2018. Т. 6, № 2. Филин Н.А., Гибадуллин И.Р., Боев Э.Б.

2018. Т. 6, № 2. С. 252-263

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2018-6-2.252-263

  ДРЕВНЕПЕРСИДСКАЯ ФОРМА ЛЕГИТИМИЗАЦИИ
ПЕРВЫХ МОНГОЛЬСКИХ ДИНАСТИЙ

Н.А. Филин 1, И.Р. Гибадуллин 2, Э.Б. Боев 3
1 Российский государственный гуманитарный университет
Москва, Российская Федерация
FilinNikita@yahoo.com
2 Институт истории им. Ш. Марджани
Академии наук Республики Татарстан
Казань, Российская Федерация
ismagil4@yahoo.com
3 HPOO «Конгресс ираноязычных народов»,
МРОО «Общество молодых иранистов»
Нижний Новгород, Российская Федерация
sogdak@yandex.ru

Цель: рассмотреть древнеперсидскую традицию легитимизации власти первыми монгольскими династиями.
Материалы исследования: Средневековые тексты Абу-ль-Касима Фирдоуси, Низама аль-Мулька, Абу Хамида аль-Газали, Шихаба ад-Дина Сухраварди, Рашида ад-Дина Фадлаллаха, Абу Бакра Каландара.
Результаты и научная новизна: Несмотря на то, что до принятия Ислама монгольские династии использовали собственные формы легитимизации своего правления, основанные на получении права на власть и особую благодать от небесного бога Тенг­ри, Ильханиды (Хулагуиды), правившие на Ближнем и Среднем Востоке (с 1256 по 1353 гг.), и Джучиды (являющиеся в XIII–XVII вв. правителями различных государств в Восточной Европе, Центральной Азии, Западной Сибири и Дешт-и-Кипчаке) активно применяли элементы древнеперсидской концепции власти, основанные на даровании правителю особого божественного света – фарра, а также образов справедливых правителей и использовании традиционной титулатуры иранских правителей – «царь» (шах) и «царь царей» (шах-и шахан). Данные свидетельства можно встретить как в работах философов и историков периода правления этих династий (например, в «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара), так и в иллюстрациях к «Шах-наме» XIV в., которые изображали монгольских ханов в образе древнеперсидских героев. Это означает, что, с одной стороны, первые монгольские династии чувствовали некоторую недостаточность своей легитимности на завоеванных территориях, с другой – автохтонные элиты стремились частично увязать новых правителей с существовавшей до их прихода политической культурой. В случае с Джучидами можно говорить о распространении политической культуры иранского типа в связи с миграциями городского населения из персоязычного ареала на территорию Дешт-и-Кипчак.

Ключевые слова: монголы, Ильханиды, Джучиды, фарр-э изади, власть, справедливое правление

Для цитирования: Филин Н.А., Гибадуллин И.Р., Боев Э.Б. Древнеперсидская форма легитимизации первых монгольских династий // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 2. С. 252–263. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-2.252-263

