2019. Т. 7, № 1. Нагаминэ Х.

2019. Т. 7, № 1. С. 115-130

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2019-7-1.115-130

   ЕЩЕ РАЗ О СОЧИНЕНИИ КАДЫР-АЛИ-БЕКА
(«ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ / СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ») *

Хироюки Нагаминэ
Национальный институт технологии, Ояма колледж
Ояма, Япония
h_nagamine@oyama-ct.ac.jp

Цель: проанализировать вопросы о рукописях сочинения Кадыр-Али-бека, исследовать его ценность в качестве исторического источника, его источники и их влияние на историческое понимание автора.
Материалы исследования: в ходе изучения рукописей сочинения Кадыр-Али-бека были проанализированы и другие исторические источники: «Чингиз-наме/Кара таварих» Утемиша-хаджи, «Умдет ал-ахбар» Абдулгаффара Кырыми, анонимное сочинение «Дафтар-и Чингиз-наме», помимо специализированных научных работ по истории Джучидов и позднеджучидских государств.
Результаты и научная новизна: в результате анализа трех рукописей сочинения Кадыр-Али-бека мы пришли к выводу что, в отличие от Санкт-Петербургской и Казанской рукописей, Парижская рукопись принадлежала другому лицу. Из анализа этого сочинения мы выяснили, что отношения между Джучидами и мангытами стали более тесными благодаря отношениям между ханом и беками/бийами и брачным связям (куда-анда). В качестве влияния этого сочинения на поздний период мы указали на возможность того, что оно повлияло прямо или косвенно на генеалогию Юсуповых. Кроме того, в этом сочинении проявляется следующее историческое восприятие: автор пытался утверждать легитимность и идентичность Касимовского ханства на основе «принципа Чингизида»; это сочинение наследовало традицию тюрко-монгольской историографии, основанной на всеобщей истории «Джами ат-таварих» Рашид ад-дина; автор воспринимал историю позднеджучидских государств как непрерывно продолжавшуюся от Джучидов (Монгольской империи) и считал распад государства Джучидов не новой эпохой, а периодом реорганизации и смены правящих линий внутри династии Джучидов; историческое понимание автора также глубоко отразилось в порядке дастанов в оригинальной части; автор оправдывал или не мог не оправдывать господство Московского царя над позднеджучидскими государ­ствами, и фраза «долг соли и хлеба (туз-өтмәк хаккы)» хорошо показывает, что Касимовское ханство фактически принимало господство «языческого» московского царя и теоретически узаконивало такое положение.

Ключевые слова: сочинение Кадыр-Али-бека, Касимовское ханство, истори­ческое понимание, «Джами ат-таварих» Рашид ад-дина, куда-анда, генеалогия Эдиге, «принцип Чингизида», тюрко-монгольская историография, непрерывность от Джучидов, «долг соли и хлеба (туз-өтмәк хаккы

Для цитирования: Нагаминэ Х. Еще раз о сочинении Кадыр-Али-бека («Джами ат-таварих / Сборник летописей») // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 1. С. 115–130. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-1.115-130

Благодарности:  Совместное исследование этого сочинения с доктором Т. Кавагучи в нас­тоящее время продолжается, и мы стремимся к публикации критического текста и перевода (на английском и японском языках). Я выражаю глубокую благодарность доктору Т. Кавагучи за советы по этой статье.

