2022. Т. 10, № 2. Маликов А.М., Торланбаева К.У.

2022. Т. 10, № 2. С. 391-413

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2022-10-2.391-413

   НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШЕЙБАНИ-ХАНА И МОНУМЕНТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В САМАРКАНДЕ В НАЧАЛЕ XVI ВЕКА

А.М. Маликов 1, К.У. Торланбаева 2
1 Университет Палацкого
Оломоуц, Чешская Республика
azimmal2018@gmail.com
2 Независимый исследователь
Алматы, Республика Казахстан
torlanbayeva@mail.ru

Цель исследования: проанализировать культурную идентичность и политику Шейбани-хана по благоустройству Самарканда и выявить истоки культурных традиций в архитектурном строительстве в Самарканде в начале XVI века.
Материалы исследования: использованы сочинения среднеазиатских, персидских, тюркских авторов XVI в.: Мухаммад Салиха, Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани, Шейбани-хана, Хафиз Таныша Бухари, архивные материалы Л.Маньковской, М.Массона из Центрального Государственного архива Республики Узбекистан. Также подробно анализируются публикации российских, советских, пост-советских и зарубежных специалистов по истории Шейбани-хана – В.Бартольда, А.Семенова, Р.Мукминовой, Г.Пугаченковой, Б.Ахмедова, А.Акрамова, Р.Джалиловой, А.Бодро­глигетти, М.Сабтельни, Р.Макчесни, Я.Карасоя, Т.Султанова, Д.ДиУиса, Ф.Шварца, К.Байпакова, Е.Смагулова, Б.Бабаджанова, А.Муминова, Б.Норика, С.Аджигали и др.
Результаты и научная новизна: Шейбани-хан, обладая определенными знаниями в области исламского богословия, права, тюркской и персидской поэзии, продолжал культурные традиции присырдарьинских районов Улуса Джучи и Хорезма, которые он адаптировал к условиям тимуридского общества Мавераннахра. В отличие от представителей династии Тимуридов он демонстративно занимался богословскими вопросами и поддерживал значение тюркского языка как средства пропаганды своей власти в Мавераннахре и Хорасане.
В мемориальном строительстве в Самарканде Шейбани-хан основал суфу – семейный некрополь отличавшийся простотой от роскошных мавзолеев Тимуридов. Он сочетал в себе определенные традиции мемориальной архитектуры Дешт-и Кыпчака и погребальных сооружений – дахм высшего духовенства Бухары и Самарканда. Сооружение медресе Шейбани-хана в историческом центре Самарканда недалеко от медресе, основанного представительницей чингизидской династии и старшей женой Тимура – Сарай-мульк ханым имело не только символическое значение, но и служило юридическим, богословским центром его государства. В источниках нет сведений о благоустройстве Шейбани-ханом крупнейших исламских святилищ Самарканда. Вместе с тем Шейбани-хан продолжил тимуридские традиции строительства садово-парковых комплексов в Самарканде и возводил гражданские сооружения в виде моста-вододелителя.

Ключевые слова: Золотая Орда, Шибаниды, Центральная Азия, Дешт-и Кыпчак, Самарканд, дискурсы, легитимация, мемориальная архитектура

Для цитирования: Маликов А.М., Торланбаева К.У. Некоторые особенности культурной идентичности Шейбани-хана и монументальное строительство в Самарканде в начале XVI века // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 391–413. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.391-413

