2021. Т. 9, № 3. Салитова Ф.Ш.

2021. Т. 9, № 3. С. 460-477

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2021-9-3.460-477

   РОЛЬ МУЗЫКИ В СИСТЕМЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
И КУЛЬТУРЫ ПРЕДКОВ ТАТАР В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Ф.Ш. Салитова
Гжельский государственный университет
Гжель, Российская Федерация
faridamail@bk.ru

Цель исследования: выявить специфику народных и профессиональных музы-кальных традиций и раскрыть их нравственно-эстетическую значимость в жизни предков татар в эпоху Средневековья.
Материалы исследования: методологическая основа работы базируется на об-щенаучных методах анализа, синтеза, обобщения и основных методах исторического исследования: историко-сравнительный метод, метод исторической периодизации. Обращение к принципу историзма обусловило привлечение к анализу достаточно значительное количество исторических источников, освещающих процессы становления и развития музыкальной культуры предков татар от истоков до середины XVI века, а также результаты археологических и этнографических исследований, отраженные в монографиях, статьях и других научных публикациях. Основными материалами, послужившими источниками сведений о становлении и развитии музыкальной культуры предков татар в эпоху Средневековья, являются памятники устного и письменного поэтического творчества (эпические сказания древних тюрков, дастан «Идегей», поэмы Мухаммедьяра и др.), записки арабских и европейских путешественников (Ахмед ибн Фадлан, Ибн Даста, Гийом де Рубрук, Иоанн де Плано Карпини). Некоторые аспекты данного феномена рассмотрены в ряде исторических, музыковедческих и этномузыкологических исследований (М. Худяков, Л. Гумилев, М. Нигмедзянов, Г. Макаров, Г. Сайфуллина и др.).
Результаты и научная новизна: исследование выявило, что истоки музыкальных традиций татарского этноса, формировавшегося преимущественно в регионе Среднего Поволжья, восходят к общетюркским архаическим видам художественного творчества. В дальнейшем, музыкальное искусство в Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанском ханстве выступало в качестве неизменного атрибута общественно значимых и бытовых форм художественной деятельности предков татар (культовая, придворная, военная, фольклорная). В эпоху Средневековья отмечалось активное развитие многообразных жанров как вокальной, так и инструментальной музыки, устойчивый самобытный базис которой заметно обогащался новыми интонациями и ритмами, исходящими из арсенала музыкальных традиций различных этносов. Особую миссию в духовной жизни социума выполняли виды и жанры духовного и светского поэтического творчества, тесно связанные с музыкой (распевное исполнение, в том числе с инструментальным сопровождением). Они являлись эффективным средством нравственно-эстетического воспитания, совмещая разнообразные педагогические функции с сильным эмоциональным воздействием. К XVI веку музыкальная культура татарского народа сформировалось в целостную и разветвленную систему, отличающуюся самобытностью и непревзойденной художественной ценностью.

Ключевые слова: Средневековье, предки татар, народные и профессиональные музыкальные традиции

Для цитирования: Салитова Ф.Ш. Роль музыки в системе духовных ценностей и культуры предков татар в эпоху средневековья // Золотоордынское обозрение. 2021. Т. 9, № 3. С. 460–477. DOI: 10.22378/2313-6197.2021-9-3.460-477

