2017. Т. 5, № 1. Галимов Т.Р.

2017. Т. 5, № 1. С. 29-55

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-1.29-55

   ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ И ЦЕРКОВНО-ОРДЫНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ВТОРЖЕНИЯ 1237–1240 ГГ. В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ

Т.Р. Галимов
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
420043, Казань, Российская Федерация
E-mail: galimov_t_r@mail.ru

Цель: В предлагаемом исследовании предпринят анализ деятельности церкви в лице её высших иерархов в период наиболее активной фазы русско-ордынского противостояния (1237–1240 гг.).
Материалы исследования: Основным источником информации о деятельности церковной иерархии в обстоятельствах военно-политического противостояния русских княжеств и Орды остаются древнерусские летописи, повести и слова. Как показали исследования последних лет, предложенный в них комплекс сюжетов, рисующих противостояние завоевателям, не так однозначен, как это было принято считать в отечественной исторической науке на протяжении многих десятилетий. Данное обстоятельство открывает возможность нового прочтения сообщений о церковной жизни Руси в наиболее острый период русско-ордынской войны.
Результаты и научная новизна: События 1237–1240 годов привели к принципиальному изменению существовавшего на Руси положения дел. Это касалось не только властных, но и церковных институтов. Результаты данного исследования позволяют утверждать, что основной причиной изменений в социально-политической и экономической сферах древнерусской церковной организации, стало поведение церковных иерархов. Оно выразилось в принятии церковью господства Орды над Русью, а последовавшие за этим ордынские льготы и пожалования лишь укрепили лояльность высшего духовенства к власти ханов. Данное обстоятельство потребовало от церкви декларации её позиции в отношении новых властей. В итоге, необходимость принятия сложившихся церковно-ордынских отношений нашла своё обоснование в концепции «Казней Божиих». Такое идейное обоснование постигших Русь бед снимало ответственность с завоевателей и оправдывало церковно-ордынские контакты. Древнерусские источники не дают прямых оценок поведению епископата. Но при прочтении летописных сообщений создаётся впечатление, что в глазах современников такое поведение церкви оценивалось весьма неоднозначно и, скорее всего, предосудительно.

Ключевые слова: Церковно-ордынские отношения, иерархи Древней Руси, битва на Калке, нашествие Батыя на Русь, епископ владимирский Митрофан, епископ черниговский Порфирий, епископ ростовский Кирилл, история Русской церкви