* Эта статья написана на основе доклада, сделанного на Международной научной конференции, посвященной 200-летию выдающегося татарского ученого-просветителя «Научное наследие и общественная деятельность Шигабутдина Марджани» (г. Казань, 20–21 сентября 2018 г.). Кроме того, эта статья частично основана на [34].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляков А.В. Чингисиды в России XV–XVII веков. Просопографическое исследование. Рязань: «Рязань. Мiр», 2011. 512 с.
  2. Березин И. Татарский летописец, Современник Бориса Федоровича Годунова // Москвитянин. 1851. № 24. Кн. 2. С. 543–554.
  3. Березин И. Библиотека восточных историков. Сборник летописей. Татарский текст с русским предисловием. Т. II. Ч. I. Казань: Тип. губернского правления, 1854. VII + 171 с.
  4. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч. II. СПб: Тип. Имп. Академии наук, 1864. XVI + 498 с.
  5. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л.: Изд-во АН СССР, 1934. XII + 224 с.
  6. Гыйләҗетдинов С. Мирастан биш сәхифә. XVII–XIX гасырлар әдәби-тарихи ядкярләре. Казан: Татар. кит. нәшр., 2011. 331 б.
  7. Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV–XIX веков. Пути развития. Рукописи, тексты и источники. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2009. 304 с.
  8. Кавагучи Т., Нагаминэ Х. Некоторые новые данные о «Чингиз-нама» Утемиша-хаджи: в системе историографии в Дашт-и Кипчаке // Золотоордынская цивилизация. Сб. статей. Вып. 3, 2010. С. 44–52.
  9. Қадырғали Жалайыр. Шежірелер Жинағы / Н. Мингулов, Б. Көмеков, С. Өтениязов. Алматы: «Қазақстан», 1997. 128 б.
  10. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата: «Рауан», 1992. 376 с.
  11. Миргалеев И.М. «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи: перспективы изучения // Золотоордынская цивилизация. 2011. Вып. 4. С. 14–19.
  12. Рахимзянов Б. Касимовское ханство (1445–1552 гг.). Очерки истории. Казань: Татар. кн. изд., 2009. 207 с.
  13. Сыздықова Р.Г. Язык “Жами‘ ат-таўāрих” Жалаири. Алма-Ата: Изд. «Наука» Каз. ССР., 1989. 243 с.
  14. Сыздықова Р., Қойгелдиев М. Қадырғали би Қосымұлы және оның Жылнамалар Жинағы. Алматы: «Қазақ университеті», 1991. 272 б.
  15. Трепавлов, В.В. История Ногайской Орды. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001. 752 с.
  16. Трепавлов, В.В. Большая Орда – Тахт эли. Очерк истории. Тула: «Гриф и К», 2010. 112 с.
  17. Трепавлов В.В. Золотая Орда после распада: воспоминания о единстве // Тюркологический сборник 2009–2010. Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2011. С. 360–383.
  18. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII–XVIII вв.. Казань: Изд. Казан. Университета, 1972. 223 с.
  19. Утемиш-хаджи. Кара Таварих / Транскр. И.М. Миргалеева, Э.Г. Сайфетдиновой, З.Т. Хафизова; Пер. И.М. Миргалеева, Э.Г. Сайфетдиновой; Общая и научная ред. И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 312 с.
  20. Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая… // Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, пер., транскр., текстл. примеч., исслед. В.П. Юдина; Подготовила к изданию Ю.Г. Баранова; Коммент. и указ. М.Х. Абусеитовой. Алма-Ата: «Гылым», 1992. С. 14–56.
  21. Юдин В.П. Переход власти к племенным биям и неизвестной династии Токатимуридов в казахских степях в XIV в. (К проблеме восточных письменных источников, степной устной историографии и предыстории Казахского ханства) // Утемиш-хаджи. Чингиз-наме, 1992. С. 57–75.
  22. Anonymous. Daftar-i Chingīz-nāma. MS. Edinburgh University Library. Or. Ms. 614.
  23. Blochet E. Catalogue des manuscrits turcs. Tome II. Supplément. nos 573–1419. Paris: Bibliothèque nationale, 1933. 314 p.
  24. DeWeese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tükles and Conversion to Islam in Histrical and Epic Tradition. Pennsylvania: The Pennsylvania State University Press, 1994. 638 p.
  25. DeWeese D. Chaghatay Literature in the Early Sixteenth Century: Notes on Turkic Translations from the Uzbek Courts of Mawarannahr // Turkish Language, Literature, and History: Travelers’ tales, sultans, and scholars since the eighth century / Eds. by B. Hickman and G. Leiser. London and New York: Routledge, 2016. P. 99–117.
  26. Frank J. Islamic Historiography and ‘Bulghar’ Identity among the Tatars and Bashkirs of Russia. Leiden, Boston, Köln: Brill, 1998. viii + 232 p.
  27. Hamada M. «Shio no gimu» to «seisen» tono aida de [Between the «Duty of Salt» and «Jihād»] // Tōyōshi kenkyū [The Journal of Oriental Researches]. 52. № 2, 1993. P. 122–148.
