2022. Т. 10, № 4. Нуртазина Н.Д., Исахан М.Б.
2022. Т. 10, № 4. С. 910-934
DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2022-10-4.910-934
EDN: https://elibrary.ru/SLYFKY
ПОСТЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ДЕКАДАНС И СУДЬБЫ РЕЛИГИИ
В КАЗАХСКОМ КОЧЕВОМ ОБЩЕСТВЕ XV – НАЧАЛА XVIII ВВ.
Н.Д. Нуртазина 1, М.Б. Исахан 2
1 Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
Алматы, Республика Казахстан
nazira.nurtazina@mail.ru
2 Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак
Алматы, Республика Казахстан
alash_ordabasy@mail.ru
Цель статьи: исходя из существования проблемы диаметрально противоположных взглядов на исламизацию казахов-кочевников представить новое видение судеб религии в связи с постзолотоордынским декадансом.
В этой связи поставлены задачи: охарактеризовать новые исследовательские подходы; обосновать версию о завершении исламизации при Узбек-хане и мусульманской идентификации Казахского ханства; предложить гипотезу о дальнейшем кризисе религии в Степи – для более корректного понимания тезиса о «поверхностном исламе».
Материалы: в исследовании используются разноплановые источники. Необходимые сведения содержатся в сочинениях мусульманских авторов, как Сейфи Челеби, Фазлаллах Ибн Рузбихан и др., также ряда русско-европейских авторов. Особое внимание уделяется информации из казахских родословных, фольклора. Также в качестве материалов служат сами научные исследования на тему религии казахов.
Результаты исследования. Выявлены серьезные расхождения по вопросу времени завершения исламизации. Изучена и обоснована альтернативная для официальной казахстанской историографии, но издавна бытующая точка зрения о полноценном мусульманстве кочевников в XIV – начале XV вв. В представленной общей характеристике религии казахов в XV–XVII вв. ее своеобразные формы в соответствии с концепцией регионального ислама уже не квалифицируются как «доисламский комплекс». В то же время, принимая во внимание многие свидетельства о слабости мусульманской религии в Степи в более позднюю эпоху, авторы предлагают новый подход: рассмотрение судеб ислама в контексте постзолотоордынского декаданса. При таком взгляде можно допускать идею поэтапного ослабления традиции и институционального распада религии «после Узбек хана».
Ключевые слова: исламизация, казахи, историография, новые подходы, шеджере, постзолотоордынский декаданс, кризис, гипотеза
Для цитирования: Нуртазина Н.Д., Исахан М.Б. Постзолотоордынский декаданс и судьбы религии в казахском кочевом обществе XV – начала XVIII вв. // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 4. С. 910–934. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-4.910-934 EDN: SLYFKY
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абашин С.Н., Бобровников В.О. (сост.) Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. Сборник статей. М.: Восточная литература, 2003. 336 с.
- Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV–XVII вв.: история, политика, дипломатия. Алматы: Дайк-Пресс, 1998. 268 с.
- Алексеев И.Л. Институциализация ислама в имперском пространстве и эволюция системы управления мусульманским населением центральной России. Режим доступа: http://idmedina.ru/books/materials/rmforum/1/sect1_alex.htm.
- Андреев И.Г. Описание Средней Орды киргиз-кайсаков. СПб., 1796. 83 с.
- Атыгаев Н.А. Казахское ханство в системе международных отношений в Евразии // Қазақ болып қалыптасқан ғасырлар. Тараз: DanAi, 2015. С. 353–365.
- Бартольд В.В. Сочинения (В 9-ти т.). Т. 1–7. М.: Изд. Вост. лит., 1963. 1971.
- Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1970. 144 с.
- Басилов В.Н. Кармышева Дж. Х. Ислам у казахов (до 1917 г.). М., 1997. 161 с.
- Беннигсен А. Мусульмане в СССР. Париж: Ymca-Press, 1983. 90 с.
- Бабалар сөзі: жүзтомдық. Том 50. Батырлар жыры. «Қырымның қырық батыры» [Героический эпос.«Сорок богатырей Крыма». на каз.яз.]. Астана: Фолиант, 2008. 464 с.
- Бес ғасыр жырлайды. ХV ғасырдан ХХ ғасырдың бас кезіне дейінгі қазақ ақын-жырауларының шығармалары.[Песнь пяти веков. Произведения казахских акынов-жырау XV – нач. XX вв. На каз. яз.] Т.1. Составители: М. Байділдаев, Мұхтар Мағауин. Алматы: Жазушы, 1984. 256 б.
- Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений: В 5-ти т. Алма-Ата: Каз. Совет. энцикл., 1984-1985.
- Веселовский Н.И. История Востока (лекции). СПб., 1887. 343 с.
- Вяткин В.Л. Шейхи Джуйбари. Ходжа Ислам // В.В.Бартольд. Туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927. С. 3–20.
