2023. Т. 11, № 2. Нагаминэ Х.

2023. Т. 11, № 2. С. 349-370

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-2.349-370

EDN: https://elibrary.ru/KIPGZQ

   ТУКАЙ-ТИМУРИДЫ, ШИБАНИДЫ И КРЫМСКОЕ ХАНСТВО
В СОЧИНЕНИИ
КАДЫР АЛИ-БЕКА: КАК ПОЗДНЕДЖУЧИДСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ПРЕДСТАВЛЯЛИ РЕОРГАНИЗАЦИЮ ДЖУЧИЕВА УЛУСА? *

Х. Нагаминэ
Национальный институт технологии, Ояма колледж
Ояма, Япония
gamaja.yokaton.13@gmail.com

Цель исследования: изучение исторических представлений о Тукай-Тимуридах, Шибанидах и Крымском ханстве, содержащихся в сочинении Кадыр Али-бека («Джами ат-таварих»). Кроме того эти сведения будут рассмотрены в сравнении с другими позднеджучидскими источниками. Также поставлен вопрос о форме представления в данном сочинении реорганизации Джучиева Улуса.
Материалы исследования: исторические представления автора глубоко отразились в порядке дāстāнов в оригинальной части. Опираясь на структуру и исторические представления сочинения Кадыр Али-бека, обратим внимание на структуру других позднеджучидских источников: «Таварих-и гузида(-йи) Нусрат-наме» анонимного автора, «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмуда б. Амир Вали, «Чингиз-наме / Кара таварих» Утемиша-хаджи, «Шаджара-йи турк (ва мугул)» Абульгази и «Семь планет в известиях о царях татарских» Сейид Мухаммед Ризы.
Результаты и научная новизна: в общем позднеджучидские государства называются «ханствами» по названию территории или группы, которой они правили. В источниках встречаются упоминания территории государств, но сведения позднеджучидских источников, в том числе и сочинение Кадыр Али-бека, еще раз подтверждают, что каждое государство осознавалось как принадлежащее своему правящему роду. Благодаря историческим нарративам и генеалогиям сохранялось осознание принадлежности к «Джучидам / Джучиеву Улусу», к родам «Тукай-Тимуридов» и «Шибанидов». Сочинение Кадыр Али-бека и другие позднее­джучидские источники имеют общее историческое представление того, что Джучиев Улус был реорганизован родами «Тукай-Тимуридов» и «Шибанидов». Это сочинение наследовало традицию тюрко-монгольской историографии, и является одним из позднеджучидских источников. Против распространенной теории о том, что падение «Большой Орды» в 1502 году стало падением Джучиева Улуса (Золотой Орды), выдвигается замечательный аргумент, что Крымское ханство претендовало на преемственность «Большой Орды». В то же время исходя из содержания сочинения Кадыр Али-бека и «Шаджара-йи турк», вероятно, что конкретной информации о Крымском ханстве не дошло ни до позднеджучидских государств на востоке, ни до Касимова. Взаимоотношения между Крымским ханством и другими позднее­джучидскими государствами, изучение исторического представления позднеджу­чидских источников и их сравнение с источниками соседних государств является важным направлением для будущих исследований.

Ключевые слова: Сочинение Кадыр-Али-бека, позднеджучидские источники, Тукай-Тимуриды, Шибаниды, Крымское ханство

Для цитирования: Нагаминэ Х. Тукай-Тимуриды, Шибаниды и Крымское хан­ство в сочинении Кадыр Али-бека: как позднеджучидские источники представляли реорганизацию Джучиева Улуса? // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, № 2. С. 349–370. DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-2.349-370  EDN: KIPGZQ

