2021. Т. 9, № 4. Маслюженко Д.Н., Самигулов Г.Х.

2021. Т. 9, № 4. С. 832-856

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2021-9-4.832-856

   К ВОПРОСУ ОБ ИСЛАМИЗАЦИИ УГОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVI – НАЧАЛЕ XVIII В. И НЕКОТОРЫХ
АСПЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО ПРОЦЕССА

Д.Н. Маслюженко 1, Г.Х. Самигулов 2
1 Курганский государственный университет
Курган, Российская Федерация
denmas13@yandex.ru

2 Южно-Уральский государственный университет
Челябинск, Российская Федерация
gayas_@mail.ru

Цель исследования: реконструкция особенностей исламизации угорского населения Западной Сибири в XVI – начале XVIII вв. и некоторых спорных моментов изучения этого процесса.
Материалы исследования: исследование проведено на основе анализа опубликованных источников: летописей, мемуаров, данных археологии, а также историографии.
Результаты и научная новизна: проникновение мировых религий, в том числе ислама, в таежную и тундровую зону Западной Сибири в позднее средневековье и раннее новое время является актуальным и малоизученным направлением исследований, напрямую связанным с вопросами включения этих территорий в состав Российского государства. Однако ограниченность письменных и археоло­гических источников, показывающих процесс принятия местным населением ислама, чаще всего приводит к обсуждению одних и тех же стереотипных сюжетов. Чаще всего они характеризуют различные возможности влияния на процесс исламизации представителей суфийских тарикатов, действовавших на территории владений Шибанидов в составе Улуса Джучи, Тюменского и особенно Сибирского ханства. Именно для последнего выявляется значительное усиление положения мусульман и расширение их деятельности, что не критически переносится и на связанные с ханством угорские княжества. При этом анализ летописей чаще всего показывает реально ограниченные возможности исламской проповеди за пределами территории обитания различных групп сибирских татар. В таких случаях она оказывала влияние либо только на представителей угорской элиты, либо же показывает совместное проживание угров с татарами. В этих условиях появление новых подходов, на которые в своих работах претендуют О.Н. Науменко и Е.А. Науменко, заставляет проводить внимательный анализ предлагаемых ими методов, источников и результатов изучения ислама у западносибирских угров. Проделанная в этом отношении работа показывает, что на протяжении рассматриваемого периода случаи принятия ислама среди представителей каких-либо групп обских угров носили единичный характер и были, как правило, связаны с элитой этого общества, которая находилась в тесном взаимодействии с аристократией Сибирского ханства. Большую роль в этом играло и чересполосное проживание с тюрко-татарским населением. Причем после вхождения Западной Сибири в состав Российского государства число подобных случаев не увеличивается, напротив источники указывают на остяков и вогулов как язычников, именно в таком контексте среди них и начинается православная проповедь.

Ключевые слова: ислам, ханты, манси, Сибирское ханство, Западная Сибирь

Для цитирования: Маслюженко Д.Н., Самигулов Г.Х. К вопросу об исламизации угорского населения Западной Сибири в XVI – начале XVIII в. и некоторых аспектах изучения этого процесса // Золотоордынское обозрение. 2021. Т. 9, № 4. С. 832–856. DOI: 10.22378/2313-6197.2021-9-4.832-856

