2022. Т. 10, № 3. Рустемов О.Д.

2022. Т. 10, № 3. С. 715-727

DOI: https://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2022-10-3.715-727
EDN: https://elibrary.ru/ECGSZM

   ПРАВА РАБОВ И УСЛОВИЯ ИХ ОСВОБОЖДЕНИЯ
В КРЫМСКОМ ХАНСТВЕ

 О.Д. Рустемов 
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
Симферополь, Российская Федерация
olerustem@gmail.com

Целью исследования является изучение вопросов, касающихся правового статуса рабов, сроков и условий их освобождения в Крымском ханстве.
Материалами для исследования послужили отдельные научные труды по теме рабовладения в Османской империи и тексты крымских кадиаскерских книг (сиджи­ли), в которых фигурируют рабы в связи с различными судебными процессами в отношении их.
Результаты и научная новизна: состоит в том, что в научный оборот введены отдельные термины из истории рабства в тюркских мусульманских государствах. Впервые в отечественной историографии описаны, так называемые, гарантии (tedbir) освобождения рабов в Крымском ханстве. Практика объявления таких «гарантий» рабам находит свое подтверждение в судебных документах XVII века. Рассмотрен вопрос о наличии ограничительного срока службы рабов в Крымском ханстве. Также впервые с привлечением исторических свидетельств изучен правовой статус рабов, рассмотрены взаимоотношения рабов и хозяев и выявлены иные поводы для освобождения невольников, не связанные с окончанием срока их службы. В результате исследования установлено, что в Крыму в XVI–XVIII вв., согласно мусульманскому праву, рабами могли стать только военнопленные, захваченные на войне или в походе. По шариату, мусульмане не могли быть обращены в рабство. Этого правила строго придерживались в Крымском ханстве. Факты такой политики подтверждаются и в отдельных крымских сиджилях, где рассматриваются судьбы липкинских татар. Будучи мусульманами, они попали в плен и были привезены в Крым, а затем отпущены. В ходе исследования установлено, что рабы были лишены юридических прав и имели статус mütekavvım mal – имущество, разрешённое к использованию. Они являлись частью общего имущества, которое можно было продать, обменять, подарить и вообще распоряжаться им на усмотрение хозяина. В яфтах, или перечнях наследуемого имущества, рабы перечислялись, как правило, среди животных или других предметов быта. Иногда невольники по желанию своих хозяев получали дополнительные полномочия и становились полу вольными торговцами. К особой категории рабов, выделявшихся среди других, следует отнести солдат ханской гвардии – капы-кулу (букв. – раб двери, раб у ворот; иначе – государев раб). В статье определен обычный срок службы раба, который соответствовал полным шести годам. Кроме освобождения по выслуге лет возможны были и другие условия отпуска раба на волю. Рассмотрены четыре разновидности тедбира (гарантий) и условия китабета, или договора о самостоятельном выкупе рабом самого себя. Описаны случаи освобождения рабов по религиозным мотивам, и возможности их обращения в суд за правовой помощью. В заключении даются понятия относительно системы рабства, принятой в ханстве.

Ключевые слова: шариат, сиджиль, ислам, права, рабы, срок службы рабов, Крымское ханство, тедбир, китабет

Для цитирования: Рустемов О.Д. Права рабов и условия их освобождения в Крымском ханстве // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 3. С. 715–727.  DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-3.715-727  EDN: ECGSZM

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии / Перевод с немецкого А.И. Малеина и А.В. Назаренко. М.: Изд-во МГУ, 1988. 430 с.
  2. Зайцев И.В. «Вольная грамота» турецкого султана «некоему русину» // Тюркологический сборник 2002: Россия и тюркский мир. М.: «Восточная литература» РАН, 2003. С. 229–244.
  3. Кадиаскерские книги Крымского ханства (КККХ) (Копии) / Библиотека им. И. Гаспринского в Симферополе. Архивный фонд: 67 А90. Т. 1.
  4. Рустемов О.Д. Салахшор, Таги. Сиджили бахчисарайского кадылыка (1608–1612): исследования, тексты, переводы. Анкара, Sonçağ Yayıncılık, 2020. 477 с.
  5. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты.
    М: «Рубежи XXI», 2005. Т. 1. 541 с.
  6. Челеби Эвлия. Книга Путешествий. Крым и сопредельные области. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века) / Перевод и вступ. статья Е.В. Бахревского. Симферополь: «Доля», 2008. 272 с. с илл.
  7. Эварницкий (Яварницкий) Д.И. Иван Дмитриевич Сирко, славный кошевой атаман войска низовых казаков. СПб., 1894. 168 с.
  8. Bayarslan Hüseyin. Osmanlı Devleti’nde Köleleştirme Ve Azat Etme Yöntemleri // Ulakbilge, 2017, Cilt 5, Sayı 10, Volume 5, (Issue 10). S. 439–452
  9. Çakır E. Ibrahim. Osmanlı Toplumunda Köle ve Cariyeler, Sofya 1550–1684 // Türkiyat Araştırmaları Dergisi;Yıl 2014, Sayı 36. S. 201–216.
  10. Erdem Hakan. Osmanlıda Köleliğin Sonu / İstanbul: Kitap Yayınevi, 2004. 272 s.
  11. Inalcik Halil. Sources and studies on the Ottoman Black Sea. Vol. 1. The customs register of Caffa, 1487–1490 / Volume editor V. Ostapchuk. Cambridge, Harvard University, 1996. 201 p.
  12. Kizilov M. Money Lenders, and Prizoner Guard: The Jews and the Trade in Slaves and Captivies in The Crimean Khanate // Journal of Oxford Studies, vol. LVIII, No. 2. AUTUMN 2007, pp. 1–22.
  13. İslam Ansiklopedisi 26 cilt. İstanbul: Turkiye Diyanet Vakfi Yayınları, 2002. 587 s.
  14. İslam Ansiklopedisi 40 cilt. İstanbul: Türkiye Diyanet Vakfı Yayınevi, 2011. 588s.
  15. Miśkiewicz Aleksander A., Kamocki Yanusz. Tatarzy słowiańszczyzną obłaskawieni. Kraków, Uniyesitas, 2004. 223 s.
  16. Warmińska Katarzyna. Tatarzy Polscy: Tożsamość religijna i etniczna. Kraków, Uniyesitas, 1999. 238 s.
  17. Yaşa Fırat. “Between Life and Death: Slaves and Violence in Crimean Society in the last quarter of 17th Century” // Selçuk University Journal of Studies Turcology, vol. 47 (2019), pp. 433–443.

Сведения об авторе:   Олег Диляверович Рустемов  – кандидат фиолологических наук, старший научный сотрудник НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова (295015, пер. Учебный, 8, Симферополь, Росиийская Федерация); ORCID: 0000-0001-6444-2885. E-mail: olerustem@gmail.com

Поступила  30.11.2021   Принята к публикации  08.02.2022
Опубликована  онлайн 29.09.2022