- Георги И.И. Описание всех в российском государстве обитающих народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. СПб., 1776. 112 с.
- Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л.: Изд. Акад. наук СССР, 1950. 479 с.
- Дулати, Мухаммед Хайдар. Тарих-и Рашиди (Рашидова история). Алматы: Санат, 1999. 656 с.
- Жаксылыков А.Ж. Образы, мотивы и идеи с религиозной содержательностью в произведениях казахской литературы. Типология, эстетика, генезис. Алматы: Қазақ университеті, 1999. 422 с.
- Жандарбек З. Йасауи жолы және қазақ тарихы [Путь Йасави и казахская история. На каз.яз.]. Алматы: Ел Шежіре, 2006. 256 б.
- Из журнала путешествия Христофора Барданеса в Киргизскую степь 1771 года // История Казахстана в русских источниках XVI–XX вв. IV том. Алматы: Дайк-Пресс, 2007, с. 80–194.
- Исмоилов Л.Э., Юзмухаметов Р.Т. Статус сакрального пространства в суфизме: гора // Известия Иркутского госс.универ-та, серия «Политология. Религиоведение», 2021.том 35. С. 107–114. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/status-sakralnogo-prostranstva-v-sufizme-gora/viewer
- История Казахстана в западных источниках XII–XX вв. Том VIII. Первые английские путешественники в Казахской Степи. Пер. с англ. Д.М. Костиной. Сост. И.Ерофеева. Алматы: Санат, 2006. 312 с.
- История Казахстана в русских источниках XVI–XX вв. Обозрение Киргиз-кайсакской степи. 1803 и 1804 гг. Я.П. Гавердовского. С. 155-495. Сост. И.В. Ерофеева, Б.Т. Жанаев. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 620 с.
- История религий в 2 т. Т.1 / под общ. ред. И.Н. Яблокова. М.: Высш. школа, 2004. 464 с.
- Известия англичан о России XVІ в. М.: Имп.общ-ва ист. и древностей, 1884. 105 с.
- Измайлов И.Л. Ислам и язычество в улусе Джучи: проблемы историографии и источниковедения. Режим доступа: https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes
/9810/08.pdf. - Казахстан (З. Джандосова) // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь / Под ред.С.М. Прозорова. Вып. 3. М.: «Восточная литература» РАН, 2001. С. 47–52.
- Казахско-русские отношения в XVI–XVIII вв. Сборник документов и материалов. Алма-Ата: Изд. Акад.наук, 1961. 743 с.
- Казахско-русские отношения в XVIII–XIX вв. Сборник документов и материалов. Алма-Ата: Изд. Акад.наук, 1964. 575 с.
- Карутц Р. Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке. СПб., 1910. 136 с.
- Кобищанов Ю.М. История распространения ислама в Африке. М.: Наука, 1989. 223 с.
- Кобищанов Ю.М. Империя Джучидов // Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т.2. М.: РОССПЭН, 2002. С. 13–130.
- Крадин Н.Н. Кочевники Евразии. Алматы: Дайк-пресс, 2007. 416 с.
- Кусаинов Ш.К. Агиография в казахском фольклоре: Дис. … канд. фил. наук. Алматы, 2004. 148 с.
- Кәрібаев Б.Б. Қазақ хандығының құрылу тарихы [Образование Казахского ханства. На каз. яз.]. Алматы: «Сардар» баспа үйі, 2014. 520 б.
- Қабышұлы, И. Қазақ қауымы. Қазақ ұлысының 2200-жылдық тарихы [Казахское сообщество. 2200 летняя история улуса казахов. на каз.яз.]. Алматы: Жазушы, 1997. 224 с.
- Құдайбердіұлы Ш. Шығармалары [Сочинения. На каз. яз.]. II том. Алматы: Жібек, 2007. 624 б.
- Құрбанали Халид. Тауарих хамса (Бес тарих) [История/Таварих. На каз. яз.] / Аударған Б.Төтенаев, А.Жолдасов. Алматы: Демеу, 1992. 146 б.
- Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих и киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы: Санат, 1996. 656 с.
- Магауин, М.М. Кобыз и копье[Текст]: Повествование о казахских акынах и жырау XV-XVIII в. / Пер. с каз.П. Косенко. Алма-Ата: Жазушы, 1970. 160с.
- Мендикулов М.М. Памятники народного зодчества Западного Казахстана. Алма-Ата: Өнер, 1987. 156 с.
- Муминов А.К. Казахские ходжи // Shygys (Восток). 2004. № 1. С. 229-235.
- Мустафина Р.М. Бытовой ислам у казахов (XIX–XX вв.) (историко-этнографическое исследование). Дис. … докт. ист. наук. Алматы, 2006. 309 с.