Благодарности: Исследование по теме статьи было осуществлено благодаря гранту European Regional Development Fund – Project “Sinophone Borderlands: Interaction at the Edges” CZ.02.1.01/0.0/0.0/16_019/0000791.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов М.М., Пугаченкова Г.А. Наука, культура, искусство, архитектура // История Самарканда. Т. 1. Ташкент: Фан, 1969, С. 287–302
  2. Аджигали С.Е. Архитектура кочевников–феномен истории и культуры Евразии (памятники Арало-Каспийского региона). Алматы: Научно-издательский центр «Гылым», 2002. 654 с.
  3. Акрамов А.М. Введение // Таварих-и гузида Нусрат-наме. Исследование, критический текст А.М. Акрамова. Ташкент, 1967. С. 7–12.
  4. Алимов У.А. История садово-паркового хозяйства Самарканда XIV–XV вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ташкент,1974. 44 с.
  5. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. М.: Наука, 1965. 196 с.
  6. Ахмедов Б.А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI–XVIII вв. (письменные памятники). Ташкент: Фан, 1985. 263 с.
  7. Бабур-наме. Перевод М.А. Салье. Общая редакция и доработка С.А. Азимджановой. Издание второе, доработанное. Ташкент, 1992. 463 с.
  8. Байпаков К.М. Исламская археологическая архитектура и археология Казахстана. Алматы-Самарканд: МИЦАИ, 2012. 283 с.
  9. Бартольд В.В. Сочинения. Том. II. Часть 1. М.: Наука, 1963. 1024 с.
  10. Бартольд В.В. Сочинения. Том. II. Часть 2. М.: Наука, 1964. 661 с.
  11. Бобожонов Б., Муминов А., Пауль Ю. Шайбонийлар қабртошларидаги битиклар. Висбаден, 1997. 191 с.
  12. Боровков А.К. Очерки по истории узбекского языка (определение хикматов Ахмада Ясеви) // Советское востоковедение, выпуск V.1948. С. 229–250.
  13. Бухари, Хафиз-и Таныш. Шараф-нама-йи шахи (Книга шахской славы). Часть 2. Пер. с перс., введ., примеч. и указ. М.Салахетдиновой. М.,1989. 560 с.
  14. Васильев Д.В. Ислам в Золотой Орде: историко-археологическое исследование. Астрахань: Астраханский университет, 2007. 170 с.
  15. Веселовский Н. Подробности смерти узбецкого хана Мухаммеда Шейбани // Труды VIII археологического съезда в Москве, 1890, Т. III. М., 1897. С. 290–297.
  16. Воронина В.Л. Архитектура Средней Азии XVI–XVII вв. // Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 8. М.: издательство литературы по строительству, 1969. С. 304–330.
  17. Вяткин В.Л. Памятники древностей Самарканда. Издание второе. Самарканд, 1929. 32 с.
  18. Зиливинская Э.Д. Взаимодействие культурных традиций в зодчестве Золотой Орды по данным археологии. Автореф доктор дисс. М.: ИА РАН, 2012. 59 с.
  19. Зиливинская Э.Д. Архитектура благочестия в Золотой Орде (по письменным источникам и археологическим данным) // От Онона к Темзе. Чингисиды и их западные соседи, М.: издательский дом Марджани, 2013. C. 95–134.
  20. Исфахани Фазлаллах ибн Рузбихан. Михман-наме-йи Бухара («Записки бухарского гостя») / Пер., пред., прим. Р.П. Джалиловой. М.: Наука, 1976. 536 с.
  21. Кюгельген А. фон. Легитимация среднеазиатской династии Мангитов в произведениях их историков (XVIII–XIX вв.). Алматы: Дайк-Пресс, 2004. 516 с.
  22. Маликов А.М. История Самарканда (с древних времен до середины XIV века). Т. 1. Ташкент: Paradigma, 2017. 336 с.
  23. Материалы по истории казахских ханств XV–XVIII вв. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Сост. С.К. Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, К.А. Пи­щулина, В.П. Юдин. Алма-Ата: Наука, 1969. 652 с.
  24. Миргалеев И.М. Сколько лет золотоордынской цивилизации? // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств №1. 2014. С.118–121.
  25. Мукминова Р.Г. К истории аграрных отношений в Узбекистане XVI в: по материалам Вакф-Наме. Ташкент: Фан, 1966. 355 c.
  26. Некрасова Е.Г. Бухарские дахмы // Общественные науки в Узбекистана. 1995, № 5–8. С. 118–122.
  27. Немцева Н.Б. Ханака Сайф ад-Дина Бахарзи в Бухаре: к истории архитектурного комплекса. Бухара: Бухоро, 2003. 215 с.
  28. Норик Б.В. Роль шибанидских правителй в литературной жизни Мавераннахра XVI в. // Рахмат-наме: Сб. статей к 70-летию Р. Р. Рахимова. СПб.: МАЭ РАН, 2008. С. 226–267.
