2017. Т. 5, № 1. Иштван Вашари

2017. Т. 5, № 1. С. 56-73

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-1.56-73

   МНОГОЯЗЫЧИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ

Иштван Вашари
Университет им. Лоранда Этвеша
Н–1053, Будапешт, Венгрия
E-mail: hulagu@t-online.hu

Цель: рассмотреть языковые и культурные взаимодействия в Золотой Орде.
Материалы исследования: автор в статье опирается на различные документальные и нарративные источники, нумизматические материалы, приобщает сведения российских и западных историографов и осуществляет сравнительные исследования, касающиеся вопросов языкового и культурного взаимодействия в Золотой Орде.
Результаты и научная новизна: Представленные темы рассматриваются на примере двух западно-монгольских государств: Золотой Орды и государства Ильханов на территории Ирана. Автор определяет временные рамки исследования до середины XIV века. В результате своего исследования автор приходит к выводу, что несмотря на то, что монгольский язык и письмо стали официальным средством общения в империи, он никогда не заменял и не вытеснял местные языки, так как образовавшаяся империя была мультикультурной, и завоеватели в ней составляли языковое меньшинство. А отставание Золотой Орды от Ирана в процессе исламизации автором объясняется тем, что большинство завоеванного там тюркского населения (за исключением территорий волжских булгар) еще не подверглось или лишь поверхностно подверглось исламизации; в то время как в Иране ислам уже в течение веков был органической частью исламской цивилизации, поэтому здесь культурная и религиозная ассимиляция находившихся в меньшинстве завоевателей проходила гораздо быстрее. Научная новизна статьи опирается на выводы автора о том, что несмотря на то, что монголы и стали мусульманами, они еще в течение долгого времени не могли, да и не хотели, отказываться от многих традиций и привычек своих предков. Они сохраняли существенные элементы монгольской религиозной и правовой системы Ясы, освященной основателем Чингиз-ханом. В первую очередь, у так называемой «золотой ветви» (altan uruγ) династии Чингиза сохранились претензии на универсальное мировое владычество, которые долгое время оставались в силе и после падения монгольских государств-наследников в XIV веке.

Ключевые слова: история, культура, религия, Золотая Орда, Иран, Монгольская империя, языковая ситуация