* В данной статье использованы результаты совместных исследований с Такуши Кавагучи (английский перевод и критический текст, написанные арабским письмом сочинения Кадыр Али-бека под редакцией Муцуми Сугахара и Рысбека Алимова (за исключением сокращенного перевода «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина) и изданная рукопись Р. Фахретдина «Чингиз-наме / Кара таварих»). Содержание этой статьи также частично основано на [56].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдужемилев Р.Р. Источниковедческо-композиционный обзор «Семи планет» Сейид-Мухаммеда Ризы // Золотоордынское обозрение. 2020. Т. 8, № 2. С. 316–344. DOI: 10.22378/2313-6197.2020-8-2.316-344.
  2. Алексеев А.К. Политическая история Тукай-Тимуридов: По материалам персидского исторического сочинения Бахр ал-асрар. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 229 с.
  3. Беляков А.В. О времени и месте написания продолжения сочинения Уте­миш-хаджи «Кара таварих» (комментарии к тексту) // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 2. С. 370–392. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-2.370-392.
  4. Гулевич В. Улуг Улус (Крымское ханство) // Золотая Орда в мировой истории. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. С. 761–777.
  5. Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV–XIX веков. Пути развития. Рукописи, тексты и источники. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2009. 304 с.
  6. История татар с древнейших времен в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV–XVIII вв. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. 1080 с.
  7. Исхаков Д.М. О родословной хана Улуг-Мухаммеда // Тюркологический сборник 2001: Золотая Орда и ее наследие. М.: Вост. лит., 2002. С. 63–
  8. Кавагучи Т., Нагаминэ Х. Некоторые новые данные о «Чингиз-нама» Утемиша-хаджи: в системе историографии в Дашт-и Кипчаке // Золотоордынская цивилизация. Вып. 3. 2010. С. 44–52.
  9. Кадыр Али-бек. Джами ат-таварих. Факсимиле рукописи / Авт. издания текста, исследования, критического текста, перевода с тюрки, словаря Р. Алимов; под науч. ред. И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. 544 с.
  10. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей: от древности к новому времени, 3-е изд. СПб.: Петербургское Востоковедение. 432 с.
  11. Кушкумбаев А.К. Орды в политической истории Джучиева улуса (источники и историография). Алматы: «Шығыс пен батыс», 2020. 160 с.
  12. Материалы по истории казахских ханств XV–XVIII веков (извлечения из персидских и тюркских сочинений) / Сост. С.К. Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, К.А. Пищулина, В.П. Юдин. Алма-Ата: Изд-во «Наука» Каз. ССР, 1969. 652 с.
  13. Мустакимов И.А. Об одном списке «Дафтар-и Чингиз-наме» // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 1, 2009. С. 122–131.
  14. Мустакимов И.А. Владения Шибана и Абу-л-Хайр-хана по данным «Таварих-и гузида – Нусрат-наме» // Национальная история татар: теоретико-методоло­гическое введение. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. С. 214–232.
  15. Мустакимов И.А. Джучи и Джучиды в «Таварих-и гузида – Нусрат-наме» (некоторые проблемы перевода и интерпретации хроники) // Тюркологический сборник 2011–2012: Политическая и этнокультурная история тюркских народов и государств. М.: Наука – Вост. лит., 2013. С. 231–254.
  16. Мустакимов И.А. Еще раз к вопросу о цветообозначениях орд в Улусе Джучи (термин Боз-Орда в источниках XVI–XIX вв.) // Золотоордынское обозрение. 2015. № 2. С. 129–149.
  17. Нагаминэ Х. Еще раз о сочинении Кадыр-Али-бека («Джами ат-таварих / Сборник летописей») // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 1. С. 115–130. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-1.115-130.
  18. Рахимзянов Б. Московская Русь и татарские ханства в XV–XVI вв. Казань: татар. кн. изд-во, 2018. 239 с. + илл.
  19. Родословное древо тюрков. Сочинение Абул-Гази, Хивинского хана / Пер. и предсл. Г.С. Саблукова. Казань: Тип. Имп. Унив., 1906. XVI + 336 с.
  20. Сейид-Мухаммед Риза. Семь планет в известиях о царях татарских. Кн. 1: Транслитерация / Авт. предисл., транслитерация, подготовка к изданию Р.Р. Абдужемилев; Под общ. и науч. ред. И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. 364 с.