  29. Нуриева Ф.Ш. Формирование и функционирование тюрко-татарского литературного языка периода Золотой Орды. Автореферат дисс. доктора филол. наук. Казань, 2004. 45 с.
  30. Почекаев Р.Ю. Между «Чингизизмом» и шариатом: политико-правовые взгляды Мухаммада Шайбани-хана // XIII Фаизхановские чтения. Наследие Золотой Орды в государственности и культурных традициях народов Евразии: материалы международной научно-практической конференции. М.: ООО «Издательский дом „Медина“, 2017. С. 485–501.
  31. Пугаченкова Г.А. Зодчество Центральной Азии. XV век. Ташкент: издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1976. 116 с.
  32. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины девятнадцатого века. Москва: Искусство, 1965. 688 с.
  33. «Самария», описание древностей и мусульманских святынь Самарканда Абу Тахир ходжи. Перевод В.Л. Вяткина // Справочная книжка Самаркандской области. 1898. Вып. VI. Самарканд, 1899. С. 154–259.
  34. Самаркандские древности. Медресе Шейбани-хана и развалины мавзолея Кускунчи-хана. Вид на внутренний двор и усыпальницу Шейбани-хана. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wdl.org/ru/item/3824/ (дата посещения – 20.05.2022)
  35. Семенов А.А. Шейбани-хан и завоевание империи Тимуридов // Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии, Академия наук Таджикской ССР. Труды Института истории, археологии и этнографии. Т. XII, Вып. I. Сталинабад, 1954. С. 39–83.
  36. Семенов А.А. Культурный уровень первых Шейбанидов // Советское востоковедение. 1956. № 3. С. 51–59.
  37. Смагулов Е.А. Застройка Центральной площади города Сауран XIV–XVI вв. // Поволжская археология. 2016. №2 (16). C. 93–119.
  38. Солих Мухаммад. Шайбонийнома. Нашрга тайёрловчи Э. Шодиев. Ташкент, 1989. 336 с.
  39. Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М.: АСТ, 2006. 445 с.
  40. «Таварих-и гузида-Нусрат-наме». Исследование, критический текст, аннотированное оглавление и таблица сводных оглавлений кандидата филол. наук А.М. Акрамова. Ташкент, 1967. 358 с.
  41. Трепавлов В.В. Сакральная топография улуса Джучи // Этнографическое обозрение. 2011. № 2. С. 107–115.
  42. Хондамир Ғиёсиддин Бин Ҳумомиддин. “Буюклик хислати”. «Ҳабиб ус-сийар фи ахбори афроди башар» – «Башар аҳли сийратидан хабар берувчи дўст» китобининг Захириддин Мухаммад Бобур ҳаёти ҳакидаги боблари. Форс тилидан таржима, кириш сўзи ва изоҳлар муаллифи: Исмоил Бекжонов. Тошкент: Шарк, 2011. 304 б.
  43. Babajanov B. La naqshbandiyya sous les premiers Sheybanides, Cahiers d’Asie Centrale, 3/4, 1997, pp. 69–90.
  44. Blair, Sheila. Muslim-style Mausolea across Mongol Eurasia: Religious Syncretism, Architectural Mobility and Cultural Transformation. Journal of the Economic and Social History of the Orient 62, no. 2–3 (2019), pp. 318–355.
  45. Bodrogligeti A. Muhammad Shaybаni’s ‘Bahru’lhudа’. An Early Sixteenth Century Didactic Qasida in Chagatay. Ural-Altaic Yearbook. 54. 1982, pp. 1–56.
  46. Bodrogligeti A. Yasavı ideology in Muḥammad Shaybanı Khan’s vision of an Uzbek Islamic empire. Journal of Turkish Studies, no. 18. (1994), pp. 41–56.
  47. DeWeese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tukles and conversion to islam in historical and epic tradition. Pennsylvania: The Pennsylvania State University Press, 1994. 656 р.
  48. DeWeese, Devin. A Sixteenth-Century Interpretation of the Islamization of the Mongols Attributed to Jalāl al-Dīn Rumi. Mawlana Rumi Review 5, no. 1 (2014), pp. 88–105.
  49. DeWeese, Devin. Chaghatay Literature in the Early Sixteenth Century: Notes on Turkic Translations from the Uzbek Courts of Mawarannahr, in Hickman, Bill and Leiser, Gary (eds.), Turkish Language, Literature, and History: Travelers’ Tales, Sultans, and Scholars since the Eighth Century (A Volume of Studies in Honor of Robert Dankoff). London: Routledge, 2016, pp. 99–117.
  50. Eraslan, Kemal. “Şiban Han’ın ‘Bahru’l-Hüdâ’ Adlı Eseri, Türk Kültürü Araştırmaları, Yıl: XXVIII/ 1–2, Ankara 1991, s. 103–177. (in Turkish).
