2018. Т. 6, № 3. Akchurina-Muftieva N.M.
2018. Т. 6, № 3. С. 569-578
DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2018-6-3.569-578
ЭТНОСТИЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ КРЫМА
Н.М. Акчурина-Муфтиева
Крымский инженерно-педагогический университет
Симферополь, Российская Федерация
akchurina_05@mail.ru
Цель исследования: искусствоведческий анализ интерпретации этнических мотивов в современном искусстве Крыма. В последнее время в среде современных художников декоративного искусства в Крыму наблюдается всплеск возрождения и использования крымскотатарской народной символики. На протяжении последних пятнадцати лет идет активный поиск своеобразного крымского стиля, выражающегося через интерпретацию и стилизацию этнических мотивов в декоративно-прикладном искусстве.
Материалы исследования: появление большого количества интересных творческих работ связано с выходом публикаций научных исследований забытого крымскотатарского искусства. Анализ проведен на основе выставок «Крымского стиля» творческого объединения «Чатыр-Даг», начиная с 2005 г., и дипломных работ студентов Крымского инженерно-педагогического университета.
Наблюдается активное использование мотивов «древо жизни», «вазон», символизирующих семейный род и его продолжение. В декор современного этнического костюма включаются орнаментальные мотивы изогнутой ветки «эгри-дал», райских садов, цветов, плодов. Стилизованные цветочные мотивы заполняют поверхности керамических изделий, ювелирных украшений, вышитого и расписного текстиля интерьерного назначения.
Арабская каллиграфия, часто включавшаяся в орнаментальные композиции декоративных изделий, нашла широкое отражение в современной практике декора продукции. Однако в настоящее время каллиграфия на изделиях чаще «рисованная», а не написанная, и, как правило, выполняет функцию декоративную, а не смысловую и обереговую.
Результаты и научная новизна заключаются в определении репрезентации национальной символики в современном искусстве Крыма. В работах молодых художников использование этнических символов, с учетом современных взглядов на жизнь и взаимовлияний культур, происходит со значительной интерпретацией их значения, смыслового контекста, размещения на изделиях. В результате заметно влияние узбекской и украинской культур. Это проявляется в использовании новых, в отличие от традиционных, техник в вышивке, керамике, текстильных панно. В образном решении мотивов прослеживается оттенки среднеазиатского стиля. Возникает новая трактовка мотивов, объясняющаяся влиянием украинской культуры.
Ключевые слова: декоративное искусство, этнические мотивы, современные художники, крымскотатарская культура
Для цитирования: Akchurina-Muftieva N.M. Ethnic Style in the Contemporary Art of Crimea // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 3. С. 569–578. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-3.569-578
Сведения об авторе: Нурия Мунировна Акчурина-Муфтиева – доктор искусствоведения, профессор кафедры декоративного искусства ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (295015, переулок Учебный, 8, Симферополь, Российская Федерация). E-mail: akchurina_05@mail.ru
Поступила 05.06.2018 Принята к публикации 03.09.2018
Опубликована онлайн 29.09.2018