Для цитирования: Галимов Т.Р. Церковная иерархия и церковно-ордынские отношения в период татаро-монгольского вторжения 1237–1240 гг. в оценках современников // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 1. С. 29–55. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-1.29-55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амелькин А.О. Когда «родился» Евпатий Коловрат // Родина. 1997. № 3–4. С. 48–52.
  2. Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русскою церковью. СПб.: тип. И.А. Ремезова, 1878. 592 с.
  3. Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М.: АН СССР, 1963. 376 с.
  4. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси XI–XIV вв. М.: АН СССР, 1960. 488 с.
  5. Буланин Д.М. Повесть о битве на Калке // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). Л.: АН СССР, 1987. С. 346–348.
  6. Гартман А.В. Хронология похода Батыя на Северо-Восточную Русь // Известия Алтайского государственного университета. № 4/2, С. 17–21.
  7. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Том II: период второй, Московский от нашествия монголов до митрополита Макария включительно. М.: Грааль, 1997. 920 с.
  8. Голыженков И. Битва на Калке 31 мая 1223 г. М.: Изограф, 1994. 49 с.
  9. Горский А. А. Проблемы изучения «Слова о погибели Рускыя земли»: К 750-летию со времени написания // Труды Отдела древнерусской литературы (далее – ТОДРЛ). Л.: Наука, 1990. Т. 43. С. 18–38.
  10. Горский А.А. Москва и Орда. М.: Ломоносовъ, 2016. 296 с.
  11. Горский А.А. Средневековая Русь. О чём говорят источники. М.: Ломоносовъ, 2016. 216 с.
  12. Гудзий Н.К. О «Слове о погибели Рускыя земли» // ТОДРЛ. М.; Л.: АН СССР, 1956. Т. 12. С. 527–545.
  13. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М.: Аспект Пресс, 1998. 234 с.
  14. Данилевский И.Н. Исторические источники XI–XVII вв. // Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. С. 171–222.
  15. Данилевский И.Н. Как Сергий Радонежский стал героем К уликовской битвы. // Родина. 2014. № 5. С. 11–
  16. Данилов В.В. «Слово о погибели Рускыя земли» как произведение художественное // ТОДРЛ. М.; Л.: АН СССР, 1960. Т. 16. С. 132–142.
  17. Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А., Шапошник В.В. Русское православие: от крещения до патриаршества. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2012. 412 с.
  18. Дмитриев Л.А. Слово о погибели Русской земли // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.). Л.: АН СССР, 1987. Вып. 1. С. 432–434.
  19. Дмитриев Я.А. Житийные повести русского Севера как памятник литературы XIII–XVII вв. Л.: Наука, 1973. 304 с.
  20. Доброклонский А.П. Руководство по Истории Русской Церкви М.: Грааль, 2001. 936 с.
  21. Еремин И.П. «Слово о погибели Русской земли» // Художественная проза-Киевской Руси XI–XIII веков. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 351–354.
  22. Знаменский П.В. История русской церкви (уч. рук-во) М.: Грааль, 2000. 462 с
  23. История иерархии русской православной церкви / М.Е. Губонин, иссл. группа Ф.А. Гайда. М.: ПСТГУ, 2006. 926 с.
  24. Карамзин Н.М. История государства российского. М.: Наука, 1991. Т. 3. 828 с.
  25. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т.: Т. 1.: Очерки по истории русской церкви. М.: ТЕРРА, 1992. 686 с.
  26. Клосс Б.М. В. Н. Татищев и начало изучения русских летописей // Летописи и хроники: 1980 г. М.: Наука, 1981. С. 5–13.
  27. Ключевский. В.О. Древнерусские жития как исторический источник. М.: Тип. Грачева и комп., 1871. 479 с.
  28. Комарович В. Л. Литература Рязанского княжества XIII–XIV вв. // История русской литературы. Литература 1220-х – 1580-х гг. М.; Л., 1945. Т. 2. Ч. 1. С. 75–77.
  29. Комментарии // Памятники общественной мысли Древней Руси / [Сост., автор вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский]. М.: РОССПЭН, 2010. Т. 2. С. 343–651.
  30. Краткое упоминание битвы на Калке во «Втором продолжении (анналов Мелька) Клостернойбурга» // Хаутала Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса Сатаны». Анатология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань: Институт истории АН РТ, 2015. С. 133–134.
  31. Кривошеев Ю.В. Русская средневековая государственность. СПб.: СПбГУ, 2008. 131 с.
  32. Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (XIII – первая четверть XIV в.) // Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн. Сборник научных трудов. М., 1990. Ч. 1. С. 15–69.
  33. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. 152 с.
  34. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М, Л.: АН СССР, 1947. 499 c.
  35. Лихачев Д.С. Слово о погибели русской земли и «шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского // Русско-европейские литературные связи. М., Л.: Наука, 1966. С. 92–96.
  36. Лихачев Д. С. Вступительная статья / Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.: Худ. Лит., 1981. С. 9–14.
  37. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Л., 1987. Т. 2. 342 с.
  38. Лихачев Д.С. К истории сложения «Повести о разорении Рязани Батыем» // Археографический ежегодник за 1962 год: (к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова). М.: АН СССР, 1963. С. 48–51.
  39. Лихачев Д.С. Летописные известия об Александре Поповиче // ТОДРЛ. М.; Л.: АН СССР 1949. Т. 7. С. 17–51.
  40. Лихачев Д.С. Литература Новгорода XIV–XV вв. // История русской литературы. Литература 1220-х – 1580-х гг. М.; Л., 1945. Т. 2. Ч. 1. С. 263–264.
  41. Лихачев Д.С. Повести о Николе Заразском // ТОДРЛ. Л.: Наука 1949. Т. 7. С. 257–406.
  42. Лурье Я.С. Лаврентьевская летопись – свод начала XV века // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1974. Т. 29. С. 50–67.
  43. Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV–XV вв. Л.: Наука, 1976. 285 с.