  28. Hamamoto M. «Seinaru Rosia» no isurām: 17–18 seiki tatāru jin no seikyō kaishū [Islam in Holy Russia: The Tatar Conversion to the Russian Orthodox Church]. Tokyo: University of Tokyo Press, vii + 283 p.
  29. Hofman H.F. Turkish Literature: A Bio-Bibliographical Survey. Section III. Part 1. Vol. 5. Utrecht: The Library of the University of Utrecht, 305 p.
  30. Ischboldin, B. Essays on Tatar History. New Delhi: New Book Society of India, 1963. 184 p.
  31. Ivanics, M., Usmanov M.A. Das Buch der Dschingis-Legende (Däftär-i Čingiz-nāmä). (Vorwort, Einführung, Transkription, Wörterbuch, Faksimiles). Szeged: Dept. of Altaic Studies, University of Szeged, 2002. 324 s.
  32. Kawaguchi T., Nagamine H. Jochi urusu shi saikō [Rethinking the History of «Ulūs-i Jūčī/Jöči»] // Nairiku ajia shi kenkyū [Inner Asian Studies]. № 28, 2013. P. 27–51.
  33. Nagamine H. «Kazaku han koku» keisei shi no saikō: jochi urusu sayoku kara «kazaku han koku» he [Rethinking the Foundation of the «Qazaq Khanate»: From the Left Hand of the «Ulūs-i Jūchī» to the «Qazaq Khanate»] // Tōyō gakuhō [Journal of the Research Department of the Toyo Bunko]. 90. № 4, 2009. P. 1–26.
  34. Nagamine H. Kādhiru arī begu no shisho ni tsuite: Jochi urusu keishō seiken shiryō no shiryō teki kachi to sono rekishi ninshiki [On Qādir ‘Alī Beg’s Historiography: Values as Sources and Historical Perceptions of the Historiographies of Successor States to «Ulūs-i Jūchī/Jöchi»] // Isuramu sekai [The world of Islam]. 81, 2014. P. 1–31.
  35. Ötämiš Ḥājī. Čingīz-nāma / Introduction, Annotated Translation, Transcription and Critical Text by T. Kawaguchi, H. Nagamine; Supervision by M. Sugahara. Tokyo: Research Institute for Language and Cultures of Asia and Africa, 2008. xl + 100 + 46 p.
  36. Otsuka O. «Shūshi» no denshō to juyō no rekishi: mongoru shi kara sekaishi he [The Transmission and Reception of the «Jāmi‘ al-Tawārīkh»: From a History of the Mongols to a History of the World]. Tōyōshi kenkyū [The Journal of Oriental Researches]. Vol. 75. № 2, 2016. P. 68–103.
  37. Otsuka O. Fuhenshi no henbō: Perushia go bunkaken ni okeru kēsē to tenkai [The Transformation of the General Histories in Persianate Societies]. Nagoya: University of Nagoya Press, 2017. x + 444 p.
  38. Qādir ‘Alī Beg. Jāmi‘ al-Tavārīkh, Bibliothèque Nationale. Suppl. Turc 758.
  39. Qādir ‘Alī Beg. Jāmi‘ al-Tavārīkh. British Library. Add. 11,726.
  40. Qādir ‘Alī Beg. Jāmi‘ al-Tavārīkh. Рукопись. Восточный отдел Научной библиотеки им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. Ms. O. 59.
  41. Qādir ‘Alī Beg. Jāmi‘ al-Tavārīkh. Рукопись. Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. T. 40.
  42. Rieu Ch. Catalogue of the Turkish Manuscripts in the British Library. London: the British Library, 1888. 345 p.
  43. Sawada I. Kyōdo: Kodai yūboku kokka no kōbō [Xiongnu: Rise and Fall of the Ancient Nomadic State]. Tokyo: Tōhō shoten, 1996. 213 p.
  44. Uno N. Chingisu kan ke no tsūkon kankē ni mirareru taishō teki kon’in engumi [Symmetric Marriage Alliance in the Marriage Relationships of Chinggis Khan’s Family] // Kokuritsu minzoku hakubutsukan kenkyū hōkoku bessatsu: Yūrashia yūboku shakai no rekishi to genzai [Bulletin of the National Museum of Ethnology Special Issue: History and Present of the Eurasian Nomadic Societies] / Eds by M. Matsubara et al. № 20, 1999. P. 1–68.
  45. Uno N. «Shūshi» no kōsei ni okeru «oguzu kan setsuwa» no imi [The Significance of «the Tale of Oghuz Khan» in the Structure of the «Jāmi‘ al-Tawārīkh»] // Tōyōshi kenkyū [The Journal of Oriental Researches]. 61. № 1, 2002. P. 34–61.
  46. Uno N. Mongoru tēkoku jidai no zōyo to saibunpai [Gift and Redistribution in the Mongol Empire Period] // Yūrashia sōgen kara no messēji: Yūboku kenkyū no saizensen [Message from the Eurasian Steppe: The Front Line of Researches on Nomads] / Eds. by M. Matsubara et al. Tokyo: Heibonsha, 2005. P. 139–162.
  47. Vásáry I. Russian and Tatar Genealogical Sources on the Origin of the Iusupov Family // Harvard Ukrainian Studies. 19, 1995. P. 732–746.
  48. Vásáry I. The Crimean Khanate and the Great Horde (1440s-1500s): A Fight for Primacy // The Crimean Khanate between East and West (15th–18th Century) / Ed. by Denise Klein. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2012. P. 13–26.

Сведения об авторе: Хироюки Нагаминэ ‒ магистр литературы, лектор, отдел общего образования, Национальный институт технологии, Ояма колледж (771, Накакуки, Ояма, Точиги 3230806, Япония). E-mail: h_nagamine@oyama-ct.ac.jp; gamaja.yokaton.13@gmail.com

Поступила  30.11.2018   Принята к публикации 08.02.2019
Опубликована онлайн  29.03.2019