№ 4 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Публикации
Интерпретация истории как идеологический феномен »
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Р.С. Хакимов
(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)
В статье рассматриваются вопросы соотношения истории и идеологии. Наряду с чисто научным подходом, позволяющим дать объективную картину прошедших событий, история активно используется в идеологических целях, что возможно в силу способности героев, событий, символов прошлого мотивировать людей на те или иные действия, консолидировать общество вокруг значимых идей. Вмешательство идеологии в изложение истории нередко приводит к искажению прошлого. Примером такого подхода служит отношение к татарскому фактору в мировой истории. Несмотря на достижения гуманитарных наук, ложная история о татарах, Золотой Орде сохраняется до сегодняшнего дня.
Переписывание истории не всегда является ее искажением или оправданием конкретной политики, оно может быть вызвано потребностью в современной интерпретации прошлого в связи с появлением новых задач. В таком случае переосмысление прошлого становится способом преодоления отсталости общества в той или иной сфере, исправления упущенных возможностей. В России в связи с возвращением к капитализму, всплывают некоторые «родимые пятна» этого строя. Перед Россией стоит задача преодоления Долгого Средневековья через усвоение достижений современной цивилизации.
Ключевые слова: переписывание истории, идеология, Золотая Орда, Россия, Татарстан.
Сведения об авторе: Рафаиль Сибгатович Хакимов – директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, вице-президент АН РТ, академик АН РТ, доктор исторических наук (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); history@tataroved.ru
История деяний Давида, царя Индий (1221): латинский текст, перевод и комментарии »
ИСТОРИЯ ДЕЯНИЙ ДАВИДА, ЦАРЯ ИНДИЙ (1221): ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ, ПЕРЕВОД И КОММЕНТАРИИ
Роман Хаутала
(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)
Настоящая статья содержит латинский текст, перевод на русский язык и комментарии к так называемой «Истории деяний Давида, царя Индий», содержащейся в седьмом послании католического архиепископа Акры Жака де Витри, посланного на запад 18 апреля 1221 года. «История Давида» представляет собой наиболее полную версию отчетов, которые начали циркулировать в лагере участников V Крестового похода в Египте, начиная с января–февраля 1221 года. Эти отчеты содержали смешанное описание военных кампаний хорезмшаха Ала ад-Дин Мухаммеда II, найманского хана Кучлука и Чингиз-хана. Военные действия двух последних исторических лиц были представлены в качестве победоносной военной кампании христианского «царя Давида» и, следовательно, потенциального союзника крестоносцев.
По словам Жака де Витри, «История Давида» была переведена на латынь с арабского языка после того, как она была доставлена принцу Антиохии Боэмунду IV его шпионами из мусульманских стран.
Предваряя текст «Истории», Жак де Витри сообщает, что султан Джазиры ал-Малик ал-Ашраф не смог послать свои войска против крестоносцев в связи с появлением неожиданной военной угрозы на восточных границах его владений. Очевидно, что под этой угрозой архиепископ Акры имел в виду появление монгольских войск Джебе и Субедея в Ираке в конце 1220 года. По словам Жака де Витри, появление этих известий в лагере крестоносцев в Дамиетте имело непосредственное влияние на ход V Крестового похода. Узнав о наступлении «царя Давида» на Ближнем Востоке параллельно с обнадеживающими известиями о грядущем прибытии в Египет императора Фридриха II, крестоносцы Дамиетты заметно воспрянули духом. Под влиянием этих известий и после прибытия подкреплений баварского герцога Людвига I, папский легат Пелагий принял судьбоносное решение о наступлении на Каир, которое привело к полному разгрому крестоносцев в августе 1221 года и окончанию V Крестового похода.
Ключевые слова: V Крестовый поход, западная экспансия монголов, несторианские документы, латинские источники, первые западные сведения о монголах.
