2024. Т. 12, № 3. Парунин А.В.

2024. Т. 12, № 3. С. 607-618

DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-3.607-618

EDN: https://elibrary.ru/GVHGWQ

   ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОЧИНЕНИЕ УТЕМИША-ХАДЖИ
ПРОШИБАНИДСКИМ?

А.В. Парунин
Южно-Уральский государственный университет
Челябинск, Российская Федерация
therion12399@gmail.com

Резюме. Цель исследования: рассмотреть конкретные примеры обоснования про­шибанидской направленности сочинения Утемиша-хаджи, сформировавшиеся в исследовательской литературе. Провести анализ этих примеров в сравнительно-историческом ключе с использованием широкого круга письменных источников, и на этом основании отметить некоторые стилистические особенности письменного нас­ледия хивинского историка. В заключительной части дается краткий анализ работ тех средневековых авторов, основной акцент в которых действительно идет вокруг династии Шибанидов.
Материалы исследования: основным источников для настоящей статьи выступили две опубликованные на русский язык рукописи сочинения Утемиша-хаджи – «Чингиз-наме» и «Кара таварих». Также использованы синхронные арабские и персидские историки XV–XVII вв., материалы русских летописей.
Результаты исследования. Определено, что представленные в историографии аргу­менты прошибанидской позиции автора не совсем корректны, что демонстрируется соответствующими отрывками из работы Утемиша-хаджи. В обеих рукописях сочинения династия Шибанидов действительно занимает немаловажное значение, но в политическом плане она не выделяется на фоне остальных потомков Джучи. Исключением становится лишь основатель династии Шибан, военные подвиги которого выделяются автором. Помимо этого отмечается слабое знание Утемишем-хаджи генеалогии правящей династии, что косвенно свидетельствует о том, что цели и задачи выполняемой им работы были направлены на выстраивание собственной версии истории Золотой Орды. Отчасти такой подход был вызван источниками получаемой информации. Сюжет сочинения сильно контрастирует с работами, которые можно причислить к шибанидской историографии. Характерным примером здесь может служить сочинение Масуда Кухистани, строившего свой труд вокруг личности Абу-л-Хайра. Отдельно стоит отметить ряд эпизодов, рассмотренных в статье (правление и смерть Хызра, прекращение династии Батуидов), информация о которых могла быть почерпнута из письменных источников. Все вышесказанное поднимает актуальные вопросы исследования целей и задач, поставленных перед хронистом, а также выяснение конкретной идеологической направленности труда.

Ключевые слова: Шибаниды, Шибан, Утемиш-хаджи, историография, Золотая Орда, Хызр, Тайдула, Чингиз-наме, Кара таварих

Для цитирования: Парунин А.В. Является ли сочинение Утемиша-хаджи про­шибанидским? // Золотоордынское обозрение. 2024. Т. 12, № 3. С. 607–618. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-3.607-618  EDN: GVHGWQ

Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-20055, https://rscf.ru/project/24-18-20055

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1. Абулгази. Родословное древо тюрков. Казань, 1906. 240 с.
  2. Антонов И.В. К вопросу о статусе улуса Шибана (историографический обзор) // Научный альманах. 2015. №7 (9). С. 1185–1195.
  3. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. М.: Наука, 1965. 196 с.
  4. Бартольд В.В. Отчет о командировке в Туркестан // Сочинения. Т. VIII. М.: Наука, 1973. С. 119–210.
  5. Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира. М.: Магистр-Пресс, 2004. 690 с.
  6. Зайцев И.В. Астраханское ханство. М.: Восточная литература, 2004. 304 с.
  7. Зуев Ю.А. О формах этносоциальной организации кочевых народов Центральной Азии в древности и средневековье: Пестрая Орда, Сотня (сравнительно-типологическое исследование) // Военное искусство кочевников Центральной Азии и Казахстана (эпоха древности и средневековье). Алматы, 1998. С. 49–100.
  8. Из «Та’рих-и арба’ улус» Мирза Улугбека // История Казахстана в персидских источниках. Т.V. Извлечения из сочинений XIII–XIX вв. Алматы: Дайк Пресс, 2007. С. 88–112.
  9. История Казахстана в арабских источниках. Т. I. Сборник материалов, отно­сящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из арабских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. 711 с.
  10. История Казахстана в персидских источниках. Т. IV. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 620 с.
  11. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: «Рауан», 1992. 378 с
  12. Козин С.А. Сокровенное Сказание. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 620 с.
  13. Материалы по истории казахских ханств XV–XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. 655 с.
  14. Миргалеев И.М. «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи: перспективы изучения // Золотоордынская цивилизация. Вып. 4. Казань, 2011. С. 14–19.
  15. Миргалеев И.М. «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи как источник по истории тюрко-татарских государств // V Международный Болгарский форум «Политическое и этнокультурное взаимодействие государств и народов в постзолотоордынском пространстве (XV–XVI вв.): Тезисы. Симферополь, 2013. С. 75–78.
  16. Миргалеев И.М. Сообщение Продолжателя «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи о поздних Шибанидах // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. С. 64–66.
  17. Миргалеев И.М. «Кара таварих» Утемиша-хаджи как источник по истории тюрко-татарских государств // Тюркологические исследования. 2018. Т. 1. №2. С. 58–72.
  18. Миргалеев И.М. Архивная история рукописи из коллекции Ризаэтдина Фахретдина «Кара таварих» Утемиша-хаджи // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири: Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2020. С. 146–148.
  19. Мустакимов И.А. Сведения «Таварих-и гузида – Нусрат-наме» о владениях некоторых джучидов // Тюркологический сборник 2009–2010: Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. М.: Восточная литература», 2011. С. 228–248.
  20. Мустакимов И.А. Еще раз к вопросу о цветообозначениях Орд в улусе Джучи (термин Боз-Орда в источниках XVI–XIX вв.) // Золотоордынское обозрение. 2015. №2. С. 129–149.
  21. Полное собрание русских летописей. Т. 10. Летописный сборник, именуемый Патриаршей, или Никоновской летописью. СПб., 1885. 244 с.
  22. Полное собрание русских летописей. Т. 15. Вып. 1. Рогожский летописец. Пг., 1922. 215 с.
  23. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. II. М.: Л.: Издательство АН СССР, 1960. 253 с.
  24. Таварих-и гузида-Нусрат-наме. Ташкент. Издательство «Фан» Узбекской ССР, 1967. 127 с
  25. Ускенбай К.З. Улусы первых Джучидов. Проблема терминов Ак-Орда и Кок-Орда // Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. М.: Восточная литература, 2006. С. 355–382.
  26. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата: Гылым, 1992. 296 с.
  27. Утемиш-хаджи. Кара таварих. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 312 с.
  28. Хафиз-и Таныш ибн Мир Мухаммад Бухари. Шараф-нама-йи шахи (Книга шахской славы). Ч. 1. М.: Наука, 1983. 535 с.
  29. Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая… // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI–XVIII вв. Алма-Ата, 1983. С. 106–165.
  30. Юдин В.П. Центральная Азия в XIV–XVIII вв. глазами востоковеда. Алматы. Дайк-Пресс, 2001. 384 с
  31. DeWeese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde. Pennsylvania State University Press, 1994. 656 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Алексей Владимирович Парунин – кандидат исторических наук, научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований, Южно-Уральский государственный университет (454080, пр. Ленина, 76, Челябинск, Российская Федерация). E-mail: therion12399@gmail.com

Поступила в редакцию   21.05.2024
Поступила после рецензирования  31.07.2024
Принята к публикации   2.09.2024