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное / Пер. с перс. И.Р. Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой; общая и научная редакция, предисловие, комментарии И.Р. Гибадуллина. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 1044 с.
  2. Бартольд В.В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве // Сочинения. Т. 6. Работы по истории ислама и арабского халифата. М.: Издательство восточная литература, 1966. С. 303–319.
  3. Буссе Г. Возрождение персидской монархии при Буидах // Мусульманский мир: 950–1150. М.: Наука, 1981. С. 66–88.
  4. Далир Н. Фарр-э изади и залл эллахи. Фарханге сийаси ва мабоний-е назарий-е падешахи ва солтанат; баррасийе татбигий-е фарр-э изади ва зеллулахи [Фарр-э изади и зилл эллахи: политическая культура и теоретические основания падишахской власти и султаната: сравнительное исследование] // Мотолеат-э тарих-е фарханги пажухещнаме анджоман-е ирани-йе тарих [Культурно-исторические исследования; сборник исследований Иранского общества истории]. № 20. 2014 (1393). С. 39–59.
  5. Луконин В. Древний и раннесредневековый Иран: очерки истории культуры. М.: Наука, 1987. 264 с.
  6. аль-Маджлиси, Мухаммад аль-Бакир. Бихар аль-анвар аль-джами’а ли-дурари ахбар аль-а`иммат аль-атхар (Моря светов, содержащие жемчужины сообщений Пречистых Имамов). Т. 15. Бейрут: Дар ихйа ат-турас аль-араби, 1983 (1403). 414 с.
  7. Никитенко Е.Л., Иванов К.С. Нарратив святости в рассказе о жизни политического деятеля: мемуары шаха Тахмаспа I Сефевида // Научный журнал «Шаги», 2016. № 2 (2–3). С. 74–94.
  8. ас-Сахави, Шамс ад-дин Мухаммад б. Абд ар-Рахман. Аль-Макасыд аль-хасана фи байан аль-касир мин аль-ахадис муштахара ‘аля-ль-альсина [Хорошие цели в изложении многих известных хадисов]. Бейрут: Дар аль-китаб аль-араби, 1985 (1405). 800с.
  9. Сиасет-намэ: книга о правлении вазира XI столетия Низам Ад-Мулька. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР в Ленинграде, 1949. 380 с.
  10. Фирдоуси, Абу-ль-Касим. Шах-наме-йе Фирдоуси. Тегеран: Негах, 2017 (1396). 728 с.
  11. Фрай Р. Наследие Ирана. М.: Восточная литература, 2002. 391 с.
  12. Arjomand S. A. The Shadow of God and the Hidden Imam: religion, political order, and societal change in Shi’ite Iran from the beginning to 1890. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1984. 356 p.
  13. Bailey Н.W. Zoroastrian Problems in the Ninth-century Books. Oxford: The Clarendon Press, 1943. 235 p.
  14. Choksky J.K. Sacral Kingship in Sasanian Iran // The Circle of Ancient Iranian Studies (CAIS). URL: http://www.cais-soas.com/CAIS/History/Sasanian/sacral_
    kingship.htm (дата обращения 12 мая 2018).
  15. Corbin Н. Azar Kayvan // Encyclopaedia Iranica. URL: http://www.iranicaonline.org /articles/azar-kayvan-priest (дата обращения 12 мая 2018).
  16. Davis D. Introduction // Abolqasem Ferdowsi. Shahnameh: The Persian Book of Kings. New York: Penguin books, 2006. 886 p.
  17. Ghazall’s Book of Counsel for Kings: Nasihat Al-Muluk. Oxford: Oxford Univ. Press, 1964. 272 p.
  18. Gnoli G. Farr(ah) // Encyclopaedia Iranica. URL: http://www.iranicaonline.org /articles/farrah (дата обращения 12 мая 2018).
  19. Katouzian H. Legitimacy and Succession in Iranian History // Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. 2005, no. 23 (1), pp. 234–245.
  20. Lambton А.K.S. Social Change in Persia in the Nineteenth Century // The Modern Middle East: A Reader. Berkeley: University of California Press, 1993, pp. 145–170.
  21. Mackenthun T.C. Continuity in Iranian Leadership Legitimization: Farr-i Izadi, Shi’ism, and Vilayet-i Faqih. A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts in History. Boise State University, 2009. 112 p.
  22. Soudavar А., Cleveland Beach М. Art of the Persian Courts: Selections from the Art and History Trust Collection. New York: Random House Incorporated, 1992. 423 p.
  23. Soudavar A. The Saga of Abu-Sa’id Bahador Khan. The Abu-Sa’idname // The Court of the Il-Khans, 1290–1340. Oxford: Oxford University Press, 1996, pp. 95–218.
  24. Soudavar A. The Aura of Kings: Legitimacy and Divine Sanction in Iranian Kingship. Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 2003. 178 p.
  25. The Letter of Tansar / trans. M. Boyce. Rome: Instituto Italiano per il Medio ed Estremo Oriente, 1968. 78 p.
  26. The Sacral Kingship: Contributions to the Central Theme of the Eighth International Congress for the History of Religions, Rome, April 1955. Leiden: E.J. Brill, 1959. 748 p.
  27. Ziai H. Editor’s Note // Soudavar A. The Aura of Kings: Legitimacy and Divine Sanction in Iranian Kingship. Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 2003, pp. IX–X.

Сведения об авторах: Никита Александрович Филин – кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета (125993, Миусская площадь, 6, ГСП-3, Москва, Российская Федерация). Е-mail: FilinNikita@yahoo.com

Исмагил Рустамович Гибадуллин – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация). E-mail: ismagil4@yahoo.com

Эрадж Бегиджонович Боев – кандидат исторических наук, председатель Нижегородской региональной общественной организации «Конгресс ираноязычных народов», ответственный секретарь Межрегиональной общественной организации содействия развития иранистики «Общество молодых иранистов» (603051, ул. Боровая, 27, Нижний Новгород, Российская Федерация). Е-mail: sogdak@yandex.ru

Поступила  01.03.2018   Принята к публикации  28.05.2018
Опубликована онлайн  29.06.2018