Сведения об авторе: Роман Хаутала – старший научный сотрудник Центра исследований истории Золотой Орды им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ; исследователь на историческом отделении гуманитарного факультета Университета Оулу, Ph.D. (история) (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация; 90014, ул. Пентти Кайтера, д. 1, Оулу, Финляндия); virisequisque@hotmail.com
Mirgaleev I.M., Khamidova Ch.I. 50-56
The Study of Jochid Genealogy according to Rashid al-Din’s “Shuab-i Pandjghana” »
ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕАЛОГИИ ДЖУЧИДОВ ПО ДАННЫМ «ШУАБ-И ПАНДЖГАНА» РАШИД АД-ДИНА
И.М. Миргалеев, Ч.И. Хамидова
(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)
Авторы данного исследования описывают генеалогическую рукопись Рашид ад-дина «Шуаб-и панджгана», полученную из архива дворца-музея Топкапы в Стамбуле и содержащую родословные династий «пяти народов». Статья содержит краткое описание предыдущих исследований этой важной работы Рашид ад-дина. Авторы анализируют также информацию о «Шуаб-и панджгана», содержащуюся в исследовании А.П. Григорьева. Авторы представляют свою версию о том, как «Шуаб-и панджгана» оказался в Анатолии, а так же как последняя версия работы Рашид ад-дина соотносится с его знаменитым сочинением «Джами ат-таварих». Исследование ставит целью сравнение данных, представленных в двух работах Рашид ад-дина – «Джами ат-таварих» и «Шуаб-и панджгана», которое показывает разницу между ними. Авторы считают, что информация, собранная для «Джами ат-таварих», была основным источником и для «Шуаб-и панджгана», но потом были внесены некоторые дополнения и исправления. Авторы статьи также делают попытку определить дату, когда эта генеалогия была создана. Они предполагают, что эта генеалогия была составлена позже, чем это принято считать, вывод делается на основе информации, содержащейся в предисловии «Шуаб-и панджгана» и родословных. Также одним из аргументов является то, что во время написания такой масштабной работы как «Джами ат-таварих» трудно было подготовить другие комплексные работы, особенно как родословные. По мнению авторов, факт, что рукопись в настоящее время известна только в одном списке, говорит в пользу той точки зрения, что работа относится к концу жизни автора. Согласно статье, используя «Шуаб-и панджгана», можно проследить генеалогию правителей-батуидов в Золотой Орде, а также мы имеем отличную справочную информацию для изучения генеалогий других ответвлений джучидов.
Ключевые слова: Рашид ад-дин, «Шуаб-и панджгана», «Пять Генеалогий», «Джами ат-таварих», музей Топкапы, Чингиз-хан, Джучи-хан, Узбек-хан.
Сведения об авторах: Ильнур Мидхатович Миргалеев – руководитель Центра исследований истории Золотой Орды им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); dilnur1976@mail.ru
Чулпан Ильдаровна Хамидова – аспирант Центра исследований истории Золотой Орды им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); zahragizza@gmail.com
ПЕРВАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИГА В ЗОЛОТООРДЫНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ – ШЕДЕВР В ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ («АТ-ТУХФЕ ФИ ‘ИЛМ АЛ-ХИСАБ») (1)*
Ихсан Фазлыоглу
(Университет «Меденият», Стамбул)
Автор данной статьи представляет первый установленный пример научной деятельности в Золотой Орде, начавшейся во время правления Узбек-хана. Произведение под названием «Шедевр в вычислительной науке» («Ат-Тухфе фи ‘илм ал-хисаб»), написанное в Золотой Орде на математическую тему, занимает особое место благодаря содержащейся в нем информации. Этот трактат, содержание которого будет раскрыто далее, показывает нам следующее: научная деятельность в Золотой Орде, начатая с принятием ислама, за короткое время принесла результат и заложила основы «прорыва» во время правления Джанибек-хана.
В дальнейшем, автор планирует исследовать и изучить ценность текста для математической науки с исторической точки зрения: вычислительная книга «Ат-Тухфе фи ‘илм ал-хисаб», автор которой неизвестен, была передана Крымскому губернатору и бею правой руки, Абул-Музаффар Гияседдин Тулуктемир бею, во время правления Узбек-хана (1313–1342). После упоминания отличительных черт произведения, автор уделит особое внимание определению чисел, которое приписывается Мухаммеду б. Муса ал-Хорезми и которое, на настоящий момент, не зафиксировано ни в каких других источниках. Автор оспорит способность понимания доказательства, используемого в вычислении, межевании и алгебре, и рассмотрит определения относительно теории чисел. В дальнейшем, автор проанализирует формулы приблизительных значений квадратных и кубических корней иррациональных чисел, предложенных Мухаммедом ал-Хорезми, Абдул-кадиром ал-Багдади и учителем автора, Садуруддином ал-Фарази.
