2018. Т. 6, № 1. Нуриева Ф.Ш., Сайфетдинова Э.Г.

2018. Т. 6, № 1. С. 85-100

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2018-6-1.85-100

   РЕЛИГИОЗНЫЙ ТРАКТАТ «НАХДЖ АЛФАРАДИС»
МАХМУДА АЛ-БУЛГАРИ (1358 г.) КАК ИСТОЧНИК
ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Ф.Ш. Нуриева 1, Э.Г. Сайфетдинова 2
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казань, Российская Федерация
fanuzanurieva@yandex.ru
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Казань, Российская Федерация
аdulya2@yandex.ru

Цель: проследить историю изучения списков сочинения «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари, созданного в золотоордынскую эпоху, и определить его роль в духовной культуре Золотой Орды.
Материалы исследования: сочинение Махмуда ал-Булгари «Нахдж ал-Фарадис».
Результаты и научная новизна: «Нахдж ал-Фарадис» («Путь в рай») – труд объемом 444 страницы, написанный Махмудом бин ‘Али ал-Булгари в ХIV веке (1358 г.), представляет собой эпическое произведение богословско-дидак­тического характера. Первые сведения о «Нахдж ал-Фарадис» дал историк Шихабетдин Мард­жани. При перечислении древних татарских литературных памятников он включает в их число и «Нахдж ал-Фарадис». Список является одним из небольшого количества известных источников, по которому представляется возможность изучить литературный язык и орфографию эпохи Золотой Орды и соотношение их с современным живым языком и орфографией современного татарского языка. В то же время по этому произведению можно судить об особен­ностях функционирования ислама и степени развития духовной культуры в Золотой Орде. Действительно, произведение Махмуда ал-Булгари «Нахдж ал-Фарадис» оказалось в числе памятников письменности, представляющих историческое звено между письменно-литературным языком Поволжья, который подав­ляющим большинством исследо­вателей характеризуется как общетюркская письмен­ная традиция, и периодом зарождения регионального старотатарского языка. В книге «Нахдж ал-Фарадис» зафиксирован богатый библиографический материал – труды мусульманских богословов, использо­ванные автором Махмудом ал-Булгари в своем произведении. Многие из упомянутых в тексте сочинений имеются в книгохранилищах г. Казани. Как наследие средневековой литературы книга «Нахдж ал-Фара­дис» Махмуда ал-Булгари играет важную роль в изучении истории языка, общественной мысли средневекового Поволжья, помогая раскрыть духовное развитие народов Волго-Уральского региона. Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории им. Ш. Марджани АН РТ готовит к печати академическое издание перевода «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари на русский язык.

Ключевые слова: Золотая Орда, языковые традиции, духовная культура, литература, «Нахдж ал-Фарадис», Махмуд ал-Булгари.

Для цитирования: Нуриева Ф.Ш., Сайфетдинова Э.Г. Религиозный трактат «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари (1358 г.) как источник по истории духовной культуры Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 1. С. 85–100. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.85-100

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абилов Ш.Ш. О новонайденных списках памятника XIV века «Нахдж ал-Фарадис» // Советская тюркология. № 2. С. 69–73.
  2. Амирханов Р.М. Татарская социально-философская мысль средневековья. Казань, 1993, Кн. 1–2.
  3. Галиулина И.Р. Функционирование наименований лица в произведении Махмуда Булгари «Нахдж ал-Фарадис»: Дис. … канд. филол. наук. Казань, 2007. 246 с.
  4. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 315 с.
  5. Кемаль Я. Тюрко-татарская рукопись 14 в. «Нехдж-у-ль Ферадис». Симферополь: Крымское государственное издательство, 1930. 54 с.
  6. Мәһмүд әл-Болгари. Нәһҗел-фәрадис. Казан: Татар. кит. нәшр, 384 б.
  7. Мәрҗани Ш. Мостәфадел-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар. Казан: Тат. кит. нәшр., 1989. 415 с.
  8. Миннегулов Х. Записи разных лет (татарская литература: история, поэтика и взаимосвязи). Казань: Идель-Пресс, 2010. 407 с.
  9. Миннегулов Х. Тюрко-татарская словесность в контексте межлитературных связей: монография. Казань: Ихлас, 2017. 360 с.
  10. Миннегулов Х.Ю. Татарская литература и Восточная классика. Казань: Изд-во КГУ, 1993. 384 с.
  11. Наджип Э.Н. О памятнике XIV века «Нахдж ал-Фарадис» и его языке // Советская тюркология. № 6. С. 56–89.
  12. Насыйри К.Ләһҗәи татари: 2 томда. Казан: Ун-т типолитогр., 1895, 1896. 1895, 1 ч, c. 2.
  13. Нуриева Ф.Ш. «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари. Казань: Фэн, 1999. 208 с
  14. Нуриева Ф.Ш. Мәхмүд әл-Болгари һәм аның “Нәһҗел-Фәрадис” әсәре // Татар әдәбияты. Т. 1. Казан: Татар. китап нәшр., 2014. С. 330–339.
  15. Сайфетдинова Э.Г. История духовного наследия Золотой Орды (по материалам произведения «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари). Saarbrucker, 2011. 119 c.
  16. Сайфетдинова Э.Г. Суфийские традиции в духовной культуре Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. 2014. № 1. С. 75–78.
  17. Салахова И.И. Арабские заимствования в тюрко-татарском памятнике XIV века «Нахдж Ал-Фарадис» Махмуда Ал-Булгари: дис. … канд. филол. наук. Казань, 2015. 209 с.
  18. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из сочинений арабских. Т. 1. СПб.: Типография императорской Академии наук, 1884. 564 с.
  19. Хрестоматия по исламу. М.: Наука, 1994. 238 с.
  20. Шамильоглу Ю. Высокая исламская культура Золотой Орды // История татар с древнейших времен и до наших дней. Т. 3. Казань, 2009. С. 589–598.
  21. Яфаров Б.А. X–XIV йөзләрдә Кама-Волга болгарлары әдәбияты һәм “Нәһҗел-фәрадис” кулъязмасы: Дис. … канд. филол. наук. Казан, 1949. Б. 150.
  22. Aysu Ata. Harezm Altın Ordu Türkçesi. Ankara, 2014. 185 s.
  23. Blochet E. Catalogue des manuscripts turcs, cilt II. Paris, 1933. S. 132–133.
  24. Ecman J. Nehcu҆ l-Faradis I, Tıpkı Basım. Ankara, 1956. 444 s.
  25. Khaphizova R.Z., Salakhova I.I., Nuriyeva F.S. Phonetic adaptation of Arabic vowels in medieval turkic languages monuments // Journal of Language and Literature. 2015. С. 83–86.

Сведения об авторах: Фануза Шакуровна Нуриева – доктор филологических наук, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета (420021, Татарстан, 2, Казань, Российская Федерация). Е-mail: fanuzanurieva@yandex.ru

Эльмира Гаделзяновна Сайфетдинова – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, OCID: orcid.org/0000-0002-7138-1256ResearcherID: K-2746-2017 (420111, Батурина, 7, Казань, Российская Федерация). E-mail: аdulya2@yandex.ru

Поступила   22.11.2017  Принята к публикации  05.03.2018
Опубликована онлайн  29.03.2018