  21. Сейтягьяев Н.С. Происхождение Сейида Мухаммеда Ризы (к вопросу о месте его «Семи планет» среди произведений крымской исторической прозы XVIII века) // Культура народов Причерноморья. № 44, 2003. С. 35–41.
  22. Сейтяг’яэв Н. Новий рукопис «Iсторiï Челебi Акая» // Слово i Час. № 1(673), 2017. С. 70–80.
  23. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты
    в 2-х томах. Т. 1. М.: Изд. дом «Рубежи XXI», 2005. 314 с. + илл.
  24. Стори Ч.А. Персидская литература. Био-библиографический обзор. В трех частях / Перевод с английского, переработал и дополнил Ю.Э. Брегель. М.: Изд-во «Наука». Глав. ред. вост. лит., 1972. 1884 с.
  25. Таварих-и гузида – Нусрат-наме / Исслед., критич. текст, аннот. огл. и табл. свод. огл. А.М. Акрамова. Ташкент: Изд-во «ФАН» Уз. ССР, 1967. 169 + 475 с.
  26. Трепавлов В.В. Большая Орда–Тахт эли. Очерк истории. Тула: «Гриф и К», 2010. 112 с.
  27. Трепавлов В.В. Золотая Орда после распада: воспоминания о единстве // Тюркологический сборник 2009–2010. Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2011. С. 360–383.
  28. Тулибаева Ж.М. Извлечения по истории Золотой Орды из «Шаджара-йи турк ва мугӯл» // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение. № 3(136), 2021. С. 133–146.
  29. Ускенбай К. Восточный Дашт-и Кыпчак в XIII – начале XV века. Проблемы этнополитической истории Улуса Джучи. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2013. 288 с.
  30. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII–XVIII вв. Казань: Изд. Казан. Ун-та, 1972. 223 с.
  31. Утемиш-хаджи. Кара Таварих / Транскр. И.М. Миргалеева, Э.Г. Сайфетдиновой, З.Т. Хафизова; Пер. И.М. Миргалеева, Э.Г. Сайфетдиновой; Общая и научная ред. И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 312 с.
  32. Шейбаниада. История монголо-тюрков на джагатайском диалекте, с пер., примеч. и прил., изд. И. Березиным (Библиотека восточных историков, изд. И. Березиным, Т. 1). Казань: Унив. тип., 1849. LXXIX + 80 + 63 + 97 с. + 2 л. табл.
  33. Akasaka Ts. Juchi-ei sho-seiken-shi no kenkyū [Study on Juchid Dynasties]. Tokyo: Kazama-shobō, 2005. ii + 548 + 191 p.
  34. Akasaka Ts. Baidaru-ei-keifu-jōhō to karahoto-kanbun-monjo [The Genealogy of the Baidar Family and Qaraqota Chinese Documents] // Bulletin of the Society for Western and Southern Asiatic Studies, Kyoto University. 2007. No. 66, рр. 43–66.
  35. Akasaka Ts. Perushia-go, chagatai-go-shoshiryō ni mieru mongoru-ōtō-keifu to roshia [Mongol Genealogy and Russia in Persian and Chaghatay Historical Sources] // Hokusei-yūrashia no rekishi-kūkan: zenkindai-roshia to shūhen-sekai / Eds. by M. Ozawa, N. Naganawa. Sapporo: Hokkaido University Publ., 2016. P. 233–
  36. Allaeva N. The Shajara-ye Turk as an Important Source on the History of Relations between Khiva and its Neighbors // Journal of Persianate Studies, vol. 7, 2014. 55–87.
  37. Binbaş İ.E. Intellectual Networks in Timurid Iran: Sharaf al-Dīn ‘Alī Yazdī and the Islamicate Republic of Letters. Cambridge: Cambridge University Publ., 2016. xviii + 340 p.
  38. Collins L. On the alleged “destruction” of the Great Horde in 1502 // Manzikert to Lepanto: The Byzantine World and the Turks, 1071–1571 / Eds. by A. Bryer, M. Ursinus. Amsterdam: Adolf M. Hakkert Publisher, 1991. P. 361–
  39. DeWeese, D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde: Baba Tükles and Conversion to Islam in Histrical and Epic Tradition. Pennsylvania: The Pennsylvania State University Publ., 1994. 638 p.
  40. DeWeese D. Chaghatay Literature in the Early Sixteenth Century: Notes on Turkic Translations from the Uzbek Courts of Mawarannahr // Turkish Language, Literature, and History: Travelers’ tales, sultans, and scholars since the eighth century / Eds. by B. Hickman and G. Leiser. London and New York: Routledge, 2016. P. 99–117.
  41. Die Scheïbaniade: Ein Özbegisches Heldengedicht in 76 Gesängen Von Prinz Mohammed Salih Aus Charezm / Text, Übersetzung und Noten von Vambéry. Budapest: Universitäts-Buchhandlung, 1885. 468 p.
  42. Dobrovits M. The Turco-Mongolian Tradition of Common Origin and the Historiography in Fifteenth Century Central Asia // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hung, vol. 47, Iss. 3, 1994. 269–277.
