2023. Т. 11, № 4. Ürkündağ A., Başer A.
2023. Т. 11, № 4. С. 902-917
DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-4.902-917
EDN: https://elibrary.ru/WSMNIZ
В ПОИСКАХ ХРАНИТЕЛЕЙ КОРОЛЕВСКОЙ КРОВИ:
НАБЛЮДЕНИЯ ПО ПОСТАВКЕ ЕВНУХОВ В ГАРЕМ
В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ И КРЫМСКОМ ХАНСТВЕ
НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ И ДОКУМЕНТОВ
Айхан Юркундаг 1, Альпер Башер 2
1 Министерство национального образования
Ушак, Турция
aurkundag@gmail.com
2 Университет Афьон Коджатепе
Афьонкарахисар, Турция
baseralperhidayet@gmail.com
Целью данного исследования, посвященного процессу снабжения евнухами, составлявшими часть структуры гарема в Османской империи и Крымском ханстве, является определение того, как осуществлялась поставка евнухов во дворец султана или хана.
Материалы исследования. Основным источником этого исследования являются документы, хранящиеся в Департаменте Османских архивов Государственного директората при Президенте Турецкой Республики. На основе этих документов были изучены и проанализированы османские и крымские хроники исследуемого периода.
Результаты и научная новизна. И Османская империя, и Крымское ханство вскоре после основания своих государств создали структуру гарема и начали использовать евнухов. Евнухи, или как их еще называли – кастраты, составляли костяк структуры гарема. Выяснилось, что основным способом снабжения гарема евнухами была их покупка у специализированных торговцев. Оба государства прилагали усилия по выявлению детей, потерявших мужественность по естественным причинам, и трудоустройству их в гареме. В истории Османской империи отмечается редкий случай добровольной кастрации Газанфера и Кафер Агаса, которые таким образом хотели приблизиться к султану Селиму II. Османская администрация уделяла особое внимание социальным, а также физическим характеристикам нанимаемых евнухов и, например, предпочитала, чтобы они изучали турецкий язык в османском гареме. Было также замечено, что Крымское ханство придавало большое значение организации гарема, как и в Османской империи. Однако выяснилось, что институционализация в организации гарема была слабее, чем у османов, и, что по крайней мере некоторые из евнухов, приближенных к хану, покинули дворец после свержения хана. Выяснилось также, что иногда информация в первоисточниках противоречит документам, подготовленным бюрократическими органами того периода. Установлено, что в рамках высокой османской культуры особое внимание уделялось формированию евнухов, а те, кто каким-либо образом утратил мужественность, даже если они были мусульманами, теряли свою индивидуальную идентичность и превращались в офицеров, принадлежащих государству.
Ключевые слова: история, документы, Османская империя, Крымское ханство, евнух, гарем, рабство
Для цитирования: Ürkündağ A., Başer A. Finding the Guardians of Toyal Blood: Observations on the Supply of eunuchs to the Harem in the Ottoman Empire and the Crimean Khanate through case studies and documents // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, № 4. С. 902–917. DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-4.902-917 EDN: WSMNIZ
Сведения об авторах: Айхан Юркундаг – Ph.D., преподаватель истории, Министерство национального образования (Ушак, Турция); ORCID: 0000-0001-7101-8142. E-mail: aurkundag@gmail.com
Альпер Башер – Ph.D., исторический факультет, Университет Афьон Коджатепе (Афьонкарахисар, Турция); ORCID: 0000-0002-1700-7474. E-mail: baseralperhidayet@gmail.com
Поступила 26.08.2023 Принята к публикации 25.11.2023
Опубликована онлайн 29.12.2023