзянов   233-236

Всероссийская научно-практическая конференция «Сююн-бике – выдающаяся женщина и правительница (к истории связей татарских государств в XVI веке)» (Касимов, 12 ноября 2015 г.) »

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«СЮЮН-БИКЕ – ВЫДАЮЩАЯСЯ ЖЕНЩИНА И ПРАВИТЕЛЬНИЦА
(к истории связей татарских государств в XVI веке)»
(Касимов, 12 ноября 2015 г.)

Булат Рахимзянов

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ,
420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация
E-mail: bulatraim@mail.ru

 

12 ноября 2015 г. в городе Касимове (РФ) состоялась всероссий­ская научно-практическая конференция «Сююн-бике – выдающаяся женщина и правительница (к истории связей татарских государств в XVI веке)».

Организаторами конференции выступили общественная орга­низация «Касимовская местная татарская национально-культурная автономия Рязанской области» и Институт истории им. Ш. Мард­жани АН РТ. Конференция была поддержана грантом прави­тельства Республики Татарстан (соглашение № 176/10 от 24.08.2015).

Научным организатором конференции по согласованию с дирекцией Института истории АН РТ выступил с.н.с. Центра иссле­дований Золотой Орды и татарских ханств к.и.н. Б.Р. Рахимзянов. Общие вопросы организации были в компетенции председателя Совета общественной организации «Касимовская местная татарская национально-культурная автономия Рязанской области» И.Д. Би­куева.

Конференция была задумана как первый этап большого проекта, финалом которого будет возведение памятника Сююн-бике в г. Каси­мове (РФ).

Идеологический базис ее проведения таков. Некоторые персо­налии, являвшиеся источниками многого в событиях прошлого, не получили в исторической литературе того внимания, которое они заслужили. По воле событий самой знаменитой из ногайских жен казанских ханов стала Сююн-бике, дочь будущего правителя Ногайской Орды Юсуфа. После падения Казани ее судьба была связана с Касимовом, где она провела свои последние годы и, ви­димо, была похоронена. Личная жизнь этой женщины в «свернутом» виде содержит в себе историю всего татарского средневекового мира, которая была далеко не однозначной. В ней были и интриги, и желание удержать власть любой ценой, и разнообразные коалиции как друг с другом, так и с иноверцами, и любовь, и ненависть, и предательство, и плен, и жизнь вдали от родины. Сююн-Бике пожертвовала личным счастьем ради счастья других. Подтвержде­нием этого факта служат как многочисленные легенды о казанской царице, до сих пор витающие в умах татарского народа, так и архитектурная башня в Казани, названная по имени казанской царицы.

Проведением конференции организаторы стремились подвести общественность как Касимова, так и Татарстана к мысли, что Казань и Касимов имели ряд сходств, также как и моменты, отличавшие их друг от друга. Одной из черт сходства было то, что и Казань, и Касимов связывали знатные нагаянки. Одной из них была Сююн-Бике. Ее судьба стала своеобразным связующим фактором между рядом позднезолотоордынских государств, а именно Казанского и Касимовского ханств, а также родной ей Ногайской Орды.

Дата поступления статьи 10.12.2015 г.

Сведения об авторе: Рахимзянов Булат Раимович – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдел новой истории, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Рахимзянов Б.Р. Всероссийская научно-практическая конференция «Сююн-бике – выдающаяся женщина и правительница (к истории связей татарских государств в XVI веке)» (Касимов, 12 ноября 2015 г.) // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 233–236.

   Анвар Аксанов   237-238

Круглый стол «Право Казанского ханства» (20 ноября 2015 г.) »

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ПРАВО КАЗАНСКОГО ХАНСТВА»
(20 ноября 2015 г.)

Анвар Аксанов

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ,
420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация
E-mail: aksanov571@gmail.com

 

20 ноября 2015 года в Центре исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова прошел круглый стол, посвященный вопросам развития права в Казанском ханстве. Модератором мероприятия был И.М. Миргалеев, к.и.н., заведующий Центром исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова. С докладом на тему «Право Казанского ханства» выступил Р.Ю Почекаев, д.ю.н., профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (г. Санкт-Петербург).

В обсуждении доклада приняли участие: И.Л. Измайлов, к.и.н., гл.н.с. Института археологии АН РТ; И.А. Мустакимов, к.и.н., заведующий сектором научного использования архивных докумен­тов и международных связей Главного архивного управления при КМ РТ; сотрудники Центра: к.и.н., с.н.с. А.В. Аксанов, к.и.н., с.н.с. Т.Ф. Хай­даров, к.и.н., с.н.с. Э.Г. Сайфетдинова, к.и.н., с.н.с. Б.Р. Рахимзянов, к.и.н., с.н.с. Л.Ф. Байбулатова.

В результате обсуждения удалось не только обозначить ключевые проблемы и наметить перспективы дальнейших исследований, но и выдвинуть оригинальные гипотезы и выработать некоторые методики по их верификации.

Ключевые слова: конференция, Казанское ханство, круглый стол, участники.

Дата поступления статьи 22.11.2015 г.

Сведения об авторе: Аксанов Анвар Васильевич – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация).

 

Для цитирования: Аксанов А.В. Круглый стол «Право Казанского ханства» (20 ноября 2015 г.) // Золотоордынское обозрение. 2016. № 1. С. 237–238.