Для цитирования: Вашари И. Многоязычие и культурные взаимодействия в Золотой Орде // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 1. С. 56–73. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-1.56-73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Aлизаде A.A. (изд.). Фазлуллах Рашид-ад-дин: Джами ат-таварих (Сборник летописей). Том III. Баку, 1957.
  2. Березин И.Н. Ханские ярлыки II. Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадет-Гирея. Казань, 1851.
  3. Вашари И. Жалованные грамоты Джучиева Улуса, данные итальянским городам Кафа и Тана // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды) от Калки до Астрахани 1223–1556. Казань, 2002. С. 193–206.
  4. Веселовский Н.И. Несколько пояснений касательно ярлыков данных ханами Золотой Орды русскому духовенству // Записки Русского Географического Общества по отделении этнографии. Сборник в честь семидесятилетия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. № 34. С. 527–532.
  5. Григорьев А.П. Официальный язык Золотой Орды в XIV–XVI вв. // Тюркологический сборник 1977. М., 1981. С. 81–89.
  6. Григорьев А.П., Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. СПб., 2002.
  7. Григорьев В.В. Ярлыки Тохтамыша и Сеадет-Герая // Записки Одесского Общества истории и древностей. Одесса, 1844. № 1. С. 337–346 (338–339).
  8. Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом XIII–XIV вв. M., 1966.
  9. Поппе Н. Золотоордынская рукопись на бересте // Советское востоковедение. М., 1941. № 2. С. 33.
  10. Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева улуса XIV–XVI вв. Казань, 1979. 318 с.
  11. Allsen Th.T. Commodity and Exchange in the Mongol Empire. Cambridge, 1997.
  12. Allsen Th.T. The Rasûlid Hexaglot in Its Eurasian Cultural Context // The Rasûlid Hexaglot: Fourteenth century Vocabularies in Arabic, Persian, Turkic, Greek, Armenian and Mongol / Edited with notes and commentary by P.B. Golden, translated by T. Halasi-Kun & P.B. Golden & L. Ligeti & Ö. Schütz, with introductory essays by P.B. Golden & Th.T. Allsen. Leiden, Boston, Köln. P. 25–48.
  13. Al-‘Umarī. Das mongolische Weltreich: al-‘Umarī’s Darstellung der mongolischen Reiche in seinem Werk Masālik al-abṣār fī mamālik al-amṣār / kiad. ford. K. Lech. Wiesbaden, 1968.
  14. Bazin L. Les systèmes chronologiques dans le monde turc ancien. Budapest, Paris, 1991.
  15. Busse H. Untersuchungen zum islamischen Kanzleiwesen an hand türkmenischer und safawidischer Urkunden. Kairo, 1959.
  16. Bentley J.H. Old World Encounters: Cross-Cultural Contacts and Exchanges in Pre-Modern Times. New York, Oxford, 1993.
  17. Cleaves F.W. The Mongolian Documents in the Musée de Téhéran // Harvard Journal of Asiatic Studies. Cambridge, Mass., 1953. № 16. P. 1–107.
  18. Cleaves F.W. Daruga and Gerege // Harvard Journal of Asiatic Studies. Cambridge, Mass., 1953. № 16. P. 237–259.
  19. Dankoff R. Qarakhanid Literature and the Beginnings of Turco-Islamic Culture // Central Asian Monuments / Ed. by Hasan B. Paksoy. Istanbul, 1992. P. 73–80.
  20. de Mas Latrie L. Privilèges commerciaux accordés à la république de Venise par les princes de Crimée et les empereurs mongols du Kiptchak // Bibliothèque de l’école des chartes. Paris, 1868. Vol. 29/6. P. 581–595.
  21. Desimoni C. Trattato dei Genovesi col chan dei Tartari nel 1380–1381 scritto in lingua volgare // Archivio Storico Italiano, quarta serie. Roma, 1887. Vol. 20. P. 161–165.
  22. Diler Ö. Ilkhanids. Coinage of the Persian Mongols. Istanbul, 2006.
  23. Doerfer G. Türkische und mongolische Elemente im Neupersischen, I–IV. Wiesbaden, 1963–1975.
  24. Doerfer G. Mongolica aus Ardabil // Zentralasiatische Studien des Seminars für Sprach- und Kulturwissenschaft Zentralasians der Universität Bonn. Wiesbaden, 1975. Bd. 9. S. 221–223.
  25. Fekete L. Einführung in die persische Paläographie. 101 persische Dokumente (Aus dem Nachlass des Verfassers herasugegeben von G. Hazai). Budapest, 1977.
  26. Harrak A., Niu Ruji. The Uighur Inscription at the Mausoleum of Mar Behnam, Iraq // Journal of the Canadian Society for Syriac Studies. Piscataway, 2004. № 4. P. 66–72.
  27. Herrmann G. Persische Urkunden der Mongolenzeit. (Documenta Iranica et Islamica 2). Wiesbaden, 2004.
  28. Horatius Restitutus: Or the Books of Horace / ed. James Tate. London, 18372.
  29. Kradin N.N. Chinggis Khan, World System Analysis and Preindustrial Globalization // Entelequia, revista interdisciplinary. Núm. 15 (especial 2013). P. 169–188. [Электронный ресурс] Адрес доступа: http://www.eumed.net/entelequia
  30. Martinez P. Changes in Chancellery Languages and Language Changes in General in the Middle East with Particular Reference to Iran in the Arab and Mongol Periods //Archivum Eurasiae Medii Aevi. Wiesbaden, 1987–1991. Vol. 7. P. 103–152.
  31. Melville Ch. The Chinese Uighur Animal Calendar in Persian Historiography of the Mongol Period // Iran. London, 1994. Vol. 32. P. 83–98.
  32. Minorsky V. Pūr-i Bahāʼs ʻMongolʼ Ode (Mongolica 2) // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. London, 1956. Vol. 18. P. 261–278.
  33. Morgan D. The Mongols. Second edition. Oxford, 2007.
  34. Mostaert A., Cleaves F.W. Trois documents mongols des Archives Secrètes Vaticanes // Harvard Journal of Asiatic Studies. Cambridge, 1952. Vol. 15. P. 419–506.
  35. Münküyev N.Ts. A New Mongolian P’ai-tzŭ from Simferopol // Acta Orientalia Hungarica. Budapest, 1977. Vol. 31. P. 185–215.
  36. Papazian A.D. Deux nouveaux iarlyks d’ilkhans // Banber Matanadarani. 1962. № 6. P. 297–399 (на армянском языке, с французским резюме).
  37. Philologiae Turcicae Fundamenta (I–II).
  38. Poppe N. The Mongolian Monuments in ḥP‛ags-pa Script // Göttinger Asiatische Forschungen VIII. Wiebaden, 1957.
  39. Siouffi M. Notice sur le cachet du sultan mogol Oldjaïtou Khodabendèh // Journal Asiatique, 9. série. Paris, 1896. № 8. P. 336–337.
  40. Spuler B. Die Mongolen in Iran. Politik, Verwaltung und Kultur der Ilchanzeit 1220–1350. Leipzig, 1939 (4-е издание: Berlin, 1985).
  41. Sudāvar, Abu’l-‘Alā Barrasi-ye farmān-e oyghuri-ye Abu Sa‘id Bahādor Ḫān va erṭebāt-e ān bā kašf-e yeki az ja‘lhā-ye tāriḫi-ye ṣafaviyye [Уйгурский указ Абу Саид Бахадур хана и его соотношение с открытием одной исторической фальсификации сафавидского периода] // Nāme-ye Bahārestān. Tehran, 1389 [2010]. Vol. 11/12. P. 197–210.
  42. Vásáry I. Az Arany Horda kancelláriája. Budapest, 1987.
  43. [Электронный ресурс] Адрес доступа: http://www.zeno.ru (дигитальная база данных по восточной нумизматике).

Сведения об авторе: Иштван Вашари – профессор, университет им. Этвеша Лоранда, факультет гуманитарных наук, отделение тюркских и центрально-азиатских исследований; член-корреспондент Венгерской Академии наук (Н–1053, Будапешт, Венгрия). E-mail: vasaryi@gmail.com 

Поступила 20.01.2017 г.
Принята к публикации 01.03.2017 г.
Опубликовано онлайн 30.03.2017 г.