В первой главе, «Научно-философская жизнь в Золотоордынском государстве» (подробно рассматриваемой в данной статье), автор представляет краткое описание политической, экономической и общественной жизни в Улусе Джучи; чтобы перейти к рассмотрению прогресса научной жизни, развивавшейся в тесной связи с исламской культурой, начиная со времени образования Золотой Орды. Автор представляет рассматриваемое произведение в контексте этой обширной темы, коротко описывая его содержание. Целью данной статьи является определение научной среды, которая сделала возможным составление «Ат-Тухфе фи ‘илм ал-хисаб».
Ключевые слова: Золотая Орда, Узбек-хан, математика, алгебра, Дашт-и Кыпчак, ислам.
Сведения об авторе: Ихсан Фазлыоглу – Университет «Меденият», член научного совета Турецкого исторического общества, профессор, Ph.D. (философия) (34700, Уналан, 98, Ускудар, Стамбул, Турция); bilgi@ihsanfazlioglu.net
* Начало статьи. Перевод с турецкого языка Ю.Н. Нагимовой, И.М. Миргалеева.
Ильяс Кемалоглу (Камалов) 69-76
Церковь Марии Монгольской в Стамбуле »
ЦЕРКОВЬ МАРИИ МОНГОЛЬСКОЙ В СТАМБУЛЕ
Ильяс Кемалоглу (Камалов)
(Университет изящных искусств им. Мимар Синана, Стамбул)
На протяжении всей истории Стамбул давал кров многим государствам и цивилизациям. Вследствие этого у города часто сменялись названия, наряду с чем в Стамбуле имеются памятники и храмы, относящиеся к различным религиям и культурам. Наличие в Стамбуле мечетей и синагог, а вместе с ними и множества католических, православных, армянских и протестантских соборов проистекает так же из этой особенности.
Монголы Чингиз хана не владели Стамбулом, но одна из церквей носит название Марии Монгольской. Святую Марию, в честь которой и названа церковь, монголы называли Деспина Хатун. Мария была незаконнорожденной дочерью византийского императора Михаила VIII. Византийские императоры как в отношениях с Золотой Ордой, так и в отношениях с Хулагуидами придавали значение установлению родственных связей и использовали принцесс для проведения сбалансированной политики и угождения ханам. Также и Мария вышла замуж за хулагуида Абаку, а после его смерти вернулась в Стамбул и посвятила себя религии. Построенная здесь по ее приказу и носящая ее имя церковь существует по сей день, привлекая внимание и названием, и историей своего создания.
Ключевые слова: Монголы, Золотая Орда, Византия, Стамбул, Михаил VIII, Абака, Мария Палеолог, Церковь Марии Монгольской.
Сведения об авторе: Ильяс Кемалоглу (Камалов) – доцент исторического отделения Университета изящных искусств им. Мимар Синана, член научного совета Турецкого Исторического Общества, Ph.D. (история) (Силахшёрлер, 71, Бомонти, Стамбул, Турция); ilyaskamal78@mail.ru
Tamgha and the Struggle against It: On the History of Medieval Turkic-mongol Taxation System »
ТАМГА И БОРЬБА С НЕЙ: К ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
Р.Ю. Почекаев
(Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», Санкт-Петербург)
Налог «тамга», впервые появившийся в Монгольской империи в первой половине XIII в., в дальнейшем взимался во всех Чингизидских государствах, а также и в тех государствах, которые возникли после падения чингизидских династий в Поволжье, Иране и Средней Азии. В разных государствах и в разные эпохи ставка налога и объекты налогообложения были различны, однако сам налог использовался вплоть до XVI–XVII вв., несмотря на то, что против него активно выступало мусульманское духовенство, обладавшее значительным влиянием в политической и правовой жизни чингизидских и пост-чингизидских государств.
Столь длительное применение тамги, по мнению автора статьи, свидетельствует о живучести и эффективности «чингизидских» правовых традиций в тюрко-монгольских государствах Евразии, в т.ч. и тех, которые, казалось бы, не были связаны с Чингизидами ни семейными, ни политическими или правовыми узами и даже, напротив, позиционировали себя как противники чингизидских принципов государственного устройства и правового регулирования. Достаточно сказать, что тамга была позаимствована и долгое время использовалась даже в России, положив начало развитию российской таможенной системы.
