2021. Т. 9, № 4. Маслюженко Д.Н., Самигулов Г.Х.
2021. Т. 9, № 4. С. 832-856
DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2021-9-4.832-856
К ВОПРОСУ ОБ ИСЛАМИЗАЦИИ УГОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVI – НАЧАЛЕ XVIII В. И НЕКОТОРЫХ
АСПЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО ПРОЦЕССА
Д.Н. Маслюженко 1, Г.Х. Самигулов 2
1 Курганский государственный университет
Курган, Российская Федерация
denmas13@yandex.ru
2 Южно-Уральский государственный университет
Челябинск, Российская Федерация
gayas_@mail.ru
Цель исследования: реконструкция особенностей исламизации угорского населения Западной Сибири в XVI – начале XVIII вв. и некоторых спорных моментов изучения этого процесса.
Материалы исследования: исследование проведено на основе анализа опубликованных источников: летописей, мемуаров, данных археологии, а также историографии.
Результаты и научная новизна: проникновение мировых религий, в том числе ислама, в таежную и тундровую зону Западной Сибири в позднее средневековье и раннее новое время является актуальным и малоизученным направлением исследований, напрямую связанным с вопросами включения этих территорий в состав Российского государства. Однако ограниченность письменных и археологических источников, показывающих процесс принятия местным населением ислама, чаще всего приводит к обсуждению одних и тех же стереотипных сюжетов. Чаще всего они характеризуют различные возможности влияния на процесс исламизации представителей суфийских тарикатов, действовавших на территории владений Шибанидов в составе Улуса Джучи, Тюменского и особенно Сибирского ханства. Именно для последнего выявляется значительное усиление положения мусульман и расширение их деятельности, что не критически переносится и на связанные с ханством угорские княжества. При этом анализ летописей чаще всего показывает реально ограниченные возможности исламской проповеди за пределами территории обитания различных групп сибирских татар. В таких случаях она оказывала влияние либо только на представителей угорской элиты, либо же показывает совместное проживание угров с татарами. В этих условиях появление новых подходов, на которые в своих работах претендуют О.Н. Науменко и Е.А. Науменко, заставляет проводить внимательный анализ предлагаемых ими методов, источников и результатов изучения ислама у западносибирских угров. Проделанная в этом отношении работа показывает, что на протяжении рассматриваемого периода случаи принятия ислама среди представителей каких-либо групп обских угров носили единичный характер и были, как правило, связаны с элитой этого общества, которая находилась в тесном взаимодействии с аристократией Сибирского ханства. Большую роль в этом играло и чересполосное проживание с тюрко-татарским населением. Причем после вхождения Западной Сибири в состав Российского государства число подобных случаев не увеличивается, напротив источники указывают на остяков и вогулов как язычников, именно в таком контексте среди них и начинается православная проповедь.
Ключевые слова: ислам, ханты, манси, Сибирское ханство, Западная Сибирь
Для цитирования: Маслюженко Д.Н., Самигулов Г.Х. К вопросу об исламизации угорского населения Западной Сибири в XVI – начале XVIII в. и некоторых аспектах изучения этого процесса // Золотоордынское обозрение. 2021. Т. 9, № 4. С. 832–856. DOI: 10.22378/2313-6197.2021-9-4.832-856
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (государственное задание № FENU-2020-0021 (2020070ГЗ)).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акишин М.О. Петр Великий и православная миссия среди народов Сибири // Меншиковские чтения – 2015: научный альманах / Гл. науч. ред. П.А. Кротов. СПб.: XVIII век, 2015. Вып. 6 (15). С. 10–31.
- Аш-Шахрастани Книга о религиях и сектах. Ч. 1: Ислам. М.: Главная ред. Восточной лит-ры изд-ва «Наука», 1984. 272 с.
- Бауло А.В. Христианские цари на хантыйском святилище // Наука из первых рук. № 2(26). 2009. С. 76–85.
- Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI и XVII вв. // Научные труды. Т.III. Избранные работы по истории Сибири XVI–XVII вв. Ч. 2. История народов Сибири в XVI–XVII вв. М., 1955. С. 86–152.
- Бортникова Ю.А. К вопросу о проникновении исламского искусства в Западную Сибирь в период средневековья // Омский научный вестник. 2012. № 2 (106). С. 32–36.
- Бортникова Ю.А., Науменко Е.А., Науменко О.Н. Ислам в жизни обских угров как фактор их культурно-исторической психологии: источники и методологические аспекты // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып.10. С. 31–34.
- Бустанов А.К. Манускрипты суфийских шайхов: туркестанская традиция на берегах Иртыша // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Омск, 2009. Т. 11. С. 195–229.
- Гарустович Г.Н. К вопросу об этнической ситуации в лесостепном Зауралье в начале II тысячелетия н.э. // Археология Среднего Притоболья и сопредельных территорий. Материалы межрегионального круглого стола. Курган, 2016. С. 62–65.
- Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьев А.И. Легенды и были таежного края. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. 176 с.
- Главацкая Е.М. А был ли выбор? Аргументы против теории ненасильственного крещения хантов и манси в 1712–1715 гг. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1999. Вып. 3. С. 82–102.
- Главацкая Е. М. «…и смехотворения, и безчинства никакого не чинили»: из опыта религиозной терпимости в Северо-Западной Сибири в XVII – начале XVIII вв. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 2003. Вып. 5. С. 26–35.
- Главацкая Е.М. «… И Сибирскому государству какого повреждения не учинить…» (Власть и миссионерство в Северо-Западной Сибири в XVII–XIX вв.) // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 31. С. 75–83
- Главацкая Е.М. Православная колонизация и изменение религиозного ландшафта Урала в XVIII в. // Уральский исторический вестник. 2009. № 2 (23). С. 101–108.
