2022. Т. 10, № 1. Akchurina-Muftieva N.M.

2022. Т. 10, № 1. С. 229-240

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2022-10-1.229-240

   АНТРОПОМОРФИЗМ И ЗООМОРФИЗМ
В ОРНАМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КРЫМСКИХ ТАТАР

Н.М. Акчурина-Муфтиева
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
Симферополь, Российская Федерация
akchurina_05@mail.ru

Цель исследования: раскрыть традиции изображения антропоморфизма и зооморфизма в тюркской орнаментике Крыма, их типологические и художественные особенности, символический контекст.
Материалы исследования: проблема антропоморфных и зооморфных изобра­жений в тюркской орнаментике Крыма рассмотрена на материале декоративно-прикладного искусства крымских татар с XIV века по настоящее время. Примеры орнаментальных изображений исследовались автором на основе фактологического материала, собранного в музеях России и Крыма. Семантика вышеперечисленных мотивов рассматривалась в работах Д.В. Черемисина, В.Г. Котова, С.М. Червонной.
Результаты и научная новизна: изучение орнаментики в крымскотатарском декоративно-прикладном искусстве показало, что в типологическом ряду орна­мен­тальных мотивов на протяжении XIV – первой половины XX вв. присутствуют зооморфные и антропоморфные изображения: полные, частичные и стилизованные. Кроме изображений на предметах, элементы антропоморфности присутствуют в качестве силуэта предметов. Изображение мотивов зависит в первую очередь от материала, техники исполнения и функционального назначения вещи. В вышивке полотенец и головных покрывал мотивы выполнялись в цвете, полными и стилизованными, в ткачестве – условными, геометризованными в виде частичных элементов, на медной посуде – фигуративными, линейно выгравированными, на остальных предметах домашнего обихода – реалистичными, стилизованными и силуэтно.

Ключевые слова: крымскотатарское декоративно-прикладное искусство, орна­ментальное искусство, мотив, антропоморфный, зооморфный, символика, особенности изображения

Для цитирования: Akchurina-Muftieva N.M. Antropomorphism and Zoomorphism in the Ornamental Art of the Crimean Tatars // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 1. С. 229–240. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-1.229-240

Сведения об авторе: Нурия Мунировна Акчурина-Муфтиева – доктор искусствоведения, профессор кафедры декоративного искусства Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова (295015, пер. Учебный, 8, Симферополь, Российская Федерация). E-mail: akchurina_05@mail.ru

Поступила  1.12.2021   Принята к публикации  28.02.2022
Опубликована  онлайн 29.03.2022