2023. Т. 11, № 4. Маликов А.М.
2023. Т. 11, № 4. С. 817-833
DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-4.817-833
EDN: https://elibrary.ru/JOMTTC
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ХОРЕЗМА В ЭПОХУ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Азим Маликов
Университет Палацкого в Оломоуце
Оломоуц, Чешская Республика
azimmal2018@gmail.com
Цель: проанализировать особенности исламской культуры Хорезма и роль тюркских языков в распространении исламских знаний в золотоордынский период.
Материалы исследования: статья основана на сведениях из различных письменных источников и публикаций российских, казахских, турецких источниковедов и историков, проливающих свет на роли тюркских языков в религиозной культуре Хорезма в золотоордынский период.
Результаты и научная новизна: В результате исследования автор приходит к выводу о том, что в Хорезме ислам был представлен различными практиками: мутазилизмом, суфийским учением, культом святых. В дозолотоордынский период в мусульманской письменной культуре региона доминировали арабский, персидский и хорезмийские языки. С середины XIII века появились тюркские части в словарях, а с XIV века появляется религиозная литература на тюркском языке. Основными оседлыми центрами тюркских языков Улуса Джучи были Булгария, Хорезм и присырдарьинские территории. Тесное взаимодействие тюркоязычных народов этих территорий вкупе с политикой определенной части политической элиты по поддержке использования тюркских языков проявились в росте числа сочинений на тюркских языках и началу формирования единого тюркского литературного языка. В этом сложном процессе Хорезм сыграл роль ретранслятора арабо-персидских культурных традиций при участии определенного местного тюркского компонента.
Научная новизна статьи состоит в том, что на основе анализа источников и существующих исследований можно предполагать развитие религиозной культуры Хорезма на основе арабского, персидского и тюркского языков, что подтверждается увеличением числа сочинений религиозного характера, переводом священного Корана на тюркский язык и разработкой тюркской религиозной терминологии.
Ключевые слова: ислам, тюркские языки, Хорезм, культура, религия, Золотая Орда, языковая ситуация
Для цитирования: Маликов А. Некоторые особенности исламской культуры Хорезма в эпоху Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, № 4. С. 817–833. DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-4.817-833 EDN: JOMTTC
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абзалов Л.Ф. Ханские писцы. Из истории становления и развития канцелярской службы ханов Золотой Орды. Казань: Изд-во «ЯЗ», 2011. 252 с.
- Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. Пер. с перс. И.Р. Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. Общая и научная редакция, предисловие, комментарии И.Р. Гибадуллина. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2017. 1044 c.
- Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения, I. Ташкент. АН Узб ССР. 1957. 487 с.
- Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. Т. 3. М.: Наука, 1965. 524 с.
- Бугарчёв А.И., Петров П.Н. Этапы медного монетного обращения в Булгарском вилайате (вторая половина XIII – первая треть XIV вв.) // Поволжская археология. 2013. № 1 (3). С. 216–231.
- Вайнберг Б.И. К истории Кунгратских Суфи // Полевые исследования Хорезмской экспедиции в 1957 г. М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 104–114
- Васильев Д.В. Ислам в Золотой Орде: историко-археологическое исследование. Астрахань: Астраханский университет, 2007. 191 с.
- Волин С.Л. Новый источник для изучения хорезмийского языка // Записки Института востоковедения АН СССР. М.-Л., 1939. Т. VII. С. 79–91.
- 9. Гулямов Я.Г. История орошения Хорезма с древнейших времен до наших дней. Ташкент: Изд-во Акад. наук УзССР, 314 с.
- Ибрагимов Н.Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М.: Наука, 1988. 126 с.
- Измайлов И.Л. Ислам в Золотой Орде // Ислам в Среднем Поволжье: История и современность. Очерки. Под ред. Р.М.Мухаметшина. Казань: Изд-во «Инсан», 2001.
- Измайлов И.Л. Ислам в Волжской Булгарии: распространение и региональные особенности // История и современность. 2011. № 2. С. 34–51.
- Исхаков Д.М. Институт сеййидов в Улусе Джучи и позднезолотоордынских тюрко-татарских государствах. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2011. 228 с.
- Исхаков Д.М. Проблема «окончательной» исламизации Улуса Джучи при хане Узбеке // Ислам и власть в Золотой Орде. Под ред. И.М. Миргалеева, Э.Г. Сайфетдиновой. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012.
- Маликов А.М. Культ Абу Муслима и его сподвижников в Центральной Азии: варианты мифологизации // Этнографическое обозрение. 2020. № 3. С. 141–160.
- Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том I. VII–XV вв. Арабские и персидские источники. М.-Л.: АН СССР, 1939. 612 с.
