2022. Т. 10, № 2. Татауров С.Ф.

2022. Т. 10, № 2. С. 379-390

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2022-10-2.379-390

   ИСЛАМ В ТОМСКОМ ПРИОБЬЕ ОТ XIII К XVIII ВЕКУ –
ОТ ГИПОТЕЗ К РЕАЛЬНОСТИ

С.Ф. Татауров
Институт археологии и этнографии
Сибирского отделения РАН
Омск, Российская Федерация
tatsf2008@rambler.ru

Цель исследования: в статье рассматривается вопрос о времени распространения ислама в Томском Приобье. В данном сообщении анализируется не столько ранняя дата (XIII в.) его проникновения, сколько события, связанные с присоединением Западной Сибири к российскому государству. Политика Москвы в отношении аборигенного населения была гибкой и учитывала всю сложность этнической картины присоединенных земель. Спустя сравнительно короткое время население региона оказалось расколотым на христианский (православный) и исламский миры.
Материалы исследования: археологические комплексы этого времени свидетельствуют об этом процессе и на фоне ограниченного количества письменных источников позволяют прояснить время и место приобщения населения к новым религиям. Но необходимо учитывать все нюансы, все доступные для анализа материалы, чтобы не создать ложного представления об исторических процессах, не поддаться желанию удревнить распространение ислама в этом регионе. При определении конфессиональной принадлежности умерших нельзя ограничиваться двумя признаками, необходимо учитывать как мировые каноны ислама, так и его сибирские региональные особенности. Тоянов городок – один из известнейших памятников времени присоединения Сибири к Российскому государству. Его исследования начались во второй половине XIX в. и продолжаются в настоящее время. К сожалению, многие материалы разрознены, хранятся в разных музеях Российской Федерации и за рубежом. В основу моего сообщения легли материалы раскопок могильника Тоянов городок известного отечественного археолога М.П. Грязнова в 1924 г., хранящиеся в фонде М.П. Грязнова в Музее археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Показан высокий уровень проведения раскопок и оформления полученного материала.
Результаты исследования: на основе анализа имеющихся материалов делается вывод – данный памятник нельзя считать «одним из самых ранних памятников ислама в Нижнем Притомье», это – могильник домусульманского периода. Соответствующая ситуация и с распространением этой религии в данном регионе – при возможности его проникновения еще в XIII в., формирование мусульманских общин происходит только в XVII в., после вхождения Западной Сибири в состав Российского государства.

Ключевые слова: Западная Сибирь, томские татары, ислам, археология, история, погребальный обряд

Для цитирования: Татауров С.Ф. Ислам в Томском Приобье от XIII к XVIII веку – от гипотез к реальности // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 379–390. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.379-390

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск: Издательство Томского университета, 1960. 151 с.
  2. Водясов Е.В. Мусульмане «Тоянова городка» // Томский журнал ЛИНГ и АНТР. Tomsk Journal LING & ANTHRO. 2020. 1 (27). С. 101–113.
  3. Водясов Е.В., Зайцева О.В. Первые мусульмане в Томском Приобье: гипотезы и дискуссии // Былые годы, 2018. Вып.50 (4). С. 1347–1353.
  4. Грязнов М.П. Дневник раскопок Тоянова городка, произведенных в 1924 г. // Из истории Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1976. Вып. 19. С. 73–89.
  5. Емельянов Н.Ф. Этнический и численный состав коренного населения Томского края в XVII – первой половине XIX вв. // Из истории Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1976. Вып. 19. С. 90–107.
  6. Исхаков Д.М. Институт сеййидов в Улусе Джучи и позднезолотоордынских тюрко-татарских государствах. Казань: Фэн, 2011. 228 с.
  7. Корусенко М.А. Погребальный обряд тюркского населениянизовьев р. Тара в XVII–XX вв.: опыт анализа структуры и содержания. Новосибирск: Наука, 2003. 192 с. (Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума; Т.7)
  8. Корусенко М.А., Татауров С.Ф. Планиграфия и ориентация татарских поселений и могильников в низовьях р. Тары // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума (культура тарских татар). Новосибирск, 1997. Т. 2. С. 91–118.
  9. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального / А.Г. Селезнев [и др.]. М.:Изд. Дом Марджани, 2009. 216 с.
  10. Маслюженко Д.Н. Деятельность суфийских орденов на территории Тюменского и Сибирского ханств // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2 (34). С. 5–9.
  11. Плетнева Л.М. Тоянов Городок (по раскопкам М.П. Грязнова в 1924 г.) // Из истории Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1976. Вып. 19. С. 65–72.
  12. Соболев В.И. История сибирских ханств (по археологическим материалам) Новосибирск, Наука, 2008. 356 с.
  13. Татауров С.Ф. Материалы исследований Тоянова городка М.П. Грязновым в архиве МАЭ ОмГУ // VIII исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Сборник научных трудов. Омск, «Амфора», 2012. С. 193–196.
  14. Татауров С.Ф. Тоянов Городок на этнополитической карте Сибирского ханства // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 3. С. 497–508. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-3.497-508.
  15. Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI – первой четверти XIX вв. Томск: Изд-во ТГУ, 1980. 276 с.
  16. Тычинских З.А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар (XVII–XIX вв.). Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. 288 с.
  17. Чиндина Л.А. О погребальном обряде поздних могильников Нарымского Приобья // Из истории Сибири. Вып. 16. Томск, 1975. С. 61–93.
  18. Ярков А.П. «…сродники во всем тамошним народом содержали еще идолопоклонческое суеверие» (об исламе на страницах монографии) // Исламоведение. 2020. Т. 11, № 1. С. 112–119.

Сведения об авторе: Сергей Филиппович Татауров – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (644024, пр. К. Маркса, 15/1, Омск, Российская Федерация); ORCID: 0000-0001-6824-7294. E-mail: tatsf2008@rambler.ru

Поступила  18.02.2022   Принята к публикации  24.05.2022
Опубликована онлайн 29.06.2022