Автор начинает исследование с выяснения значения термина «тамга», анализирует правовое регулирование взимания тамги (таможенного сбора) в различных государствах и в различные периоды. Подробно рассматривается вопрос о борьбе мусульманского духовенства против использования тамги, причинах и результатах этой борьбы.
Ключевые слова: тамга, налоговая система, тюрко-монгольские государства, традиционное право, Монгольская империя, Крымское ханство, мусульманское право.
Сведения об авторе: Роман Юлианович Почекаев – заведующий кафедрой теории и истории права и государства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, кандидат юридических наук, доцент (198099, ул. Промышленная, 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация); ropot@mail.ru
Хайдаров Т.Ф., Долбин Д.А. 96-112
Вторая пандемия чумы в Золотой Орде и её последствия »
ВТОРАЯ ПАНДЕМИЯ ЧУМЫ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ
Т.Ф. Хайдаров
(Казанский национальный исследовательский
технический университет им. А.Н. Туполева)
Д.А. Долбин
(ФБУН «Казанский НИИ эпидемиологии и микробиологии»)
В статье рассматриваются причины возникновения и последствия протекания второй пандемии чумы для Золотой Орды. Авторы, используя научные данные из биологии, климатологии, медицины и истории, пришли к выводу, что на территории Улуса Джучи изначально существовало множество природных очагов чумы. В исторических источниках не раз отмечались вспышки чумы, но все они имели чисто локальный характер. Распространена была бубонная форма заболевания, характеризовавшаяся более длительным периодом заболевания и незначительным процентом смертности. В середине 1340-х г. на территории Золотой Орды возникла новая форма заболевания – легочная. Именно почернение трупов умерших от этой формы заболевания и дало название всей пандемии – «Черная смерть». Скорость протекания и распространения последней, значительно превышали бубонную форму, фиксировалась 100% летальность среди заболевших. Как показали данные исторических источников, вспышка легочной формы продолжалась на территории Золотой Орды с 1346 по 1349 год.
Авторами статьи доказывается, что одной из важных причин возникновения легочной формы явилось изменение миграционных потоков евразийских грызунов, вызванное исчерпанием пищевых ресурсов в степи и серьезные климатические изменения. Все остальные вспышки «Черной смерти» рассматриваются как продолжение первой волны заболевания, а их появление объясняется активностью двух природных очагов («реликтового северо-западного очага» и нижневолжского). Последствия первой волны были куда менее значительными для Улуса Джучи нежели последующих вспышек заболевания (1364, 1374, 1395). Главными последствиями последующих волн заболевания явилось: окончательное становление 4-х политических центров (Великое княжество Московское, Булгарский и Крымский улус, Кок-Орда), стремящихся к политическому лидерству на пространстве бывшей Золотой Орды, становление новой этнической общности поволжских татар и укрепление позиций ислама.
Ключевые слова: Мамай, Генуя, Крым, Волжская Булгария, Нижнее Поволжье, Средняя Азия, Кок-Орда, ислам.
Сведения об авторах: Тимур Фаритович Хайдаров – старший преподаватель Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева – КАИ, кандидат исторических наук (420111, ул. Карла Маркса, 10, Казань, Российская Федерация); timkh2000@yandex.ru
Дмитрий Александрович Долбин – старший научный сотрудник, ФБУН «Казанский НИИ эпидемиологии и микробиологии» Роспотребнадзора, кандидат биологических наук (420015, ул. Большая Красная, 67, Казань, Российская Федерация); dda_sns@mail.ru
Золотоордынские реликты в грамотах средневековой Молдавии: общий эскиз со случаем «Кишинев» »
ЗОЛОТООРДЫНСКИЕ РЕЛИКТЫ В ГРАМОТАХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МОЛДАВИИ: ОБЩИЙ ЭСКИЗ СО СЛУЧАЕМ «КИШИНЕВ»
Н.Д. Руссев
(Высшая антропологическая школа, Кишинев, Молдова)
Пребывание части молдавских земель в составе Золотой Орды – история хорошо известная, но все еще недостаточно исследованная из-за нехватки данных, прежде всего в составе письменных документов. В статье сделана попытка расширить источниковую базу исследуемой проблематики путем обобщения сведений о татарах из грамот средневековой Молдавии. Автор показывает, что системное изучение содержания сотен сохранившихся памятников дипломатики дает возможность более полной реконструкции местных реалий золотоордынской эпохи. В частности, локализуются улусы отдельных предводителей Улуса Джучи, выясняются направления миграций и основные тенденции общественной трансформации татар в социально-политических условиях молдавской государственности. Анализ отмеченных в грамотах топонимов типа «Кишинев» проливает свет на характер адаптации уцелевшего населения правобережного Поднестровья под властью правителей Молдавии конца XIV – XV вв.