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (государственное задание № FENU-2020-0021 (2020070ГЗ)).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акишин М.О. Петр Великий и православная миссия среди народов Сибири // Меншиковские чтения – 2015: научный альманах / Гл. науч. ред. П.А. Кротов. СПб.: XVIII век, 2015. Вып. 6 (15). С. 10–31.
  2. Аш-Шахрастани Книга о религиях и сектах. Ч. 1: Ислам. М.: Главная ред. Восточной лит-ры изд-ва «Наука», 1984. 272 с.
  3. Бауло А.В. Христианские цари на хантыйском святилище // Наука из первых рук. № 2(26). 2009. С. 76–85.
  4. Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI и XVII вв. // Научные труды. Т.III. Избранные работы по истории Сибири XVI–XVII вв. Ч. 2. История народов Сибири в XVI–XVII вв. М., 1955. С. 86–152.
  5. Бортникова Ю.А. К вопросу о проникновении исламского искусства в Западную Сибирь в период средневековья // Омский научный вестник. 2012. № 2 (106). С. 32–36.
  6. Бортникова Ю.А., Науменко Е.А., Науменко О.Н. Ислам в жизни обских угров как фактор их культурно-исторической психологии: источники и методологические аспекты // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып.10. С. 31–34.
  7. Бустанов А.К. Манускрипты суфийских шайхов: туркестанская традиция на берегах Иртыша // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Омск, 2009. Т. 11. С. 195–229.
  8. Гарустович Г.Н. К вопросу об этнической ситуации в лесостепном Зауралье в начале II тысячелетия н.э. // Археология Среднего Притоболья и сопредельных территорий. Материалы межрегионального круглого стола. Курган, 2016. С. 62–65.
  9. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьев А.И. Легенды и были таежного края. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. 176 с.
  10. Главацкая Е.М. А был ли выбор? Аргументы против теории ненасиль­ственного крещения хантов и манси в 1712–1715 гг. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1999. Вып. 3. С. 82–102.
  11. Главацкая Е. М. «…и смехотворения, и безчинства никакого не чинили»: из опыта религиозной терпимости в Северо-Западной Сибири в XVII – начале XVIII вв. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 2003. Вып. 5. С. 26–35.
  12. Главацкая Е.М. «… И Сибирскому государству какого повреждения не учинить…» (Власть и миссионерство в Северо-Западной Сибири в XVII–XIX вв.) // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 31. С. 75–83
  13. Главацкая Е.М. Православная колонизация и изменение религиозного ландшафта Урала в XVIII в. // Уральский исторический вестник. 2009. № 2 (23). С. 101–108.
  14. Головнёв А.В. Остяк остяка видит издалека: по мотивам книги «Иштяки: приуральско-сибирское пограничье» // Золотоордынское обозрение. 2020. Т. 8, № 3. С. 563–577. DOI: 10.22378/2313-6197.2020-8-3.563-577
  15. Демин М.А. Сведения о религиозных верованиях народов Сибири в русских литературно-исторических сочинениях XVII века // Этнографическое обозрение. 1997. № 5. C.114–121.
  16. Ивановская В.И. Исламские орнаменты. М.: В. Шевчук, 2007. 208 с.
  17. Исхаков Д.М. Путешествие в Заболотье // Сибирский сборник. Вып. 1. Казань: Изд-во «ЯЗ», 2011. С. 138–142.
  18. Исхаков Д. Иштякская общность Приуралья в Средневековье // История татар Западного Приуралья. Т. 1. Кочевники Великой степи в Приуралье. Татарские средневековые государства. Казань, 2016. С. 278–295.
  19. Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири // Тобольский хронограф. Вып. IV. Екатеринбург, 2004. С. 137–144.
  20. Кольцова Л. М., Эль-Мсафер Х.А. Слова «джинн» и «шайтан» глазами русских и арабов // Вестник Воронежского государственного университета Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 32–36.
  21. Корусенко С.Н. Генеалогические исследования сибирских татар: итоги и перспективы // Сибирские татары. Омск, 1998. С. 88–90.
  22. Маслюженко Д.Н. Деятельность суфийских орденов на территории Тюменского и Сибирского ханств // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2 (34). С. 5–9.