- Мыңжан Нығмет. Қазақтың қысқаша тарихы [Краткая история казахов. На каз. яз.]. Үрімжі: Шыңжаң халық баспасы, 1987 – Алматы; Жалын, 1999. 400 с.
- Нургалиева А.М. Очерки по истории ислама в Казахстане. Алматы: «Дайк-Пресс», 2005. 224 с.
- Нуртазина Н.Д. Распространение ислама и формирование казахской мусульманской традиции. Алматы: Қазақ университеті, 2016. 354 с.
- Прозоров С.М. Новый методологический подход к изучению ислама в России / Ислам как идеологическая система. М.: Изд.фирма «Восточная литература РАН», 2004. С. 378–380.
- Прошлое Казахстана в источниках и материалах: Сборник / Под ред. С.Д. Асфендиярова и П.А. Кунте. Алма-Ата, 1935. Алматы: Казахстан, 1997. 383 с.
- Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. Ч.3. СПб., 1870. 712 с.
- Ракушин А.И. Становление государственной религии Золотой Орды и исламизация кочевых тюркских этносов Нижнего Поволжья в XIII–XV веках. Режим доступа: http://www.seun.ru/books/Books/Kafistorii/Metod/SarPov200/Rakushin.htm
- Религиозные верования. Ислам в XIV–XV вв. Распространение ислама / Р.М.Мустафина // История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Т.2. Алматы:Атамура, 2010. С. 239–245, С. 581–585.
- Рычков П.И. История Оренбургская (1730–1750). Оренбург: Изд. Оренб. Губ. стат. к-та, 1896. 95 с.
- Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Тизенгаузен В.Г. Т.1. СПб.: Изд. на ижд. гр. Г. Строганова, 1884. 563 с.
- Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и C.Л. Волиным. M.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 308 с.
- Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. Алматы: Казахстанский институт страт. исследований при Президенте РК, 1998. 188 с.
- Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингис-хана. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. 276 с.
- Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Алма-Ата: Гылым, 1991. 213 с.
- Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Восточная литература РАН, 2001. 752 с.
- Трепавлов В.В. Восточные и северные пределы Ногайской Орды в XVI–XVI вв. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2822/3/pristr-05-14.pdf.
- Ульрих Рудольф. Ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде. Алматы: Фонд «XXI век», 1998. 286 с.
- Утемиш хаджи. Чингиз наме. Алма-Ата: Ғылым, 1992. 243 с.
- Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-наме-йи Бухара. М.: Наука, 1976.197 с.
- Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М: Издание Московского университета, 1966. 276 с.
- Цинская империя и казахские ханства (вторая половина XVIII – первая треть XIX вв. ). Ч. 2. Алма-Ата: Наука: 1989. 227 с.
- Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Пер. с каз. Алма-Ата: Дастан, 1990. 120 с.
- Юдин В.П. Известия «Зийа ал кулуб» Мухаммада Аваза о казахах XVI в. / Вестник АН Каз ССР. 1966. № 5. С. 71–76.
- Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Уфимский полиграф комбинат, 1999. 352 с.
- Defterdâr Seyfı Çelebı Türkıstan ve uzak doğu seyahatnâmesı / Yayına Hazırlayan ve Notlandıran: Serkan Acar. Istanbul: Selenge Yayınları, 2014. 158 s.
- DeWeese, Devin. Islamization and native religion in the Golden Horde. Baba Turkles and conversion to Islam in historical and epic tradition. University Park Pennsylvania State Univ. Press. 1994. 638 p.
- Hādī Muḥammad Ṭālib Ibn-Ḥaḍrat Tāǧ-ad-Dīn Ḥasan Ḫwāǧa al-Ḥusainī:Maṭlab aṭ-ṭālibīn, 1237[1821]. Рукопись Берлинской Государственной библиотеки. Режим доступа: https://digital.staatsbibliothek-berlin.de/werkansicht/?PPN=PPN848539966
- Islam in Modern History. By Wilfred Cantwell Smith. New-York, Princeton University Press, 1957. 326 p.
- Frank, Allen. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia. The Islamic World of Novouzensk District &the Kazakh Inner Horde, 1780–1910. Leiden, Boston, Koln: Brill, 2001. 147 p.
Сведения об авторах: Назира Даутбековна Нуртазина – доктор исторических наук, доцент (ассоциированный профессор), доцент кафедры истории Казахстана Казахского национального университета имени Аль-Фараби (050040, пр. Аль-Фараби, 71, Алматы, Республика Казахстан). E-mail: nazira.nurtazina@mail.ru
Мухан Баймуратулы Исахан – Ph.D. (религиоведение), преподаватель кафедры религиоведения Египетского университета исламской культуры Нур-Мубарак (050060, пр. Аль-Фараби, 73, Алматы, Республика Казахстан). E-mail: alash_ordabasy@mail.ru
Поступила 16.05.2022 Принята к публикации 10.08.2022
Опубликована онлайн 29.12.2022