2022. Т. 10, № 4. Нуртазина Н.Д., Исахан М.Б.

2022. Т. 10, № 4. С. 910-934

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2022-10-4.910-934
EDN: https://elibrary.ru/SLYFKY

   ПОСТЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ДЕКАДАНС И СУДЬБЫ РЕЛИГИИ
В КАЗАХСКОМ КОЧЕВОМ ОБЩЕСТВЕ XV – НАЧАЛА XVIII ВВ.

Н.Д. Нуртазина 1, М.Б. Исахан 2
1 Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
Алматы, Республика Казахстан
nazira.nurtazina@mail.ru
2 Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак
Алматы, Республика Казахстан
alash_ordabasy@mail.ru

Цель статьи: исходя из существования проблемы диаметрально противо­полож­ных взглядов на исламизацию казахов-кочевников представить новое видение судеб религии в связи с постзолотоордынским декадансом.
В этой связи поставлены задачи: охарактеризовать новые исследовательские подходы; обосновать версию о завершении исламизации при Узбек-хане и мусульманской идентификации Казахского ханства; предложить гипотезу о дальнейшем кризисе религии в Степи – для более корректного понимания тезиса о «поверхностном исламе».
Материалы: в исследовании используются разноплановые источники. Необхо­димые сведения содержатся в сочинениях мусульманских авторов, как Сейфи Челеби, Фазлаллах Ибн Рузбихан и др., также ряда русско-европейских авторов. Особое внимание уделяется информации из казахских родословных, фольклора. Также в качестве материалов служат сами научные исследования на тему религии казахов.
Результаты исследования. Выявлены серьезные расхождения по вопросу времени завершения исламизации. Изучена и обоснована  альтернативная для официальной казахстанской историографии, но издавна бытующая точка зрения о полноценном мусульманстве кочевников в XIV – начале XV вв. В представленной общей характеристике религии казахов в XV–XVII вв. ее своеобразные формы в соответ­ствии с концепцией регионального ислама уже не квалифицируются как «доислам­ский комплекс». В то же время, принимая во внимание многие свидетельства о слабости мусульманской религии в Степи в более позднюю эпоху, авторы предлагают новый подход: рассмотрение судеб ислама в контексте постзо­лотоордынского декаданса. При таком взгляде можно допускать идею поэтапного ослабления традиции и институционального распада религии «после Узбек хана».

Ключевые слова: исламизация, казахи, историография, новые подходы, шед­жере, постзолотоордынский декаданс, кризис, гипотеза

Для цитирования: Нуртазина Н.Д., Исахан М.Б. Постзолотоордынский декаданс и судьбы религии в казахском кочевом обществе XV – начала XVIII вв. // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 4. С. 910–934. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-4.910-934  EDN: SLYFKY

