2023. Т. 11, № 4. Замалетдинов Р.Р., Хабутдинова М.М.

2023. Т. 11, № 4. С. 934-956

DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-4.934-956

EDN: https://elibrary.ru/SUEEVY

   ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КОМЕДИИ НАКИ ИСАНБЕТА
«РЫЖИЙ ЧИЧЯН И ЧЕРНОВОЛОСАЯ КРАСАВИЦА»

Р.Р. Замалетдинов 1, М.М. Хабутдинова 2
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казань, Российская Федерация
1 sovet.rus16@mail.ru , 2 mileuscha@mail.ru

Цель исследования состоит в изучении генезиса текста комедии Наки Исанбета «Җирән чичән белән Карачәч сылу» («Рыжий чичян и Черноволосая красавица», 1942).
Материалы и методы исследования: материалом для изучения послужили сохранившиеся в архивах редакции комедии Наки Исанбета «Җирән чичән белән Карачәч сылу» («Рыжий чичян и Черноволосая красавица»), изучение которых позволяет реконструировать природу авторского замысла. Исследование велось с помощью генетического, культурно-исторического, сравнительно-сопоставительного методов исследования, выбор которых определен характером анализируемого текста.
Новизна исследования состоит в комплексном изучении истории создания и бытования указанной комедии в татарской культуре и выявлении ее роли в популяризации сведений о Золотой Орде в среде татар.
Результаты исследования. «Җирән чичән белән Карачәч сылу» (1942) принадлежит к разряду народных (фольклорных) комедий Наки Исанбета. Это авторская комедия, созданная на основе фольклорных, народных произведений комического плана. Народность этой комедии определяется тем, что она ориентировалась на вкусы, нравственные представления и социальные идеалы демократических слоев населения. Ее главные герои – чичяны, мастера слова, певцы-импровизаторы, народные поэты, регулирующие взаимоотношения народа и власти. В комедии в фольклорно-символической форме воспроизведено авторское пред­ставление о сущности национальной жизни в эпоху Золотой Орды, эстетический идеал драматурга, основанный на народных представлениях о власти, управлении государством, справедливости, идеале народного заступника и семейных ценностях. Джирен чичян и Карачэч сылу принадлежат к разряду «вечных образов» татарской литературы. При их создании фольклорист оттолкнулся от личного опыта общения с народными певцами, опирался на сведения о чичянах, почерпнутые из древних источников (Саган-Сэцэн, Джамуха чичян), а также систематизировал материал о них в научной литературе. Наки Исанбет в своих авторских комментариях подробно описал генезис образа чичяна, сформулировал его отличительные особенности: значимая роль супруги чичяна в его жизни; целенаправленная деятельность чичяна по разрешению проблем власти и народа, стремление ханов приблизить народного певца к ханскому дворцу, аскетизм и демократизм героя, историзм и образность мышления, меткий язык.

Ключевые слова: история, татарская литература, татарская драматургия, комедия, Наки Исанбет, Золотая Орда, чичян

Для цитирования: Замалетдинов Р.Р., Хабутдинова М.М. Творческая история комедии Наки Исанбета «Рыжий чичян и Черноволосая красавица» // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, №4. С. 934–956. DOI: 10.22378 /2313-6197.2023-11-4.934-956  EDN: SUEEVY

