2024. Т. 12, № 3. Парунин А.В.
2024. Т. 12, № 3. С. 607-618
DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-3.607-618
EDN: https://elibrary.ru/GVHGWQ
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОЧИНЕНИЕ УТЕМИША-ХАДЖИ
ПРОШИБАНИДСКИМ?
А.В. Парунин
Южно-Уральский государственный университет
Челябинск, Российская Федерация
therion12399@gmail.com
Резюме. Цель исследования: рассмотреть конкретные примеры обоснования прошибанидской направленности сочинения Утемиша-хаджи, сформировавшиеся в исследовательской литературе. Провести анализ этих примеров в сравнительно-историческом ключе с использованием широкого круга письменных источников, и на этом основании отметить некоторые стилистические особенности письменного наследия хивинского историка. В заключительной части дается краткий анализ работ тех средневековых авторов, основной акцент в которых действительно идет вокруг династии Шибанидов.
Материалы исследования: основным источников для настоящей статьи выступили две опубликованные на русский язык рукописи сочинения Утемиша-хаджи – «Чингиз-наме» и «Кара таварих». Также использованы синхронные арабские и персидские историки XV–XVII вв., материалы русских летописей.
Результаты исследования. Определено, что представленные в историографии аргументы прошибанидской позиции автора не совсем корректны, что демонстрируется соответствующими отрывками из работы Утемиша-хаджи. В обеих рукописях сочинения династия Шибанидов действительно занимает немаловажное значение, но в политическом плане она не выделяется на фоне остальных потомков Джучи. Исключением становится лишь основатель династии Шибан, военные подвиги которого выделяются автором. Помимо этого отмечается слабое знание Утемишем-хаджи генеалогии правящей династии, что косвенно свидетельствует о том, что цели и задачи выполняемой им работы были направлены на выстраивание собственной версии истории Золотой Орды. Отчасти такой подход был вызван источниками получаемой информации. Сюжет сочинения сильно контрастирует с работами, которые можно причислить к шибанидской историографии. Характерным примером здесь может служить сочинение Масуда Кухистани, строившего свой труд вокруг личности Абу-л-Хайра. Отдельно стоит отметить ряд эпизодов, рассмотренных в статье (правление и смерть Хызра, прекращение династии Батуидов), информация о которых могла быть почерпнута из письменных источников. Все вышесказанное поднимает актуальные вопросы исследования целей и задач, поставленных перед хронистом, а также выяснение конкретной идеологической направленности труда.
Ключевые слова: Шибаниды, Шибан, Утемиш-хаджи, историография, Золотая Орда, Хызр, Тайдула, Чингиз-наме, Кара таварих
Для цитирования: Парунин А.В. Является ли сочинение Утемиша-хаджи прошибанидским? // Золотоордынское обозрение. 2024. Т. 12, № 3. С. 607–618. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-3.607-618 EDN: GVHGWQ
Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-20055, https://rscf.ru/project/24-18-20055
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. Абулгази. Родословное древо тюрков. Казань, 1906. 240 с.
- Антонов И.В. К вопросу о статусе улуса Шибана (историографический обзор) // Научный альманах. 2015. №7 (9). С. 1185–1195.
- Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. М.: Наука, 1965. 196 с.
- Бартольд В.В. Отчет о командировке в Туркестан // Сочинения. Т. VIII. М.: Наука, 1973. С. 119–210.
- Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира. М.: Магистр-Пресс, 2004. 690 с.
- Зайцев И.В. Астраханское ханство. М.: Восточная литература, 2004. 304 с.
- Зуев Ю.А. О формах этносоциальной организации кочевых народов Центральной Азии в древности и средневековье: Пестрая Орда, Сотня (сравнительно-типологическое исследование) // Военное искусство кочевников Центральной Азии и Казахстана (эпоха древности и средневековье). Алматы, 1998. С. 49–100.
- Из «Та’рих-и арба’ улус» Мирза Улугбека // История Казахстана в персидских источниках. Т.V. Извлечения из сочинений XIII–XIX вв. Алматы: Дайк Пресс, 2007. С. 88–112.
- История Казахстана в арабских источниках. Т. I. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из арабских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. 711 с.
- История Казахстана в персидских источниках. Т. IV. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 620 с.
- Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: «Рауан», 1992. 378 с
- Козин С.А. Сокровенное Сказание. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 620 с.
- Материалы по истории казахских ханств XV–XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. 655 с.
- Миргалеев И.М. «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи: перспективы изучения // Золотоордынская цивилизация. Вып. 4. Казань, 2011. С. 14–19.
- Миргалеев И.М. «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи как источник по истории тюрко-татарских государств // V Международный Болгарский форум «Политическое и этнокультурное взаимодействие государств и народов в постзолотоордынском пространстве (XV–XVI вв.): Тезисы. Симферополь, 2013. С. 75–78.
- Миргалеев И.М. Сообщение Продолжателя «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи о поздних Шибанидах // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. С. 64–66.
- Миргалеев И.М. «Кара таварих» Утемиша-хаджи как источник по истории тюрко-татарских государств // Тюркологические исследования. 2018. Т. 1. №2. С. 58–72.
- Миргалеев И.М. Архивная история рукописи из коллекции Ризаэтдина Фахретдина «Кара таварих» Утемиша-хаджи // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири: Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2020. С. 146–148.
- Мустакимов И.А. Сведения «Таварих-и гузида – Нусрат-наме» о владениях некоторых джучидов // Тюркологический сборник 2009–2010: Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. М.: Восточная литература», 2011. С. 228–248.
- Мустакимов И.А. Еще раз к вопросу о цветообозначениях Орд в улусе Джучи (термин Боз-Орда в источниках XVI–XIX вв.) // Золотоордынское обозрение. 2015. №2. С. 129–149.
- Полное собрание русских летописей. Т. 10. Летописный сборник, именуемый Патриаршей, или Никоновской летописью. СПб., 1885. 244 с.
- Полное собрание русских летописей. Т. 15. Вып. 1. Рогожский летописец. Пг., 1922. 215 с.
- Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. II. М.: Л.: Издательство АН СССР, 1960. 253 с.
- Таварих-и гузида-Нусрат-наме. Ташкент. Издательство «Фан» Узбекской ССР, 1967. 127 с
- Ускенбай К.З. Улусы первых Джучидов. Проблема терминов Ак-Орда и Кок-Орда // Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. М.: Восточная литература, 2006. С. 355–382.
- Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата: Гылым, 1992. 296 с.
- Утемиш-хаджи. Кара таварих. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 312 с.
- Хафиз-и Таныш ибн Мир Мухаммад Бухари. Шараф-нама-йи шахи (Книга шахской славы). Ч. 1. М.: Наука, 1983. 535 с.
- Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая… // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI–XVIII вв. Алма-Ата, 1983. С. 106–165.
- Юдин В.П. Центральная Азия в XIV–XVIII вв. глазами востоковеда. Алматы. Дайк-Пресс, 2001. 384 с
- DeWeese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde. Pennsylvania State University Press, 1994. 656 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Алексей Владимирович Парунин – кандидат исторических наук, научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований, Южно-Уральский государственный университет (454080, пр. Ленина, 76, Челябинск, Российская Федерация). E-mail: therion12399@gmail.com
Поступила в редакцию 21.05.2024
Поступила после рецензирования 31.07.2024
Принята к публикации 2.09.2024