- Головнёв А.В. Остяк остяка видит издалека: по мотивам книги «Иштяки: приуральско-сибирское пограничье» // Золотоордынское обозрение. 2020. Т. 8, № 3. С. 563–577. DOI: 10.22378/2313-6197.2020-8-3.563-577
- Демин М.А. Сведения о религиозных верованиях народов Сибири в русских литературно-исторических сочинениях XVII века // Этнографическое обозрение. 1997. № 5. C.114–121.
- Ивановская В.И. Исламские орнаменты. М.: В. Шевчук, 2007. 208 с.
- Исхаков Д.М. Путешествие в Заболотье // Сибирский сборник. Вып. 1. Казань: Изд-во «ЯЗ», 2011. С. 138–142.
- Исхаков Д. Иштякская общность Приуралья в Средневековье // История татар Западного Приуралья. Т. 1. Кочевники Великой степи в Приуралье. Татарские средневековые государства. Казань, 2016. С. 278–295.
- Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири // Тобольский хронограф. Вып. IV. Екатеринбург, 2004. С. 137–144.
- Кольцова Л. М., Эль-Мсафер Х.А. Слова «джинн» и «шайтан» глазами русских и арабов // Вестник Воронежского государственного университета Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 32–36.
- Корусенко С.Н. Генеалогические исследования сибирских татар: итоги и перспективы // Сибирские татары. Омск, 1998. С. 88–90.
- Маслюженко Д.Н. Деятельность суфийских орденов на территории Тюменского и Сибирского ханств // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2 (34). С. 5–9.
- Мартынова А.П. Очерки истории и культуры хантов. М., 1998. 235 с.
- Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. I. М., 1999. 630 с.
- Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. II. М., 2000. 796 с.
- Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск, 1997. 268 с.
- Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М.: Наука, 2005. 806 с.
- Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. Новосибирск, 1941. 108 с.
- Онина С.В. Лексико-семантические группы названий оленя (на материале сынского говора шурышкарского диалекта хантыйского языка) // Урало-алтайские исследования. 2010. № 1 (2). С. 67–78.
- Павловский В. Вогулы. Казань: типография Ун-та, 1907. 229 с.
- Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российскаго государства. Ч. II, кн. I. СПб., 1770. 476 с.
- Перцев Н.В. Татарские ханства и угорские княжества Западной Сибири // Тюменское и Сибирское ханства: коллективная монография. Казань, 2018. С. 131–140.
- Полное собрание русских летописей. Т. 36. Сибирские летописи. Ч. 1. Группа Есиповской летописи. М., 1987. 383 с.
- Самигулов Г.Х., Маслюженко Д.Н. Понятие «Иштэк»/«Остяк» как соционим (Урал и зауральские уезды конца XVI–XVII вв.) // Иштяки: приуральско-сибирское пограничье. Казань, 2019. С. 45–60.
- Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. 72 с.
- Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Белич И.В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М.: Изд. дом Марджани, 2009. 216 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. 1562 с.
- Соколова З.П. Ханты и манси: взгляд из XXI века. М.: Наука, 2009. 756 с.
- Сподина В.И. Многоженство как форма брачных обычаев коренных народов Севера: этнические категории нравственности // Вестник Челябинского государственного университета. История. 2011. № 12 (227). Вып. 45. С. 5–9.
- Старостин А.Н. Ислам в Свердловской области. М.: Логос, 2006. 144 с.
- Суслова С.В. Татарский костюм: историко-этнологическое исследование. Казань: Татарск. Книжн. Изд-во, 2018. 239 с: с ил.;
- Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобъя. Томск: Изд-во Томского университета, 2000. 247 с.
- Татары. М.: Наука, 2001. 583 с.: ил.
- Томилов Н.А. Этнические контакты угров и тюрков Западно-Сибирской равнины в XVI–XX вв. // Материалы VI международного конгресса финно-угроведов. Т. I. М., 1989. С. 278–281.
- Тюркские народы Сибири. М.: Наука, 2006. 678 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
- Ходарковский М. Степные рубежи России: как создавалась колониальная империя, 1500–1800. М., 2019. 352 с.
- Bortnikova Y.A., Naumenko O.N., Naumenko E.A. Regulation of Islamic art in confessional policy of Catherine II (on materials of the Tyumen region) // Bylye Gody. 2016. Vol. 40. Iss. 2. P. 356–362.
- Naumenko O.N., Naumenko E.A. The Ob Ugrians-Muslims: Historical and psychological factors of the Islam penetration in the traditional culture // Bylye Gody. 2018. Vol. 49. Is. 3. P. 931–939.
- Tataurov S.F., Korusenko M.A. The History of Islam in Western Siberia: Interdisciplinary approach to chronology and periodization // Bylye Gody. 2015. Vol. 38. Iss. 4. P. 798–807.
Сведения об авторах: Денис Николаевич Маслюженко – кандидат исторических наук, доцент, директор Гуманитарного института, Курганский государственный университет (640020, ул. Советская, 63, корп. 4, Курган, Российская Федерация); ORCID: 0000-0001-8302-1277, ResearcherID: J-9551-2017. E-mail: denmas13@yandex.ru
Гаяз Хамитович Самигулов – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований Южно-Уральского государственного университета (454080, проспект Ленина, 76, Челябинск, Российская Федерация); OCRID: 0000-0002-4695-5633; ResearcherID: T-6331-2017). E-mail: gayas_@mail.ru
Поступила 15.09.2021 Принята к публикации 26.11.2021
Опубликована онлайн 29.12.2021