2018. Т. 6, № 2. Филин Н.А., Гибадуллин И.Р., Боев Э.Б.
2018. Т. 6, № 2. С. 252-263
DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2018-6-2.252-263
ДРЕВНЕПЕРСИДСКАЯ ФОРМА ЛЕГИТИМИЗАЦИИ
ПЕРВЫХ МОНГОЛЬСКИХ ДИНАСТИЙ
Н.А. Филин 1, И.Р. Гибадуллин 2, Э.Б. Боев 3
1 Российский государственный гуманитарный университет
Москва, Российская Федерация
FilinNikita@yahoo.com
2 Институт истории им. Ш. Марджани
Академии наук Республики Татарстан
Казань, Российская Федерация
ismagil4@yahoo.com
3 HPOO «Конгресс ираноязычных народов»,
МРОО «Общество молодых иранистов»
Нижний Новгород, Российская Федерация
sogdak@yandex.ru
Цель: рассмотреть древнеперсидскую традицию легитимизации власти первыми монгольскими династиями.
Материалы исследования: Средневековые тексты Абу-ль-Касима Фирдоуси, Низама аль-Мулька, Абу Хамида аль-Газали, Шихаба ад-Дина Сухраварди, Рашида ад-Дина Фадлаллаха, Абу Бакра Каландара.
Результаты и научная новизна: Несмотря на то, что до принятия Ислама монгольские династии использовали собственные формы легитимизации своего правления, основанные на получении права на власть и особую благодать от небесного бога Тенгри, Ильханиды (Хулагуиды), правившие на Ближнем и Среднем Востоке (с 1256 по 1353 гг.), и Джучиды (являющиеся в XIII–XVII вв. правителями различных государств в Восточной Европе, Центральной Азии, Западной Сибири и Дешт-и-Кипчаке) активно применяли элементы древнеперсидской концепции власти, основанные на даровании правителю особого божественного света – фарра, а также образов справедливых правителей и использовании традиционной титулатуры иранских правителей – «царь» (шах) и «царь царей» (шах-и шахан). Данные свидетельства можно встретить как в работах философов и историков периода правления этих династий (например, в «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара), так и в иллюстрациях к «Шах-наме» XIV в., которые изображали монгольских ханов в образе древнеперсидских героев. Это означает, что, с одной стороны, первые монгольские династии чувствовали некоторую недостаточность своей легитимности на завоеванных территориях, с другой – автохтонные элиты стремились частично увязать новых правителей с существовавшей до их прихода политической культурой. В случае с Джучидами можно говорить о распространении политической культуры иранского типа в связи с миграциями городского населения из персоязычного ареала на территорию Дешт-и-Кипчак.
Ключевые слова: монголы, Ильханиды, Джучиды, фарр-э изади, власть, справедливое правление
Для цитирования: Филин Н.А., Гибадуллин И.Р., Боев Э.Б. Древнеперсидская форма легитимизации первых монгольских династий // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 2. С. 252–263. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-2.252-263
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное / Пер. с перс. И.Р. Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой; общая и научная редакция, предисловие, комментарии И.Р. Гибадуллина. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 1044 с.
- Бартольд В.В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве // Сочинения. Т. 6. Работы по истории ислама и арабского халифата. М.: Издательство восточная литература, 1966. С. 303–319.
- Буссе Г. Возрождение персидской монархии при Буидах // Мусульманский мир: 950–1150. М.: Наука, 1981. С. 66–88.
- Далир Н. Фарр-э изади и залл эллахи. Фарханге сийаси ва мабоний-е назарий-е падешахи ва солтанат; баррасийе татбигий-е фарр-э изади ва зеллулахи [Фарр-э изади и зилл эллахи: политическая культура и теоретические основания падишахской власти и султаната: сравнительное исследование] // Мотолеат-э тарих-е фарханги пажухещнаме анджоман-е ирани-йе тарих [Культурно-исторические исследования; сборник исследований Иранского общества истории]. № 20. 2014 (1393). С. 39–59.
- Луконин В. Древний и раннесредневековый Иран: очерки истории культуры. М.: Наука, 1987. 264 с.
- аль-Маджлиси, Мухаммад аль-Бакир. Бихар аль-анвар аль-джами’а ли-дурари ахбар аль-а`иммат аль-атхар (Моря светов, содержащие жемчужины сообщений Пречистых Имамов). Т. 15. Бейрут: Дар ихйа ат-турас аль-араби, 1983 (1403). 414 с.