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абашин С.Н., Бобровников В.О. (сост.) Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. Сборник статей. М.: Восточная литература, 2003. 336 с.
  2. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV–XVII вв.: история, политика, дипломатия. Алматы: Дайк-Пресс, 1998. 268 с.
  3. Алексеев И.Л. Институциализация ислама в имперском пространстве и эволюция системы управления мусульманским населением центральной России. Режим доступа: http://idmedina.ru/books/materials/rmforum/1/sect1_alex.htm.
  4. Андреев И.Г. Описание Средней Орды киргиз-кайсаков. СПб., 1796. 83 с.
  5. Атыгаев Н.А. Казахское ханство в системе международных отношений в Евразии // Қазақ болып қалыптасқан ғасырлар. Тараз: DanAi, 2015. С. 353–365.
  6. Бартольд В.В. Сочинения (В 9-ти т.). Т. 1–7. М.: Изд. Вост. лит., 1963. 1971.
  7. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1970. 144 с.
  8. Басилов В.Н. Кармышева Дж. Х. Ислам у казахов (до 1917 г.). М., 1997. 161 с.
  9. Беннигсен А. Мусульмане в СССР. Париж: Ymca-Press, 1983. 90 с.
  10. Бабалар сөзі: жүзтомдық. Том 50. Батырлар жыры. «Қырымның қырық батыры» [Героический эпос.«Сорок богатырей Крыма». на каз.яз.]. Астана: Фолиант, 2008. 464 с.
  11. Бес ғасыр жырлайды. ХV ғасырдан ХХ ғасырдың бас кезіне дейінгі қазақ ақын-жырауларының шығармалары.[Песнь пяти веков. Произведения казахских акынов-жырау XV – нач. XX вв. На каз. яз.] Т.1. Составители: М. Байділдаев, Мұхтар Мағауин. Алматы: Жазушы, 1984. 256 б.
  12. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений: В 5-ти т. Алма-Ата: Каз. Совет. энцикл., 1984-1985.
  13. Веселовский Н.И. История Востока (лекции). СПб., 1887. 343 с.
  14. Вяткин В.Л. Шейхи Джуйбари. Ходжа Ислам // В.В.Бартольд. Туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927. С. 3–20.
  15. Георги И.И. Описание всех в российском государстве обитающих народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. СПб., 1776. 112 с.
  16. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л.: Изд. Акад. наук СССР, 1950. 479 с.
  17. Дулати, Мухаммед Хайдар. Тарих-и Рашиди (Рашидова история). Алматы: Санат, 1999. 656 с.
  18. Жаксылыков А.Ж. Образы, мотивы и идеи с религиозной содержательностью в произведениях казахской литературы. Типология, эстетика, генезис. Алматы: Қазақ университеті, 1999. 422 с.
  19. Жандарбек З. Йасауи жолы және қазақ тарихы [Путь Йасави и казахская история. На каз.яз.]. Алматы: Ел Шежіре, 2006. 256 б.
  20. Из журнала путешествия Христофора Барданеса в Киргизскую степь 1771 года // История Казахстана в русских источниках XVI–XX вв. IV том. Алматы: Дайк-Пресс, 2007, с. 80–194.
  21. Исмоилов Л.Э., Юзмухаметов Р.Т. Статус сакрального пространства в суфизме: гора // Известия Иркутского госс.универ-та, серия «Политология. Религиоведение», 2021.том 35. С. 107–114. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/status-sakralnogo-prostranstva-v-sufizme-gora/viewer
  22. История Казахстана в западных источниках XII–XX вв. Том VIII. Первые английские путешественники в Казахской Степи. Пер. с англ. Д.М. Костиной. Сост. И.Ерофеева. Алматы: Санат, 2006. 312 с.
  23. История Казахстана в русских источниках XVI–XX вв. Обозрение Киргиз-кайсакской степи. 1803 и 1804 гг. Я.П. Гавердовского. С. 155-495. Сост. И.В. Ерофеева, Б.Т. Жанаев. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 620 с.
  24. История религий в 2 т. Т.1 / под общ. ред. И.Н. Яблокова. М.: Высш. школа, 2004. 464 с.
  25. Известия англичан о России XVІ в. М.: Имп.общ-ва ист. и древностей, 1884. 105 с.
  26. Измайлов И.Л. Ислам и язычество в улусе Джучи: проблемы историографии и источниковедения. Режим доступа: https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes
    /9810/08.pdf.
  27. Казахстан (З. Джандосова) // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь / Под ред.С.М. Прозорова. Вып. 3. М.: «Восточная литература» РАН, 2001. С. 47–52.
  28. Казахско-русские отношения в XVI–XVIII вв. Сборник документов и материалов. Алма-Ата: Изд. Акад.наук, 1961. 743 с.
  29. Казахско-русские отношения в XVIII–XIX вв. Сборник документов и материалов. Алма-Ата: Изд. Акад.наук, 1964. 575 с.
  30. Карутц Р. Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке. СПб., 1910. 136 с.
  31. Кобищанов Ю.М. История распространения ислама в Африке. М.: Наука, 1989. 223 с.
  32. Кобищанов Ю.М. Империя Джучидов // Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т.2. М.: РОССПЭН, 2002. С. 13–130.
  33. Крадин Н.Н. Кочевники Евразии. Алматы: Дайк-пресс, 2007. 416 с.
  34. Кусаинов Ш.К. Агиография в казахском фольклоре: Дис. … канд. фил. наук. Алматы, 2004. 148 с.
  35. Кәрібаев Б.Б. Қазақ хандығының құрылу тарихы [Образование Казахского ханства. На каз. яз.]. Алматы: «Сардар» баспа үйі, 2014. 520 б.
  36. Қабышұлы, И. Қазақ қауымы. Қазақ ұлысының 2200-жылдық тарихы [Казахское сообщество. 2200 летняя история улуса казахов. на каз.яз.]. Алматы: Жазушы, 1997. 224 с.
  37. Құдайбердіұлы Ш. Шығармалары [Сочинения. На каз. яз.]. II том. Алматы: Жібек, 2007. 624 б.
  38. Құрбанали Халид. Тауарих хамса (Бес тарих) [История/Таварих. На каз. яз.] / Аударған Б.Төтенаев, А.Жолдасов. Алматы: Демеу, 1992. 146 б.