  51. Erkinov, Aftandil. The Poetry of the Nomads and the Shaybani Rulers in the Process of Transition to a Settled Society. In Central Asia on Display: Proceedings of the VIIth Conference of the European Society for Central Asian Studies, vol. 1, p. 145. LIT Verlag Münster, 2004, pp. 145–150.
  52. Golombek, L., Wilber, D. The Timurid Architecture of Iran and Turan. Vol. 1. Princeton, N.J.: Princeton University Press. 1988, 510 p.
  53. Karasoy, Yakup, ed. Siban Han Dîvâni (inceleme-Metin-Dizin Tipkibasim). Ankara: Türk Dil Kurumu 1998. (in Turkish). 859 p.
  54. Kılıç, Nurten. «Change in Political Culture: The Rise of Sheybani Khan», Cahiers d’Asie centrale [Online], 3/4 | 1997, Online since 03 January 2011, connection on 03 May 2019. Available at: http:// journals.openedition.org/asiecentrale/473 Aix-en-Provence: Édisud. Cahiers d’Asie centrale 3–4.
  55. Levi, Scott Cameron, and Ron Sela, eds. Islamic Central Asia: an anthology of historical sources. Indiana University Press, 2010, 318 p.
  56. Malikov A. “92 Uzbek Tribes” in Official Discourses and the Oral Traditions from the sixteenth to nineteenth centuries. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2020, vol. 8, no. 3, pp. 515–532. DOI: 10.22378/2313-6197.2020-8-3.515-532
  57. McChesney, R.D. Shibani Khan in Encyclopedia of Islam, vol. 9, Leiden, 1997, pp. 426–428.
  58. McChesney R.D. Some observations on “garden” and its meanings in the property transactions of the Juybari family in Bukhara, 1544–1577 In: Gardens in the time of the great muslim empires. Theory and design. Edited Attilio Petruccioli. Brill. Leyden, New York, Koln, 1997. pp. 97–109.
  59. McChesney, Robert D., Nicola Di Cosmo, Allen J. Frank, and Peter B. Golden. The Chinggisid restoration in Central Asia: 1500–1785. In: The Cambridge History of Inner Asia: The Chinggisid Age. Cambridge University press, 2009, pp. 277–302.
  60. Nas, P. JM, / Pierpaolo de Giosa. Conclusion: feeling at home in the city and the codification of urban symbolism research, Cities full of symbols: a theory of urban space and culture, Leiden University Press, 2011, pp. 283–292.
  61. Schwarz, Florian. “Unser Weg schließt tausend Wege ein”: Derwische und Gesellschaft im islamischen Mittelasien im 16. Jahrhundert. (Islamkundliche Untersuchungen, 226), Berlin, Klaus Schwarz, 2000, 270 p.
  62. Subtelny, Maria Eva. Socioeconomic Bases of Cultural Patronage under the Later Timurids in International Journal of Middle East Studies 20, no. 4. 1988, pp. 479–505.
  63. Subtelny, Maria Eva. Agriculture and the Timurid chaharbagh: the evidence from a medieval Persian agricultural manual in Gardens in the time of the great muslim empires. Theory and design. Edited Attilio Petruccioli. Brill. Leyden, New York, Koln, 1997, pp. 110–128.
  64. Szuppe, Maria. The female intellectual milieu in Timurid and post-Timurid Herat: Faxri Heravi’s biography of poetesses, Javaher al-‘Ajayeb // Oriente moderno15, no. 2 (1996), pp. 119–137.
  65. Szuppe Maria. Status, knowledge and politic: women in sixteenth century Safavid Iran in Women in Iran from the rise of Islam to 1800. Edited by Guity Nashat and Lois Beck. University of Illinois press. 2003, pp. 140–169.
  66. Vámbéry, Ármin. History of Bokhara from the Earliest Period Down to the Present: Composed for the First Time After Oriental Known and Unknown Historical Manuscripts. HS King & Company, 1873, 419 p.

Сведения об авторах: Азим Маннонович Маликов – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Азиатских исследований факультета искусств, Университет Палацкого (77900, ул. Свободы, 26, Оломоуц, Чешская Республика); ORCID: 0000-0002-0173-2014. E-mail: azimmal2018@gmail.com

Кенже Ускенбаевна Торланбаева – доктор исторических наук, независимый исследователь (050002, ул. Шевченко, 28, Алматы, Республика Казахстан); ORCID: 0000-0003-0343-8887. E-mail: torlanbayeva@mail.ru

Поступила  02.03.2022   Принята к публикации  08.05.2022
Опубликована  онлайн  29.06.2022