Ключевые слова: татары, татарские страны, молдавские грамоты, Бык, Кишинев, Старый Орхей, Тягянякячу, Кутлубуга, Деметрий.
Сведения об авторе: Николай Дмитриевич Руссев – преподаватель университета «Высшая Антропологическая Школа», доктор исторических наук (MD 2024, ул. Зимбрулуй, 10А, Кишинев, Республика Молдова); nrussev@mail.ru
МОНГОЛЬСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ПРИКАМЬЯ (XIII – НАЧАЛО XIV вв.) (ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ)
К.А. Руденко
(Казанский государственный университет культуры и искусств)
Статья посвящена рассмотрению ключевого момента в истории Европы – началу монгольского вторжения в Европу. Письменных сведений об этих событиях сохранилось мало. Поэтому главными источниками являются археологические материалы. Археологические находки помогают реконструировать процесс завоевания Волжской Булгарии. Это было первое государство, подчиненное монголами в Западном походе.
Выяснить характер изменений в булгарской области Золотой Орды происходивших на протяжении второй половины XIII в. можно по материалам крупных булгарских городов, ставших затем золотоордынскими центрами – Биляру, Болгару, Джукетау, Иски-Казани, а также по материалам сельских поселений. Если материалы городищ свидетельствуют о сохранении как домонгольских традиций, так и о существенных инновациях, то материалы сельских поселений различны и очень индивидуальны. Слабая исследованность селищ золотоордынской эпохи не позволяет делать обобщения и детальный анализ, но на примере нескольких изученных раскопками поселений в Западном Закамье можно определить ряд ведущих направлений в разные периоды истории Золотой Орды.
Ключевые слова: Волжская Булгария, археология, Улус Джучи, Золотая Орда, Монгольская Империя.
Сведения об авторе: Константин Александрович Руденко – профессор Казанского государственного университета культуры и искусств, доктор исторических наук (420059, Оренбургский тракт, 3, Казань, Российская Федерация); murziha@mail.ru
Касимовское царство в памяти татар XIX века »
КАСИМОВСКОЕ ЦАРСТВО В ПАМЯТИ ТАТАР XIX ВЕКА
В.В. Трепавлов
(Институт российской истории Российской академии наук)
В августе 1834 г. мулла соборной мечети в городе Касимове Абдулвахид Смаилев обратился к прихожанам с торжественной речью по случаю совершеннолетия наследника престола. В этой речи он сделал краткий экскурс в историю Касимовского царства, сосредоточившись на перечислении правителей с краткой характеристикой некоторых из них. В тот период профессиональных исследований о Касимовском царстве пока не существовало, а в обобщающих трудах по российской истории (Карамзина, Полевого, Татищева, Щербатова) оно почти полностью игнорировалось. В некоторых татарских семьях велись родословные-шеджере, но они в абсолютном большинстве не фиксировали предков и тем более события ранее XVIII века. Косвенные данные о бытовании в Касимове XV–XVIII вв. восточных книг (по большей части, очевидно, религиозно-назидательного содержания) не дают оснований для утверждения о том, что там существовала письменная фиксация событий местной истории. Наглядными, хотя и малоинформативными свидетельствами событий XVI–XVII вв. служили надгробные надписи. Из них можно было почерпнуть некоторые минимальные познания о прошлых правителях. Сочинение касимовского татарского хрониста Кадыр Али-бека в 1830-х годах, очевидно, не еще не было известно. Источником знаний татар, интересующихся историей, могли служить разыскания местных краеведов (И.Гагина, И.Краснова). Они изредка появлялись на страницах периодики, в том числе в журнале «Отечественные записки». Сравнение этих публикаций с речью Смаилева обнаруживает их взаимосвязь или использование общего источника. Анализ речи муллы приводит к выводу, что отрывочные сведения из изданных к тому времени немногочисленных русских источников и глухие отголоски давней истории в татарской устной и письменной традиции в первой половине XIX в. сложились в итоге в достаточно стройную картину. Она оказалась в целом хронологически верной, но не была насыщена подробностями и изобиловала фактическими ошибками.