  23. Мартынова А.П. Очерки истории и культуры хантов. М., 1998. 235 с.
  24. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. I. М., 1999. 630 с.
  25. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. II. М., 2000. 796 с.
  26. Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск, 1997. 268 с.
  27. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М.: Наука, 2005. 806 с.
  28. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. Новосибирск, 1941. 108 с.
  29. Онина С.В. Лексико-семантические группы названий оленя (на материале сынского говора шурышкарского диалекта хантыйского языка) // Урало-алтайские исследования. 2010. № 1 (2). С. 67–78.
  30. Павловский В. Вогулы. Казань: типография Ун-та, 1907. 229 с.
  31. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российскаго государства. Ч. II, кн. I. СПб., 1770. 476 с.
  32. Перцев Н.В. Татарские ханства и угорские княжества Западной Сибири // Тюменское и Сибирское ханства: коллективная монография. Казань, 2018. С. 131–140.
  33. Полное собрание русских летописей. Т. 36. Сибирские летописи. Ч. 1. Группа Есиповской летописи. М., 1987. 383 с.
  34. Самигулов Г.Х., Маслюженко Д.Н. Понятие «Иштэк»/«Остяк» как соционим (Урал и зауральские уезды конца XVI–XVII вв.) // Иштяки: приуральско-сибирское пограничье. Казань, 2019. С. 45–60.
  35. Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. 72 с.
  36. Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Белич И.В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М.: Изд. дом Марджани, 2009. 216 с.
  37. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. 1562 с.
  38. Соколова З.П. Ханты и манси: взгляд из XXI века. М.: Наука, 2009. 756 с.
  39. Сподина В.И. Многоженство как форма брачных обычаев коренных народов Севера: этнические категории нравственности // Вестник Челябинского государственного университета. История. 2011. № 12 (227). Вып. 45. С. 5–9.
  40. Старостин А.Н. Ислам в Свердловской области. М.: Логос, 2006. 144 с.
  41. Суслова С.В. Татарский костюм: историко-этнологическое исследование. Казань: Татарск. Книжн. Изд-во, 2018. 239 с: с ил.;
  42. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобъя. Томск: Изд-во Томского университета, 2000. 247 с.
  43. Татары. М.: Наука, 2001. 583 с.: ил.
  44. Томилов Н.А. Этнические контакты угров и тюрков Западно-Сибирской равнины в XVI–XX вв. // Материалы VI международного конгресса финно-угроведов. Т. I. М., 1989. С. 278–281.
  45. Тюркские народы Сибири. М.: Наука, 2006. 678 с.
  46. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  47. Ходарковский М. Степные рубежи России: как создавалась колониальная империя, 1500–1800. М., 2019. 352 с.
  48. Bortnikova Y.A., Naumenko O.N., Naumenko E.A. Regulation of Islamic art in confessional policy of Catherine II (on materials of the Tyumen region) // Bylye Gody. 2016. Vol. 40. Iss. 2. P. 356–362.
  49. Naumenko O.N., Naumenko E.A. The Ob Ugrians-Muslims: Historical and psychological factors of the Islam penetration in the traditional culture // Bylye Gody. 2018. Vol. 49. Is. 3. P. 931–939.
  50. Tataurov S.F., Korusenko M.A. The History of Islam in Western Siberia: Interdisciplinary approach to chronology and periodization // Bylye Gody. 2015. Vol. 38. Iss. 4. P. 798–807.

Сведения об авторах: Денис Николаевич Маслюженко – кандидат исторических наук, доцент, директор Гуманитарного института, Курганский государственный университет (640020, ул. Советская, 63, корп. 4, Курган, Российская Федерация); ORCID: 0000-0001-8302-1277, ResearcherID: J-9551-2017. E-mail: denmas13@yandex.ru

Гаяз Хамитович Самигулов – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований Южно-Ураль­ского государственного университета (454080, проспект Ленина, 76, Челябинск, Российская Федерация); OCRID: 0000-0002-4695-5633; ResearcherID: T-6331-2017). E-mail: gayas_@mail.ru

Поступила  15.09.2021   Принята к публикации  26.11.2021
Опубликована онлайн   29.12.2021