- Никитенко Е.Л., Иванов К.С. Нарратив святости в рассказе о жизни политического деятеля: мемуары шаха Тахмаспа I Сефевида // Научный журнал «Шаги», 2016. № 2 (2–3). С. 74–94.
- ас-Сахави, Шамс ад-дин Мухаммад б. Абд ар-Рахман. Аль-Макасыд аль-хасана фи байан аль-касир мин аль-ахадис муштахара ‘аля-ль-альсина [Хорошие цели в изложении многих известных хадисов]. Бейрут: Дар аль-китаб аль-араби, 1985 (1405). 800с.
- Сиасет-намэ: книга о правлении вазира XI столетия Низам Ад-Мулька. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР в Ленинграде, 1949. 380 с.
- Фирдоуси, Абу-ль-Касим. Шах-наме-йе Фирдоуси. Тегеран: Негах, 2017 (1396). 728 с.
- Фрай Р. Наследие Ирана. М.: Восточная литература, 2002. 391 с.
- Arjomand S. A. The Shadow of God and the Hidden Imam: religion, political order, and societal change in Shi’ite Iran from the beginning to 1890. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1984. 356 p.
- Bailey Н.W. Zoroastrian Problems in the Ninth-century Books. Oxford: The Clarendon Press, 1943. 235 p.
- Choksky J.K. Sacral Kingship in Sasanian Iran // The Circle of Ancient Iranian Studies (CAIS). URL: http://www.cais-soas.com/CAIS/History/Sasanian/sacral_
kingship.htm (дата обращения 12 мая 2018). - Corbin Н. Azar Kayvan // Encyclopaedia Iranica. URL: http://www.iranicaonline.org /articles/azar-kayvan-priest (дата обращения 12 мая 2018).
- Davis D. Introduction // Abolqasem Ferdowsi. Shahnameh: The Persian Book of Kings. New York: Penguin books, 2006. 886 p.
- Ghazall’s Book of Counsel for Kings: Nasihat Al-Muluk. Oxford: Oxford Univ. Press, 1964. 272 p.
- Gnoli G. Farr(ah) // Encyclopaedia Iranica. URL: http://www.iranicaonline.org /articles/farrah (дата обращения 12 мая 2018).
- Katouzian H. Legitimacy and Succession in Iranian History // Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. 2005, no. 23 (1), pp. 234–245.
- Lambton А.K.S. Social Change in Persia in the Nineteenth Century // The Modern Middle East: A Reader. Berkeley: University of California Press, 1993, pp. 145–170.
- Mackenthun T.C. Continuity in Iranian Leadership Legitimization: Farr-i Izadi, Shi’ism, and Vilayet-i Faqih. A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts in History. Boise State University, 2009. 112 p.
- Soudavar А., Cleveland Beach М. Art of the Persian Courts: Selections from the Art and History Trust Collection. New York: Random House Incorporated, 1992. 423 p.
- Soudavar A. The Saga of Abu-Sa’id Bahador Khan. The Abu-Sa’idname // The Court of the Il-Khans, 1290–1340. Oxford: Oxford University Press, 1996, pp. 95–218.
- Soudavar A. The Aura of Kings: Legitimacy and Divine Sanction in Iranian Kingship. Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 2003. 178 p.
- The Letter of Tansar / trans. M. Boyce. Rome: Instituto Italiano per il Medio ed Estremo Oriente, 1968. 78 p.
- The Sacral Kingship: Contributions to the Central Theme of the Eighth International Congress for the History of Religions, Rome, April 1955. Leiden: E.J. Brill, 1959. 748 p.
- Ziai H. Editor’s Note // Soudavar A. The Aura of Kings: Legitimacy and Divine Sanction in Iranian Kingship. Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 2003, pp. IX–X.
Сведения об авторах: Никита Александрович Филин – кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета (125993, Миусская площадь, 6, ГСП-3, Москва, Российская Федерация). Е-mail: FilinNikita@yahoo.com
Исмагил Рустамович Гибадуллин – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация). E-mail: ismagil4@yahoo.com
Эрадж Бегиджонович Боев – кандидат исторических наук, председатель Нижегородской региональной общественной организации «Конгресс ираноязычных народов», ответственный секретарь Межрегиональной общественной организации содействия развития иранистики «Общество молодых иранистов» (603051, ул. Боровая, 27, Нижний Новгород, Российская Федерация). Е-mail: sogdak@yandex.ru
Поступила 01.03.2018 Принята к публикации 28.05.2018
Опубликована онлайн 29.06.2018