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антология китайской поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. Т. 2. 376 с.
  2. Ахунов А.М. История татарской музыки. Режим доступа: https://www.tatshop.ru
    /blog/169-istoriya-tatarskoj-muzyki (дата обращения: 02.09.2021).
  3. Баласагуни Ю. Благодатное знание. М.: Наука, 1983. 558 с.
  4. Бояркин Н.И. Древние звуковые комплексы восточных финнов (по археологическим материалам) // Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. / Редкол.: Н.И. Бояркин (отв. ред.), Л.Б. Бояркина (сост.) и др. Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та, 2008. С. 23–69.
  5. Гафиуллина К.Н. Культ горы в древнетюркской мифологии и его отражение в устном творчестве татарского народа // Древнетюркский мир: история и традиции. Материалы одноименной научной конференции. Казань, 24–25 января 2001 г. Казань, 2002. С. 68–74.
  6. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Изд-во «Тов-во Клышников и Комаров», 1993. 526 с.]
  7. Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М.: Изд. вост. лит., 1960. 335 с.
  8. Идегей: татарский народный эпос / Пер. С. Липкина. Казань: Татар. кн. изд-во, 1990. 256 с.
  9. Из «Диван лугат ат-турк» Махмуда Ал-Кашгари: [Фрагменты] // Поэзия древних тюрков VI–XII веков / Сост. И.В. Стеблева; поэт. пер. А. Преловского. М.: Изд-во «Раритет», 1993. С. 111–147.
  10. 10. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али-Ахмеда бен Омар Ибн-Даста / Пер. Д.А. Хвольсона. СПб: Акад. наук. 1869. ХIV. 199 с.
  11. Казанская история / Подг. текста, вступ. ст., прим. Г.И. Моисеевой; под ред. В.П. Андрианова-Перетц. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 195 с.
  12. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков: Изд-во Харьковск. ун-та, 1956. 347 с.
  13. Кул Гали. Сказание о Йусуфе / Пер. С. Иванова. Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. 254 с.
  14. Макаров Г.М. Музыка старотатарской письменной поэзии как составная часть средневековой элитарной культуры Волго-Камского региона // Музыка. Искусство, наука, практика. № 1 (13). 2016. С. 29–40.
  15. Менандр // Византийские историки / Пер. и прим. Г.С.Дестуниса. СПб., 1860. Режим доступа: http://www.krotov.info/acts/05/marsel/ist_viz_00.htm (дата обращения: 27.04.2018).
  16. Мухаммедьяр. Тухфаи мардан. Нуры содур=Дар мужей. Свет сердец. Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. 150 с. Режим доступа: https://yadi.sk/i/RYjDYhajqdJy7 2016 (дата обращения: 10.06.2018) (на тат. яз.).
  17. 17. Напольских В.В. Булгарская эпоха в истории финно-угорских народов Поволжья и Предуралья // История татар с древнейших времен: в VII т., Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь / гл. ред. М.А. Усманов, Р.С. Хакимов. Казань: Изд-во «РухИЛ», 2006. С. 100–115.
  18. Нигмедзянов М., Вайнер И. Музыкальный инструмент из Нового Сарая // Советская археология. 1965. № 2. С. 282–283.
  19. 19. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни. Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. 240 с.
  20. Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Под ред. Н.П. Шастиной. М.: Географгиз, 1957. 270 с.
  21. Сайфуллина Г.Р. Художественная культура татар-мусульман: взгляд со стороны // Tatarica. 2014. № 1. С. 222–226.
  22. Салитова Ф.Ш. Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: полиэтнический аспект // Сервис+. 2016. № 3. Т. 10. С. 68–76.
  23. Симокатта Феофилакт. История. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. 224 с.
  24. Урманче Ф.И. Тюркский героический эпос. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 2015. 448 с.
  25. 25. Хлебникова Т.А. Гончарное производство волжских болгар Х – начала ХIII вв. // Труды Куйбышевской археологической экспедиции. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 152.
  26. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. Казань: Гос. изд-во, 1923. 310 с.
  27. Шаяхметова А.К. К вопросу о музыкальной эстетике Корана // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 233–236. Режим доступа: https://cyberleninka.ru
    /article/n/k-voprosu-o-muzykalnoy-estetike-korana (дата обращения: 06.08.2018).

Сведения об авторе: Фэридэ Шарифовна Салитова – доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор кафедры психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Гжельский государственный университет» (140155, пос. Электроизолятор, д. 67, Раменский р-н, Московская обл., Российская Федерация). E-mail: faridamail@bk.ru

Поступила  17.05.2021   Принята к публикации  10.08.2021
Опубликована онлайн 29.09.2021