2017. Т. 5, № 3. Абдужемилев Р.Р.

2017. Т. 5, № 3. С. 666-674

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-3.666-674

   РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ЯКУБОВИЧ М.М. ФIЛОСОФСЬКА ДУМКА КРИМСЬКОГО ХАНСТВА (ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ КРЫМСКОГО ХАНСТВА) 

Р.Р. Абдужемилев 1,2
1 Крымский инженерно-педагогический университет
Симферополь, Российская Федерация

2 Крымский научный центр
Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
Бахчисарай, Российская Федерация
refatimus@gmail.com

Представлена рецензия на книгу Михайло Якубовича «Философская мысль Крымского ханства», которая является всесторонним исследованием религиозно-философского наследия Крымского ханства. Книга состоит из предисловия, введе­ния, семи глав, выводов, приложений, иллюстраций (религиозных сайтов, библиотек и копий рукописей), списка используемых источников. В первой вводной главе проводится обзор историографии и определяется диапазон источников в рамках исследования. Предыстория формирования философской мысли Крымского ханства, а именно, истоки ее образования в эпоху Золотой Орды, изложена во второй главе. Третья глава содержит биографическую информацию об Ибрагиме ал-Кырыми, специфике германской терминологии Корана в его творчестве, а также идею духов­ного путешествия от антропологических и историософских перспектив. Творчество Абул-Бака ал-Кафауви рассмотрены в четвертой главе, где отражаются жизненный путь и научное наследие философа, его работа «Куллийят» («Книга общих понятий»). Основными вопросами пятой главы являются идейные взгляды Мухам­мада ал-Кафауви и онтологические и этические взгляды Мухаммада ал-Аккирмани. В шестой главе широко освещаются: идеологические особенности работы «Хадаик ал-Ахяр-ф-Хакаик ал-Ахбар» («Гардамены лучших из сущностей новостей»); «внут­ренние» и «внешние» способы познания Бога в «Руководствах для экспертов» («Арифлерин делили») Селима Дивана Киримли; философские особенности суфий­ской экзегезы Хамида «Би-нува» Кирими; мистический взгляд на Абд ал-Баки ал-Хиджаби. В седьмой главе исследователь фокусирует свое внимание на проблеме исламской апологетики в работах крымских авторов в XVII–XVIII вв. В целом, книга М. Якубовича, посвященная философской мысли Крымского ханства, подтверждает, что она формировалась с одной стороны через опыт и знания предыдущих поколений (опираясь на классику), а с другой стороны – имела определенную оригинальность. Философское наследие Крымского ханства является важной частью мировой философии; оно определило векторы развития тюрко-мусульманских регионов в последующие времена; ее основа была заложена в процессе исламизации в Золотой Орде, когда были созданы условия для появления религиозных и философских школ. Вместе с тем, существует еще множество произведений философского характера, требующих детального анализа.

Ключевые слова: философская мысль, Крымское ханство, постклассическая философия, Золотая Орда, ислам, калам, этика, экзегеза, герменевтика, суфизм, Михайло Якубович

Для цитирования: Абдужемилев Р.Р. Рецензия на книгу: Якубович М.М. Фiлософська думка Кримського ханства (Философская мысль Крымского ханства) // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 3. С. 666–674. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-3.666-674

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Якубович М.М. Філософська думка Кримського ханства: Монографія. Київ: КОМОРА, 2016. 448 с.

Сведения об авторе: Рефат Рустем огълы Абдужемилев – кандидат фило­логических наук, старший научный сотрудник НИИ крымскотатарской фило­логии, истории и культуры этносов Крыма Крымского инженерно-педаго­гического уни­верситета (295015, Учебный пер., 8, Симферополь, Крым, Российская Феде­рация); младший научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (298401, ул. Басенко, 57 «Л», Бахчисарай, Крым, Российская Федерация). E-mail: refatimus@gmail.com

Поступила 25.05 .2017   Принята к публикации  18.08.2017
Опубликована онлайн
  30.09.2017