- Миргалеев И.М., Абызова Р.Р. Шихабетдин Марджани о Золотой Орде // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6. № 1. С. 181–198. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.181-198
- Мурадов Р. Ахмад замчи (культовый комплекс) // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Т. II / Под ред. С.М. Прозорова. M.: Восточная литература, 2018. 645 с.
- Навоий Алишер. Мукаммал асарлар тўплами. Йигирма томлик. Ўн учинчи том. Мажолис ун-Нафоис. Тошкент: Ўзбекистон Республикаси Фанлар академияси «Фан» нашриёти, 1997.
- Навоий Алишер. Насойим ул-мухаббат мин шамойим ул-футувват. Мукаммал асарлар тўплами. Йигирма жилдлик. 17-жилд. Араб ва форс матнини таржима килиб, нашрга тайёрловчи ва махсус мух. С. Рафиддинов. Тошкент: «Фан» нашриёти, 2001.
- Нуриева Ф.Ш. Исторические и лингвистические условия формирования тюркотатарского литературного языка золотоордынского периода. Казань: Казанский государственный университет, 2004. 376 с.
- Руми, Джалал ад-дин. Сокровища воспоминания. Суфийская поэзия. Пер. Л. Тираспольского. М.: ИИФ ДИАС лтд; 1998. 192 с.
- Снесарев Г.П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983. 212 с.
- Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. Ташкент: Издательство АН Узбекской ССР, 1960. 90 c.
- Сайфетдинова, Э.Г. Источники религиозной мысли в Золотой Орде (по материалам произведения «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари) / Отв. ред. И.М. Миргалеев. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2018. 164 c.
- Собрание восточных рукописей. Т. 4. Т., 1957.
- Федоров-Давыдов Г.А. Нумизматика Хорезма золотоордынского периода // Нумизматика и эпиграфика. Т. V. 1965. С. 179–224.
- Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966. 274 c.
- Фрейман А.А. Хорезмийские глоссы в сочинении «Кынйат ал-мунийа…» «Приобретение желанного…») хорезмийского законоведа XIII в. Наджм ад-Дин абу-р-Раджа Мухтар ибн-Махмуд аз-Захиди ал-Газмини // Советское востоковедение. Т.6. Л.-М., 1949.
- Хакимзянов Ф.С. О поволжском варианте среднетюркского литературного языка // Историко-лингвистический анализ старописьменных памятников. Казань, 1983. С. 3–24.
- Хорезми, Мухаббат-наме. Перевод Э.Н.Наджипа. М.: Изд-во восточной литературы, 1961. 273 с.
- Чалисова Н. Ю. Рашид ад-Дин Ватват и его трактат «Сады волшебства в тонкостях поэзии». // Рашид ад-Дин Ватват. Сады волшебства в тонкостях поэзии. Пер. с перс. Н.Ю. Чалисовой. М.: Наука, 1985. С. 9–82.
- Algar H. Introduction // Abdallāh Ibn Muḥammad Naǧm ad-Dīn Rāzī. The path of God’s bondsmen from origin to return. Delmar, NY: Caravan Books, 1982.
- Ata A. Harezm-Altınordu Türkçesi, TDAD: 36, İstanbul: Kebikeç Yayınları. 2002.
- Berbercan M. T. Türk Tercüme Edebiyatı Üzerine İncelemeler: Harezm Türkçesi ile İlk Adaptasyonlar,” Dede Korkut Türk Dili ve Edebiyatı Araştırmaları Dergisi, IV, Ordu, 2015, pp. 1–11.
- Bodrogligeti A. The fragments of the Cavahirul-asrar // Central Asiatic Journal16, no. 4. 1972, pp. 290–303.
- Boltabayev S. Harezm türkçesiyle yazilmiş yeni bir eser: Tenzîlü’s-sâlihîn // IX. Uluslararasi türk dili kurultayi Bilge Tonyukuk Anısına (Ankara: 26–30 Eylül 2021). Ankara, 2021.
- Cihan S. Mukaddimetü’l-edeb (yozgat nüshasi)-(giriş, metin, notlar, sözlük-dizin). Doktora tezi. Ankara 2021.
- DeWeese D. Bābā Kamāl Jandī and the Kubravī Tradition among the Turks of Central Asia // Der Islam 71.1,1994, pp. 58–94.
- DeWeese D. The Sayyid Atā’ī Presence in Khwārazm during the 16th and Early 17th Centuries. Studies on Central Asian History in Honor of Yuri Bregel, ed. Devin DeWeese (Bloomington: Research Institute for Inner Asian Studies, Indiana University Uralic and Altaic Series, Vol. 167, 2001): pp. 245–281.
- DeWeese D. Mapping Khwārazmian Connections in the History of Sufi Traditions: Local Embeddedness, Regional Networks, and Global Ties of the Sufi Communities of Khwārazm. // Eurasian Studies 14.1–2 (2016), pp. 37–97.