  39. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих и киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы: Санат, 1996. 656 с.
  40. МагауинМ.МКобыз и копье[Текст]: Повествование о казахских акынах и жырау XV-XVIII в. / Пер. с каз.П. Косенко. Алма-Ата: Жазушы, 1970. 160с.
  41. Мендикулов М.М. Памятники народного зодчества Западного Казахстана. Алма-Ата: Өнер, 1987. 156 с.
  42. Муминов А.К. Казахские ходжи // Shygys (Восток). 2004. № 1. С. 229-235.
  43. Мустафина Р.М. Бытовой ислам у казахов (XIX–XX вв.) (историко-этногра­фическое исследование). Дис. … докт. ист. наук. Алматы, 2006. 309 с.
  44. Мыңжан Нығмет. Қазақтың қысқаша тарихы [Краткая история казахов. На каз. яз.]. Үрімжі: Шыңжаң халық баспасы, 1987 – Алматы; Жалын, 1999. 400 с.
  45. Нургалиева А.М. Очерки по истории ислама в Казахстане. Алматы: «Дайк-Пресс», 2005. 224 с.
  46. Нуртазина Н.Д. Распространение ислама и формирование казахской мусульманской традиции. Алматы: Қазақ университеті, 2016. 354 с.
  47. Прозоров С.М. Новый методологический подход к изучению ислама в России / Ислам как идеологическая система. М.: Изд.фирма «Восточная литература РАН», 2004. С. 378–380.
  48. Прошлое Казахстана в источниках и материалах: Сборник / Под ред. С.Д. Асфендиярова и П.А. Кунте. Алма-Ата, 1935. Алматы: Казахстан, 1997. 383 с.
  49. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. Ч.3. СПб., 1870. 712 с.
  50. Ракушин А.И. Становление государственной религии Золотой Орды и исламизация кочевых тюркских этносов Нижнего Поволжья в XIII–XV веках. Режим доступа: http://www.seun.ru/books/Books/Kafistorii/Metod/SarPov200/Rakushin.htm
  51. Религиозные верования. Ислам в XIV–XV вв. Распространение ислама / Р.М.Мустафина // История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Т.2. Алматы:Атамура, 2010. С. 239–245, С. 581–585.
  52. Рычков П.И. История Оренбургская (1730–1750). Оренбург: Изд. Оренб. Губ. стат. к-та, 1896. 95 с.
  53. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Тизенгаузен В.Г. Т.1. СПб.: Изд. на ижд. гр. Г. Строганова, 1884. 563 с.
  54. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и C.Л. Волиным. M.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 308 с.
  55. Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. Алматы: Казахстанский институт страт. исследований при Президенте РК, 1998. 188 с.
  56. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингис-хана. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. 276 с.
  57. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Алма-Ата: Гылым, 1991. 213 с.
  58. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Восточная литература РАН, 2001. 752 с.
  59. Трепавлов В.В. Восточные и северные пределы Ногайской Орды в XVI–XVI вв. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2822/3/pristr-05-14.pdf.
  60. Ульрих Рудольф. Ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде. Алматы: Фонд «XXI век», 1998. 286 с.
  61. Утемиш хаджи. Чингиз наме. Алма-Ата: Ғылым, 1992. 243 с.
  62. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-наме-йи Бухара. М.: Наука, 1976.197 с.
  63. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М: Издание Московского университета, 1966. 276 с.
  64. Цинская империя и казахские ханства (вторая половина XVIII – первая треть XIX вв. ). Ч. 2. Алма-Ата: Наука: 1989. 227 с.
  65. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Пер. с каз. Алма-Ата: Дастан, 1990. 120 с.
  66. Юдин В.П. Известия «Зийа ал кулуб» Мухаммада Аваза о казахах XVI в. / Вестник АН Каз ССР. 1966. № 5. С. 71–76.
  67. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Уфимский полиграф комбинат, 1999. 352 с.
  68. Defterdâr Seyfı Çelebı Türkıstan ve uzak doğu seyahatnâmesı / Yayına Hazırlayan ve Notlandıran: Serkan Acar. Istanbul: Selenge Yayınları, 2014. 158 s.
  69. DeWeese, Devin. Islamization and native religion in the Golden Horde. Baba Turkles and conversion to Islam in historical and epic tradition. University Park Pennsylvania State Univ. Press. 1994. 638 p.
  70. Hādī Muḥammad Ṭālib Ibn-Ḥaḍrat Tāǧ-ad-Dīn Ḥasan Ḫwāǧa al-Ḥusainī:Maṭlab aṭ-ṭālibīn, 1237[1821]. Рукопись Берлинской Государственной библиотеки. Режим доступа: https://digital.staatsbibliothek-berlin.de/werkansicht/?PPN=PPN848539966
  71. Islam in Modern History. By Wilfred Cantwell Smith. New-York, Princeton University Press, 1957. 326 p.
  72. Frank, Allen. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia. The Islamic World of Novouzensk District &the Kazakh Inner Horde, 1780–1910. Leiden, Boston, Koln: Brill, 2001. 147 p.

Сведения об авторах: Назира Даутбековна Нуртазина – доктор исторических наук, доцент (ассоциированный профессор), доцент кафедры истории Казахстана Казахского национального университета имени Аль-Фараби (050040, пр. Аль-Фараби, 71, Алматы, Республика Казахстан). E-mail: nazira.nurtazina@mail.ru

Мухан Баймуратулы Исахан – Ph.D. (религиоведение), преподаватель кафедры религиоведения Египетского университета исламской культуры Нур-Мубарак (050060, пр. Аль-Фараби, 73, Алматы, Республика Казахстан). E-mail: alash_ordabasy@mail.ru

Поступила  16.05.2022   Принята к публикации  10.08.2022
Опубликована  онлайн 29.12.2022