Ключевые слова: Касимовское царство, историческая память, газета «Молва», Абдулвахид Смаилев, Вельяминов-Зернов, вассальные цари, царевичи, некрополь.
Сведения об авторе: Вадим Винцерович Трепавлов – главный научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений, доктор исторических наук (117036, ул. Дмитрия Ульянова, 19, Москва, Российская Федерация); trepavlov@yandex.ru
Крым и «императоры Солхата» в 1400–1430 гг.: хронология правления и статус правителей »
КРЫМ И «ИМПЕРАТОРЫ СОЛХАТА» В 1400–1430 гг.:
ХРОНОЛОГИЯ ПРАВЛЕНИЯ И СТАТУС ПРАВИТЕЛЕЙ
В.П. Гулевич
(Аппарат Верховной Рады Украины)
Первая треть XV в. была сложнейшим и основным периодом для зарождения Крымского ханства. Не смотря на важно значение Крыма для Золотой Орды, он был далеким и периферийным ее улусом. Невозможность Сарая контролировать ситуацию на полуострове привела к тому, что эмир Идегей и его ханы вернулись к практике, начатой Токтамыш ханом в конце XIV века и дали согласие на правление в Крыму местного чингизида хана Бека-Суфи из рода Тука-Тимура. Будучи правителем Крымского улуса Бек-Суфи признавал власть сарайских ханов, наместники которых постоянно находились в г. Солхат. Хан Девлет-Берди, родной брат Бек-Суфи хана, тоже получил согласие от Улуг Мухаммада хана на правление в Крыму, но попытался захватить власть в Золотой Орде и проиграл. Таким образом, нет оснований пересматривать дату появления первых крымских ханов и возникновения Крымского ханства с 1442 года на 1420-тые годы. Вопреки принятому мнению об активном вмешательстве великого князя литовского Витовта в дела Золотой Орды, объективный анализ источников для периода 1400–1430 гг. не подтверждает это.
Ключевые слова: 1400–1430 гг., Крымский улус, Крымское ханство, Золотая Орда, хан Бек-Суфи, хан Девлет-Берди, хан Улуг Мухаммад, Солхат, Каффа, политическая история.
Сведения об авторе: Владислав Петрович Гулевич – главный консультант Управления по связям с местными органами власти и органами местного самоуправления Аппарата Верховной Рады Украины, магистр истории (01008, ул. М. Грушевского, 5, Киев, Украина); gulevych_v@ukr.net
Наследие
Каландар-наме. Глава 3. «Восхваление Абу Бакра, повелителя правоверных» »
КАЛАНДАР-НАМЕ. ГЛАВА 3. «ВОСХВАЛЕНИЕ АБУ БАКРА, ПОВЕЛИТЕЛЯ ПРАВОВЕРНЫХ»*
Абу Бакр Каландар
После восхваления и благословления на Пророка Мухаммада, автор в следующих главах восхваляет его четырех праведных заместителей или халифов (ал-хулафа ар-рашидун). Суннитские имам-хатыйбы традиционно во время пятничных и праздничных проповедей придерживаются такого порядка, как и суннитские авторы в своих богословских, а иногда и литературных, произведениях. Первым из праведных халифов был Абу Бакр (573–634 г.), ближайший соратник Пророка ислама, его друг и тесть. Его полное имя ‘Абдаллах ибн ‘Усман ат-Тайми, но более известен он как Абу Бакр ас-Сиддик. Он является с точки зрения суннитов самым выдающимся сподвижником Пророка Мухаммада.