- DeWeese D. Ata’iya order. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/ataiya-order-a-branch-of-the-yasaviya-sufi-brotherhood-especially-active-in-karazm-from-the-8th-14th-century (дата обращения 12.05.2023).
- Doğan C. “Mirâc-nâme Harezm Türkçesiyle mi yazılmıştır?.” Türkoloji Dergisi 22, 2018, no. 1, pp. 52–98.
- Eckmann J. Harezm, Kıpçak ve Çağatay Türkçesi Üzerine Araştırmalar. Ed. by O.F. Sertkaya. Ankara: Türk Dil Kurumu Yayınları, 2011.
- Elias J.J. A Review of the “Encyclopaedia Iranica” // Iranian Studies, 1998, Vol. 31, No. 3/4, (Summer – Autumn), pp. 595–613.
- Hacıeminoğlu N. Harezm Türkçesi Grameri, İstanbul Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Yayınları, Ankara. 1997.
- Hofer N. The Popularisation of Sufism in Ayyubid and Mamluk Egypt, 1173–1325. Edinburgh: University Press, 2015.
- Memmedova A. Mukaddimetü’l-Edeb’de Türkçe İslami terimler // Marmara Türkiyat Araştırmaları Dergisi 4, 2017, no. 2, pp. 449–462.
- Muminov A. Dihqāns and sacred families in Central Asia // Sayyids and Sharifs in Muslim Societies: The Living Links to the Prophet. Edited by Kazuo Morimoto. London and New York: Routledge, 2012, pp. 198–209.
- Muminov A. Disputes in Bukhara on the Persian translation of the Qur’an // Mélanges de l’Université Saint-Joseph 59. 2006, pp. 301–307.
- Onur S. Harezm Türkçesiyle yazılmış bir fal kitabı // Modern Türklük Araştırmaları Dergisi17. 2021, no. 1, pp. 96–119.
- Shoshan B. High culture and popular culture in medieval Islam // Studia Islamica 73, 1991, pp. 67–107.
- Şimşek Y. Türkçe ilk kur’an tercümelerinden meşhed nüshasinin (293 No.) Türk dili tarihindeki yeri ve önemi.” Türk Dili Araştırmaları Yıllığı-Belleten67. 2019, pp. 87–152.
- Togan Z.V. “Harezm’de Yazılmış Eski Türkçe Eserler”, Türkiyat Mecmuası II, 1926, pp. 331–345.
- Togan Z.V. Zimahseri’nin Dog’u Türkçesi ile “Mukaddimetü’l-Edeb”i, Türkiyat Mecmuasi, 14, Istanbul, 1965.
- Yaman Ü. Doğu Türkçesi ile Yazılan Sirâcü’l Kulûb (Gramer-Metin-Çeviri-Dizin). T.C. İstanbul Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Türk Dili ve Edebiyatı Anabilim Dalı Eski Türk Dili Bilim Dalı, Doktora Tezi, İstanbul, 2015.
- Yüce N. Ebu’l-Kāsım Cārullāh Mahmūd bin ͑Omar bin Muhammed bin Ahmed ez-Zamahşari el-Hvārizmi Mukaddimetü’’-Edeb. Hvarizm Türkçesi ile tercümeli Şuşter nüshası. Giriş, dil özellikleri, metin, indeks. 2-ci basqı. Ankara: Türk Dil Kurumu Yayınları, 1993.
- Ulvi Murat Kılavuz, The Muʿtazilism of al-Zamakhsharī: A Bahshamī or a Ḥusaynī? // Ilahiyat studies, 2021, vol. 12, no. 2, Summer / Fall.
- Ünlü S. Harezm Altınordu Türkçesi Sözlüğü. Konya: Eğitim Kitabevi, 2012.
- Schamiloglu U. Reflections on the Islamic Literature of the Golden Horde: On the Occasion of the Publication of the Qalandar-nāme. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2021, vol. 9, no. 2, pp. 264–271. DOI: 10.22378/2313-6197.2021-9-2.264-271.
- Walmsley N. The Yasaviyya in the Nasāʾim al-maḥabba of ʿAlī Shīr Navāʾī: A Case Study in Central Asian Hagiography. // Journal of Sufi studies3, no. 1, 2014, pp. 38–66.
Сведения об авторе: Азим Маннонович Маликов – кандидат исторических наук, ассистент профессора отдела Азиатских исследований Университета Палацкого в Оломоуце (77900, ул. Свободы, 26, Оломоуц, Чешская Республика); ORCID: 0000-0002-0173-2014. E-mail: azimmal2018@gmail.com
Поступила 15.09.2023 Принята к публикации 20.11.2023
Опубликована онлайн 29.12.2023