2019. Т. 7, № 3. Донина Л.Н., Суслова С.В.

2019. Т. 7, № 3. С. 461-484

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2019-7-3.461-484

   О ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ТРАДИЦИЯХ
В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ КАЗАНСКИХ ТАТАР:
НА ПРИМЕРЕ ФИЛИГРАННЫХ МИНДАЛЕВИДНЫХ СЕРЁГ

Л.Н. Донина 1, С.В. Суслова 2
1, 2 Институт истории им. Ш.Марджани
Академии наук Республики Татарстан
Казань, Российская Федерация
1 lis.art@mail.ru
2 sv_suslova@mail.ru

Цель: выявление джучидских ювелирных традиций в искусстве казанско-татар­ской филиграни на примере этноспецифического элемента традиционной культуры волго-уральских татар – миндалевидных филигранных серег.
Материалы исследования: основными источниками являются массовые музейные и полевые этнографические и археологические материалы, собранные авторами в рамках масштабных академических проектов. Это «Историко-этногра­фический атлас татарского народа» (1971–1990 гг.) и «Ювелирные украшения тюркских народов Евразии: общее и особенное» (Российский фонд фундаментальных исследований №13-06-97056, 2013–2014 гг.).
Результаты и научная новизна: в статье впервые проведен ретроспективный историко-этнологический и технико-технологический анализ миндалевидных филиг­ран­ных серёг, являющихся маркером татарской национальной культуры. Это впервые позволило атрибутировать некоторые известные археолого-этнографические ар­те­факты. Истоки формирования серег в значительной степени связаны с золо­тоор­дынским периодом этнокультурной истории народа, прежде всего казанских татар. Технологические и орнаментальные традиции золотоордынской филиграни сохра­нились на всех этапах их формирования. Самые ранние образцы джучидской филиграни известны в миндалевидных серьгах XIV века из могильника в ок­рест­ностях г. Булгара. Современная макрофотосъемка позволила определить техно­логию изготовления археологических артефактов – близких аналогов казанско-татарским серьгам, датированных нами XV–XVI вв. Это ажурная филигрань (канитель) без основы. Она отражает процесс интеграции золотоордынских элементов (завиток в один оборот) и технологических приёмов (ажурная филигрань без основы) в ювелирное искусство казанских татар через посредство традиций булгарской филиграни. Золотоордынские традиции доминируют и в массивных миндалевидных височно-нагрудных украшениях: они также изготовлены из вальцованной скани; завитки филиграни выполнены в один оборот; внешний каркас изделий изготовлен из трех валь­цованных проволок. Подобные крупные формы украшений больше соответствуют не кочевническим традициям, а монументальным формам городского костюма средневековой знати XVI–XVIII вв. Традиции джучидской спиральной филиграни в татарских серьгах миндалевидного типа, как и в искусстве казанско-татарской филиграни в целом, сохранялись вплоть до начала XX в.

Ключевые слова: Золотая Орда, Волжская Булгария, Казанское ханство, татары, технология филиграни, орнамент

Для цитирования: Донина Л.Н., Суслова С.В. О золотоордынских традициях в ювелирном искусстве казанских татар: на примере филигранных миндалевидных серёг // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 3. С. 461–484. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-3.461-484

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акчурина З.А., Ефимова А.М., Смирнов А.П., Хованская О.С. Исследование города Болгара // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. XXVII. М.-Л.: Издательство Академии наук, 1949. С. 149–157.
  2. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1975. 215 с.
  3. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. Казань: Татарское книжное издательство, 2002. 103 с.
  4. Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань: ТАТГОСИЗДАТ,1953. 383 с.
  5. Ефимова А.М. Кладбище на окраине посада города Болгара // Города Поволжья в Средние века. М.: Издательство «Наука», 1974. С. 24–28.
  6. Ефимова А.М. Могильник на Бабьем бугре городища Болгары // Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Том. III. Материалы и исследования по археологии СССР. №80. М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. С. 169–193.
  7. Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Казахская национальная одежда. Алма-Ата: Наука, 1964. 178 с.
  8. Иванов С.В., Махова Е.И. Художественная обработка металла // Народное декоративно-прикладное искусство киргизов. М.: Наука, 1968. С. 96–122.
  9. Каримова Р.Р. Элементы убранства и аксессуары костюма кочевников Золотой Орды (типология и социокультурная интерпретация). Казань: Институт истории АН РТ, 2013. 212 с.
  10. Крамаровский М. Г. К истокам казанской скани // Средневековая Казань: возникновение и развитие. Материалы Международной научной конференции. Казань, 1−3 июля 1999 г. / Отв. ред. Ф.Ш. Хузин. Казань: Мастер-Лайн, 2000. С. 272–278.
  11. Крыласова Н.Б. История Прикамского костюма: костюм средневекового населения Пермского Предуралья. Пермь: ПГПУ, 2001. 257 с.
  12. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Зауральские башкиры // Археология и этнография Башкирии. Т.1. Уфа: БФАН СССР, 1962. С. 171–268.
  13. Маршак Б.И. Скань XIII века на Ближнем Востоке // Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. XLVII. Л., 1982. С. 63–66.
  14. Михайлова Е.А. Съемные украшения народов Сибири // Украшения народов Сибири. СПб.: МАЭ РАН, 2005. С. 12–120.
  15. Первухин Н.Г. Опыт археологического исследования Глазовского уезда Вятской губернии // Материалы по археологии восточных губерний России. Выпуск II. / Под ред. Гр. Уваровой. М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1896. С. 13–121.
  16. Полякова Г.Ф. О датировке некоторых типов ювелирных изделий из Волжской Болгарии // Научное наследие А.П. Смирнова и современные проблемы археологии Волго-Камья. Материалы научной конференции. Труды Государственного исторического музея. Вып. №122. М., 2000. С. 232–237.
  17. Смирнов А.П. Волжские булгары. М.: Издание Государственного исторического музея, 1951. 275 с.
  18. Сокровища Золотой Орды. Каталог выставки. СПб.: Славия, 2000. 345 с.
  19. Суслова С.В. Женские украшения казанских татар середины XIX – начала XX в. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1980. 120 с.
  20. Суслова С.В. История костюма тюркских народов (этнографическое исследование татарской народной одежды). Астана: Сарыарка, 2011. 286 с.
  21. Суслова С.В. Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX – начало XX вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: ФӘН, 2000. 312 с.
  22. Халикова Е.А. Больше-Тиганский могильник // Советская археология. 1976. №2. С. 158–178.
  23. Халикова Е.А. Зауральские истоки культуры протовенгров // Этнокультурные связи населения Урала и Поволжья с Сибирью, Средней Азией и Казахстаном в эпоху железа. Уфа, 1976. С. 52–53.
  24. Шитова С.Н. Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. 1. Уфа: БФАН СССР, 1962. С. 283–302.
  25. Boyer М. Mongol Jewellery. Nationalmuseets skrifter, Etnografisk Række, V. København, 1952. 223 p.

Сведения об авторах: Лариса Николаевна Донина – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация). E-mail: lis.art@mail.ru

Светлана Владимировна Суслова – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш.Мард­жани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация). E-mail: sv_suslova@mail.ru

Поступила  22.05.2019   Принята к публикации   20.08.2019
Опубликована онлайн   29.09.2019