* Продолжение. Начало см.: Золотоордынское обозрение. 2014. № 2(4). С.243–252; № 3(5). С.207–214. Перевод с персидского языка выполнен М.Р.Исмагиловой, аспиранткой, научная редакция перевода и комментарии осуществлены Д.А.Шагавиевым, заведующим отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань).
Рецензии
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ХРАПАЧЕВСКОГО Р.П. «ПОЛОВЦЫ-КУНЫ В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ МЕЖДУРЕЧЬЕ (ПО ДАННЫМ КИТАЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ)»
Ж.М. Сабитов
(Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева)
В 2013 году вышла монография Р.П. Храпачевского «Половцы-куны в Волго-Уральском междуречье (по данным китайских источников)». В рецензии отмечены все недостатки и достоинства работы. Единственными двумя выигрышными моментами в рецензируемой работе являются: полный перевод жизнеописания Тутука на русский язык и более расширенная аргументация тезиса о правильном прочтении имени далекого предка Тутука (Цюй-нянь «Кунан», а не Цюй-чу). В остальном же, рецензируемая работа содержит большое количество ошибок, которые сводят на нет те выигрышные моменты, отмеченные нами выше. Стоит отметить, что в плане историографии Храпачевский Р.П. не учитывает и не использует множество работ по кипчакам, можно назвать работы Ахинжанова С.М., Пелльо П. и многих других. Также перспективной точкой зрения является гипотеза о том, что Хунань (глава племени Цзубу) идентичен Кунану (предок Тутука). Гипотеза Р.П. Храпачевского о том, что это два разных человека не аргументирована. Он в своей монографии выдвинул следующие тезисы: настоящее имя предка Тутука не Цюй-чу (Кучук), а Цюй-нянь (Кун-йан в интерпретации Храпачевского Р.П.). Кунйан переводится как «образец (пример) кунов». Кунйан был предводителем племени кунов, а род Тутука (потомок Кунйана) назывался кун. Инасы, внук Кунйана родился около 1115–1120 годов и умер между 1208 и 1217 годами, а Кунйан родился в середине XI века, и возглавил миграции кунов. Орда Инасы впервые столкнулась с монголами в 1208–1210 годах из-за бегства к ним меркита Худу. Часть орды Инасы («кунов») подчинилась монголам после смерти Инасы. Часть кипчаков-кунов, из бывшей орды Инасы-хана бежала на Южный Урал, где стала предками башкир суун-кипчаков, так как башкирское произношение суун-кипчак является хъыун-кипчак (хъыун похоже на кун). Тезисы, выдвинутые Храпачевским Р.П., противоречат данным первоисточников и гипотезам других авторам, изучавших кипчаков. Судя по данным Юань Ши и Насави, племя из которого происходил Кунан называлось байаут.
Ключевые слова: Половцы, Кунйан, Инасы, Тутук, куны, байаут, кипчаки.
Сведения об авторе: Жаксылык Муратович Сабитов – доцент кафедры политологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Ph.D. (философия) (010008, Мунайтпасова, 5, Астана, Казахстан); babasan@yandex.ru
Хроника
Круглый стол «Орда-базар: кочевая ставка или кочевой город» (Казань, 13 мая 2014 г.) »
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ОРДА-БАЗАР: КОЧЕВАЯ СТАВКА ИЛИ КОЧЕВОЙ ГОРОД»
(Казань, 13 мая 2014 г.)
Э.Г. Сайфетдинова
(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)
13 мая 2014 года состоялся Круглый стол из серии «Феномен Золотой Орды» на тему «Орда-базар: кочевая ставка или кочевой город». Участниками Круглого стола стали И.М. Миргалеев, Д.М. Исхаков, И.Л. Измайлов, Р.М. Валеев, Э.Г. Сайфетдинова, А.И. Бугарчев, аспиранты и соискатели Центра исследований истории Золотой Орды им. М.А. Усманова.