Финансирование: Работа выполнена в рамках реализации Программы стратеги­ческого академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Әйдә җырлыйк!: (Революция чорында халык җырлары) / Җыючысы Н.Исәнбәт. Казан: Татар. дәүл. нәшр., 1928. 40 б.
  2. Бартольд В.В. Тюрки. 12 лекций по истории тюркских народов Средней Азии. М.: Издательство Юрайт, 2023. 154 с.
  3. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов: монгольский кочевой феодализм / предисл.: Л. Владимирцова. Л.: Акад. наук, 1934. 223 с.
  4. Галлямова А.Г. «Отмечавшиеся в постановлении ЦК ВКП(б) недостатки до сих пор не преодолены…» (Году литературы посвящается) // Гасырлар авазы–Эхо веков. 2015. №1/2. С. 84–93.
  5. Галлямова А.Г. «“Расправа” над Золотой Ордой» в середине ХХ в.: Идеоло­гический дискурс в татарской медиевистике в свете августовского Постановления 1944 г. // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 4. С. 784–797. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-4.784-797
  6. Галимзянова А.Т., Галлямова А.Г. Путь длиною в два десятилетия: как создавалась первая коллективная монография ИЯЛИ по «Истории Татарской АССР» // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, № 1. С. 202–219. DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-1.202-219 EDN: TCGTHF
  7. Гафарова Э. Поговорим о странностях любви… // Петербургский театральный журнал. 2001. №2 (24) с. 44–45.
  8. Горнфельд А.Г. Пути творчества. Петербург: «Колос», 1923. 233 с.
  9. Исанбет Ю.Н. Татарский театр и музыка // Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Сто лет. В 2 т. Т. 1. Казань: Заман – Татар. кн. изд-во, 2009. С. 243–245
  10. Исәнбәт Н. Җирән чәчән белән Карачәч сылу // Әсәрләр: 4 томда. 3 т. Казан: Татар. кит. нәшр., 1989. 261–352 б.
  11. Исәнбәт Н. Җирән чәчән белән Карачәч сылу // Сайланма әсәрләр: 3 томда. – 2 т. Казан: Татар. кит. нәшр., 1963. 261–332 б.
  12. Исәнбәт Н. Татар халык мәкалләре. 1 т. Казан: Тат. кит. нәшр., 2010. 642 с.
  13. Исәнбәт Н. Татар халык мәкалләре. 2 т. Казан: Тат. кит. нәшр., 2010. 748 с.
  14. История любви // Все о свадьбе. 2012. Лето. С. 166–169.
  15. Камал Ә.Г. «Җирән чичән» // Кызыл Татарстан. 1944. 12 февраль (№ 30).
  16. Культура Монголии // Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. Всемирная история в 24 т. Т. 12. Минск, 1999. С. 324–332.
  17. Липкин С. Народный эпос и современность // Литература и искусство. 1944. №27. 1 июля.
  18. Лихачев Д.С. Задачи текстологии // Лихачев Д.С. О филологии. М.: Высш. школа, 1989. С. 173–204.
  19. Миннуллина Ф.Х. Н. Исәнбәт иҗатында шәһес иреге // Фәнни Татарстан. 2017. №4. 62–67.
  20. Монгольские летописи XVII в. М.Л.: изд-во АН СССР, 1936. 122 с.
  21. Нәкый Исәнбәт: фәнни-популяр җыентык / Төз. М.М. Хәбетдинова. Казан: Җыен, 2021. 736 б.
  22. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М.: Изд-во «Наука», 1971. 400 с.
  23. Рашид ад-Дин Сборник летописей. Т. 1. Кн.1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 214 с.
  24. Рахман Р. Һәр сыйныфта – сочинение. Казан: «Раннур» нәшр., 176 б.
  25. Сакулин П.Н. Проблема «творческой истории» // Изв. АН СССР, Отделение гуманитарных наук. 1930. № 3. С. 159–
  26. Сафиуллин Ю. Наки Исанбет. Рыжий насмешник и его черноволосая красавица // Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Сто лет. В 2 т. Т. 1. Спектакли. Казань: Заман – Татар. кн. изд-во, 2009. С. 259–260.
  27. Сүз табучы сукыр Фәррәх әңгәмәләре / Төз. Н. Исәнбәт: [Н. Исәнбәтнең «Фәррәх җырлары турында» дигән мәкаләсе белән]. Уфа: «Башкнига» һәм Башнаркомпрос нәшере, 1928. 32 б.
  28. Султанова Р.Р. Сценография татарского театра: основные этапы и закономерности развития (XX – начало XXI века). Т. I. Казань: ИД «Казанская недвижимость», 2019. 592 с..
  29. Татар халык табышмаклары / Җыюче һәм тезүче Н. Исәнбәт. Казан: Тат. кит. нәшр., 1970. 568 б.
  30. Хабутдинова М.М. Вклад Наки Исанбета в изучение Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, №1. С. 181–201. DOI: 10.22378 /2313-6197.2023-11-1.181-201 EDN: NZKGGK
  31. Хайрутдинова Д.Ф. Музыка Назиба Жиганова к татарским драматическим спектаклям в контексте развития театрального творчества композитора в 40–50-е годы XX века // Музыка. Искусство, наука, практика. 2022. №1 (37). С. 37–49.
  32. Ханзафаров Н. Нәкый Исәнбәт драматургиясе. Казан: Татар. кит. нәшр, 1982. 192 б.
  33. Хəбетдинова М., Хəбибуллин Ф. Нəкый Исəнбəт чичəнлек сəнгате турында // Tatarica. 2021. №17 (2). 119–140 б.
  34. Ян В. Батый: Историческая повесть (XIII век) / Предисл. С. Бахрушина. М.: Гослитиздат, 1942. 432 с.
  35. Ян В. К «последнему морю». (Путь Батыя): Историческая повесть (XIII в.). М.: Гослитиздат, 1955. 320 с.
  36. Ян В. Чингиз-хан: повесть из жизни старой Азии (XIII век). М.: Художественная литература, 1939. 346 с.
  37. Geschichte der Ost-Mongolen und Ihres Fürstenhauses, verfasst von Ssanang Ssetsen Chungtaidschi der Ordus; aus dem Mongolischen übersetzt, und mit dem Origi­naltexte, nebst Anmerkungen, Erläuterungen und Citaten aus andern unedirten Original­werken herausgegeben von Isaac Jacob Schmidt. St. Petersburg; Leipzig, 1829. 510 p.
  38. Mouggo Han Sai Da Sekiyen. Die Mandschufassuug von Secen Sagang’s mon­golischer Geschichte. Nach einem im Pekinger Palast gefundenen Holzdruck in Umscbrei­bung herausgegeben von Erich Haenisch. Leipzig, Verlag Asia Major, 1933, 124 p.

Сведения об авторах: Радиф Рифкатович Замалетдинов – доктор филоло­гических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан; директор Института филологии и межкультурной коммуникации, заведующий кафедрой общего языкознания и тюркологии Казанского (Приволжского) федерального университета (420056, ул. Татарстан, 2, Казань, Российская Федерация); ORCID: 0000-0002-2692-1698; ResearcherID: М-2174-2013; Scopus Author ID: 56027359900. Е-mail: sovet.rus16@mail.ru

Милеуша Мухаметзяновна Хабутдинова – кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета (420056, ул. Татарстан, 2, Казань, Российская Федерация); ORCID: 0000-0001-8110-4001; ResearcherID: M-4418-2013; Scopus Author ID: 55929972700. Е-mail: mileuscha@mail.ru

Поступила  08.06.2023                                  Принята к публикации  24.11.2023
Опубликована онлайн 29.12.2023