  44. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви: история Русской Церкви в период совершенной зависимости её от константинопольского патриарха (988–1240). Кн. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. 704 с.
  45. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Кн. 3. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 704 с.
  46. Малицкий П.И. Руководство по истории русской церкви. Изд. 4. М.: Грааль, 2010. 464 с.
  47. Мещерский Н.А. К реконструкции текста “Слова о погибели Рускыя земли” // Вестник ЛГУ. № 14. Серия истории, языка и литературы, 1963. Вып. 3. С. 44–53.
  48. Мининкова Л.В. Дар в традиции домонгольской Руси: культурно-символическое наполнение и политическое содержание // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях / под ред. д.и.н. П.И. Гайденко. СПб.: К. Костромин, Т. 4. С. 18–30.
  49. Миргалеев И.М. Правление Токтамыш-хана // История татар с древнейших времен. В семи томах. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Казань: Институт истории АН РТ, 2009. С. 706–712.
  50. Мусин А.Е. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. 368 с.
  51. Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. 280 с.
  52. Пашуто В.Т. Монгольский поход в глубь Европы // Татаро-монголы в Азии и Европе. М.:, 1977. С. 210–
  53. Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М.; Л.: Институт истории, 1950. 333 с.
  54. Письмо грузинского амирспасалара Иванэ папе Гонорию III // Хаутала Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса Сатаны». Анатология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань: Институт истории АН РТ, 2015. С. 127–129.
  55. Письмо грузинской королевы Русудан папе Гонорию III // Хаутала Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса Сатаны». Анатология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань: Институт истории АН РТ, 2015. С. 124–126.
  56. Повесть о разорении Рязани Батыем // Памятники общественной мысли Древней Руси / [Сост., автор вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский]. М.: РОССПЭН, 2010. Т. 2. С. 51–60.
  57. Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 2001. 496 с.
  58. Полное собрание русских летописей: Т. 2: Ипатьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 2001. 648 с.
  59. Полное собрание русских летописей: Т. 3: Новгородская летопись старшего и младшего изводов. М.: Языки русской культуры, 2001. 720 с.
  60. Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI–XV вв. М.; Л.: АН СССР, 1947. 307 с.
  61. Правила Православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-истрийскаго. Т. 2. СПб.: Типография М.Меркушева, 1912. 639 с.
  62. Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII–XV вв. М: Квадрига. 2009. 248 с.
  63. Свердлов М.Б. К вопросу о летописных источниках «Повести о битве на Калке» // Вестник ЛГУ. № 2. Вып. 1. Л., 1963. С. 139–144.
  64. Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский / Подгот. текстов и иссл. Н.В. Рамазановой. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005. 392 с.
  65. Слово о погибели Русской земли // Памятники общественной мысли Древней Руси. / [Сост., автор вступ. ст. и коммент. И.Н. Данилевский]. М.: РОССПЭН, 2010. Т. 2. С. 27.
  66. Соловьев А.В. Заметки к “Слову о погибели Рускыя земли” // ТОДРЛ. М.; Л.: АН СССР, 1958. Т. 15. 523 с.
  67. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Л–П. СПб.: Типография императорской Академии наук, 1902. Т. 2. 919 с.
  68. Татищев В.Н. История российская. М.; Л.: Наука, 1964. Т. 3. 340 с.
  69. Тихомиров М.Н. Где и когда было написано «Слово о погибели Русской земли» // ТОДРЛ. М.; Л.: АН СССР, 1951. Т. 8. С. 235–244.
  70. Толстой М.В. Рассказы из истории русской церкви. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991. 726 с.
  71. Трактат Цезария из Гейстербаха «Диалог о чудесах» // Хаутала Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса Сатаны». Анатология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань: Институт истории АН РТ, 2015. С. 134–135.
  72. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. Период 2. Монгольский. От опустошения России монголами до разделения митрополии (1236–1410). 5-ое изд. М.: Тип. Волчанинова, 1888. 840 с.
  73. Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. СПб.: Русская симфония, 2008. 760 с.
  74. Флоря Б.Н. Общественная мысль в России и других славянских странах в эпоху развитого средневековья. М.: Индрик, 2014. 432 с.
  75. Фома Сплитский История архиепископов Салоны и Сплита. М.: Индрик, 1997. 320 с.
  76. Фрагмент из «Хроники» нотариуса Риккардо из Сан Джермано // Хаутала Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса Сатаны». Анатология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань: Институт истории АН РТ, 2015. С. 131–133.
  77. Хара-Даван Э. Чингис хан: эссе / сост. М. Галеев. Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2008. 351 с.
  78. Хаутала Р. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса Сатаны». Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань, 2015. 496 с.
  79. Хрущов И.П. О древнерусских исторических повестях и сказаниях XI–XII столетия. Киев: Университетская типография, 1878. 225 с.
  80. Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв. М.–Л.: АН СССР, 1938. 374 с.
  81. Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. М.: Наука, 1989. 233 с.
  82. Щербатов М.М. История российская от древнейших времен. СПб.: Императорская Академия наук, 1771. Т. 2. 668 с.
  83. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб.: Синодальная Типография, 1908. 442 с.
  84. Viekoslav Klaic. Poviesti Hrvata. Zagreb: Lav. Hartmana, 1899. 318 p.

Сведения об авторе: Тэймур Рустэмович Галимов – аспирант Казанского государственного архитектурно-строительного университета (420043, ул. Зеленая, 1, Казань, Российская Федерация). E-mail: galimov_t_r@mail.ru

Поступила 11.01. 2017 г.
Принята к публикации 5.03.2017 г.
Опубликовано онлайн 30.03.2017 г.