Началось мероприятие с выступления руководителя Центра И.М. Миргалеева, который предложил обсудить следующие вопросы: Орда, Орда-базар – это город? Или же кочующая ставка хана? Как относиться к сведениям источников? М.С. Гатин отметил, что необходимо более четко определить понятия «кочевой город» и «кочевая ставка». Может быть, это просто была Орда, ведь если вспомнить русские летописи, они едут именно в «Орду, к хану». И.Л. Измайлов парировал доводы М.С. Гатина и заметил: «Даже если они едут в Сарай, они все равно пишут в Орду, так что здесь не обязательно, что они едут в кочевую ставку. Орда – это общее наименование, куда они едут. Д.М. Исхаков отметил: «Что касается понятий и определений, «Орда-базар» и «Орда» – это не одно и то же. Более того, в источниках мы видим, что существовала должность «базарский князь», которая управляла этим институтом (базаром), функционировавшим внутри Орды. Я думаю, что определенная связь между Ордой и Ордой-базаром существовала. Э.Г. Сайфетдинова отметила, что в «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи упоминается название Орда-базар. В разделе об избрании Малика Тимура ханом, говорится, что когда он взошел на трон, читалась проповедь в Орда-базаре. Р.М. Валеев подчеркнул, что для определения статуса Орда-базара важно обратить внимание на чеканку монет. Например, для XIII века названия «Орда-базар» – нет, а для XIV века – есть, хотя бы в виде центра монетной чеканки. Это говорит о том, что особенно к концу XIV века усиливается кочевая сторона как политический и экономический центр. А.И. Бугарчев добавил: «В XIII веке было одно понятие «Орды», в XIV веке «Орда» появляется на монетах. Мы до сих пор не знаем, был ли это один монетный двор или несколько монетных дворов. Поэтому, когда мы говорим об Орде-базаре, надо уточнить, какую эпоху мы имеем в виду».
В заключительной части мероприятия был определен круг проблем, которые можно предложить к обсуждению и проводить такие заседания регулярно. Так, участниками Круглого стола была отмечена необходимость тесного взаимосотрудничества ученых вокруг проблемных вопросов, касающихся истории Золотой Орды. Полную стенограмму Круглого стола читайте в следующем номере.
Сведения об авторе: Эльмира Гаделзяновна Сайфетдинова – старший научный сотрудник Центра исследований истории Золотой Орды им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); аdulya2@yandex.ru
ОТЧЕТ О МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МОБИЛЬНОСТЬ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ В МОНГОЛЬСКОЙ ЕВРАЗИИ»
(Иерусалим, 29 июня – 1 июля 2014 г.)
Роман Хаутала
(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)
Статья содержит отчет о международной конференции “Мобильность и преобразования: экономические и культурные обмены в монгольской Евразии”, прошедшей в Иерусалиме с 29 июня по 1 июля 2014 года. Конференция была организована Институтом перспективных исследований Израиля при Еврейском университете в Иерусалиме.
Главной темой конференции был поиск ответа на вопрос: как различные формы мобильности, то есть миграции больших групп людей и широкое распространение идей и артефактов, повлияли на формирование межкультурных обменов в империи монголов XIII–XIV веков, и насколько велико было влияние этих трансформаций? В частности, особое внимание на конференции было уделено реконструкции культурных, торговых, религиозных и интеллектуальных обменов внутри империи монголов.
Участники конференции представили свои доклады на отдельных тематических панелях, которые автор статьи описывает раздельно, включая и краткое изложение докладов каждого участника конференции.
В определенной степени, состав участников конференции отражает актуальные интересы современных исследователей империи монголов. Доклады по юаньскому Китаю, очевидно, преобладали на конференции, хотя немало внимания было уделено и хулагуидскому Ирану. Отдельная панель была посвящена чагатайскому улусу, что, вероятно, является отражением исследовательских интересов непосредственных организаторов конференции. За исключением доклада по экономическому развитию Руси, улусу Джучи были посвящены только выступления исследователей российского происхождения и венгерского докладчика, что, в свою очередь, является отражением уровня популярности золотоордынских исследований среди западных историков.
Ключевые слова: история монгольской империи, международная конференция, Институт перспективных исследований Израиля, Еврейский университет в Иерусалиме, актуальные интересы современных исследователей.
Сведения об авторе: Роман Хаутала – старший научный сотрудник Центра исследований истории Золотой Орды им. М.А. Усманова Института истории им. Ш.Марджани АН РТ; исследователь на историческом отделении гуманитарного факультета Университета Оулу, Ph.D. (история) (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация; 90014, ул. Пентти Кайтера, д. 1, Оулу, Финляндия); virisequisque@hotmail.com