2018. Т. 6, № 4. Mykhaylo Yakubovych
2018. Т. 6, №4. С. 719-728
DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2018-6-4.719-728
КРЫМСКИЕ УЧЕНЫЕ В МАМЛЮКСКОЙ СИРИИ
(XIII–XIV вв.): КАРЬЕРА И НАСЛЕДИЕ
М.М. Якубович
Национальный университет «Острожская академия»
Острог, Украина
mykhaylo.yakubovych@oa.edu.ua
Цель исследования: используя доступные рукописи и обширные биографии, это исследование призвано охватить биографические данные, истории карьеры и сохраненное письменное наследие крымских ученых, которые были активны в сирийской части Мамлюкского султаната. Описание крымских семей (как «коренных» крымчан, так и тех, кто оставался в Крыму некоторое время) и их влияния на социальную и интеллектуальную жизнь Мамлюкского султаната раскрывает не только уровень отношений между крымским улусом Золотой Орды и Мамлюкским султанатом, но и то, как ранние крымские ученые использовали предоставленные возможности для успешной карьеры на новой родине.
Материалы исследования: в этой статье анализируются как минимум две «крымские» научные семьи (одна в Дамаске и вторая в Триполи); кроме того, есть некоторые другие ученые, которые, вероятно, не имели семейных связей в Сирии. Прежде всего, очевидно, что все они были связаны с Крымом и, вероятно, получили раннее образование здесь, поскольку их нисба была более широко использована, чем предыдущая среднеазиатская (например, «аль-Туркестани» для тех ученых, которые родились за пределами Крыма). Для большинства ученых характерна общая черта: все они были учеными в области хадиса, и по меньшей мере трое из них были учениками такого значимого авторитета, как Ибн Шихна (ум. 1330). Даже те, кто принадлежали к суфиям, продолжали практиковать науку о хадисах (например, Ахмад ибн Усман аль-Кырыми и Мухаммад аль-Кырыми). Некоторые из них (например, Хуссам аль-Дин аль-Кырыми) были также учителями в мамлюкских медресе; и по крайней мере двое из крымских ученых были судьями (Хуссам аль-Дин аль-Кырыми и Мухаммад аль-Кырыми) и, вероятно, находились под покровительством местных эмиров.
Результаты и новизна исследования: карьера иностранца в средневековом Дамаске была связана с необходимостью получения некоторых дипломов (иджаза) у местных ученых, и исследование в области хадисов давало преимущество для получения перспективной работы на административных должностях (например, судья) или, по крайней мере, преподавания в медресе. Эти контакты и покровительство обеспечивали также хорошие перспективы для молодых членов семей, которые продолжали карьеру отцов. Сохранность некоторых рукописных трудов и их дальнейшая рецепция показывают довольно высокий уровень взаимодействия крымских ученых с иным членами научной элиты мамлюкского сообщества. Поскольку развитие исламских наук в раннем средневековом Крыму (в частности, XIII–XIV веков) по-прежнему вызывает много вопросов, дальнейшее изучение ученых, происходивших из самого Крыма и переселившихся в Мамлюкский султанат, поможет ответить на вопрос об их начальном образовании, интересах и наследии, которые они оставили в интеллектуальной истории ислама.
Ключевые слова: Золотая Орда, Мамлюкский султанат, Крым, исламское право, изучение хадисов, медресе, рукописи
Для цитирования: Yakubovych M. Crimean Scholars in Mamluk Syria (13th–14th centuries): Careers and Legacy // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 4. С. 719–728. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-4.719-728.
Сведения об авторе: Михаил Михайлович Якубович – кандидат исторических наук, директор Центра исламоведческих исследований Национального университета «Острожская академия» (35800, ул. Семинарская, 2, Острог, Ровенская обл., Украина). E-mail: mykhaylo.yakubovych@oa.edu.ua
Поступила 06.09.2018 Принята к публикации 3.12.2018
Опубликована онлайн 29.12.2018