  43. Göncöl Cs. Remarks on the Čingiz-nāmä of Ötämiš Ḥāǰǰī // Ottomans – Crimea – Jochids: Studies in Honour of Mária Ivanics / Ed. by Zimonyi. Szeged: University of Szeged, 2020. P. 123–131.
  44. Hamamoto M. «Seinaru-Roshia» no isurāmu: 17–18 seiki tatāru-jin no seikyō-kaishū [Islam in Holy Russia: The Tatar Conversion to the Russian Orthodox Church]. Tokyo: University of Tokyo Publ., 2009. vii + 283 p.
  45. Histoire des Mongols et des Tatares par Abu l-Ġāzī Bahādour Ḫān / Publiée, traduite et annotée par Le Baron Desmaisons. T. 1, Texte. Frankfurt am Main: Institute for the History of Arabic-Islamic Science at the Johann Wolfgang Goethe University, 1994. II + 386 p.
  46. Hofman H.F. Turkish Literature: A Bio-Bibliographical Survey. Section 3, Part 1, Vol. 1. Utrecht: The Library of the University of Utrecht, 1969.
  47. Islamic Central Asia: An Anthology of Historical Sources / Eds. by C. Levi, R. Sela. Bloomington-Indianapolis: Indiana University Publ., 2010. xiii + 318 p.
  48. Kafalı M. Ötemiş Hacı’ya göre Cuci Ulusu’nun Tarihi. Ankara: Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü, 2009. 160 p.
  49. Kawaguchi T. Kipuchaku-sōgen to roshia [The Qipchaq Steppe and Russia] // Iwanami-kōza-sekai-rekishi 11: Chūō-yūrashia no tōgō 916 seiki [Iwanami Lectures on World History 11: Unification of Central Eurasia: 9th16th Century]. Tokyo: Iwanami-shoten, 1997. P. 275–
  50. Kawaguchi T. Thimūru-teikoku-shihai-sō no kenkyū [The Study of the Timurid Empire’s Ruling Stratum]. Sapporo: Hokkaido University Publ., 2007. v + 399 p.
  51. Kawaguchi T. 18 seiki kurimia no osuman-go-shisho “shojōjō no yōtei” ni okeru rekishi-jojutsu: perushia-go-bunken kara no eikyō wo chūshin ni [Historical Narratives in the 18th Century Crimean Ottoman Historiography ‘Umdet ül-Ahbār: Focusing on the Influence of Persian Literature] // Perushia-go ga musunda sekai: mō-hitotsu no yūrashia-shi [A World Connected by Persian Language: Another Eurasian History] / Ed. by K. Morimoto. Sapporo: Hokkaido University Publ., 2009, pp.147–173.
  52. Kawaguchi T., Nagamine H. Rethinking the Political System of the Jöchid // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hung, vol. 69, Iss. 2, 2016. 165–181.
  53. Kılıç N. History and Self-Reflection: Muhammad Salih’s Shaybani-nama: (A Sixteenth Century Central Asian Source in Chaghatay) // Uludağ Üniversitesi Fen-Edebiyat Fakültesi Sosyal Bilimler Dergisi. Cilt 1, Sayı 1, 1999. P. 51–
  54. Kołodziejczyk D. The Crimean Khanate and Poland-Lithuania: International Diplomacy on the European Periphery (15th18th Century): A Study of Peace Treaties Followed by Annotated Documents. Leiden-Boston: Brill, 2011. xxxv + 1049 p. + facsimiles and maps.
  55. Nagamine H. Kādhiru-arī-begu no shisho ni tsuite: Jochi-urusu-keishō-seiken-shiryō no shiryō-teki-kachi to sono rekishi-ninshiki [On Qādir ‘Alī Beg’s Historiography: Values as Sources and Historical Perceptions of the Historiographies of Successor States to Ulūs-i Jūchī/Jöchi] // The World of Islam, vol. 81, 2014. 1–31.
  56. Nagamine H. Jochi-urusu-kōei-seiken ha nani wo sanshō shi, jochi-urusu-saihen wo ikani ninshiki shitanoka? [What Did the Later Jochid Sources Refer to and How Did They Recognize the Reorganization of the Jochid Ulus?] // Historical Narratives and the Utilization of the Past in Modern Central Asia / Ed. by Jin Noda. Tokyo: Research Institute for Language and Cultures of Asia and Africa, 2023. 5–52.
  57. Ötämiš Ḥājī. Čingīz-nāma / Introduction, Annotated Translation, Transcription and Critical Text by Kawaguchi, H. Nagamine; Supervision by M. Sugahara. Tokyo: Research Institute for Language and Cultures of Asia and Africa, 2008. xl + 100 + 46 p.
  58. Saguchi T. Mongoru-teikoku no keishō-kokka ni tsuite [On the Successor States of the Mongol Empire] // Silk Road, vol. 5, No. 8, 1979. 14–19.
  59. Sela R. Rashīd al-Dīn’s Historiographical Legacy in the Muslim World // Rashīd al-Dīn. Agent and Mediator of Cultural Exchanges in Ilkhanid Iran / Eds. by Akasoy et al. London: The Warburg Institute, 2013. P. 213–222.
  60. Sela R. The “Sultans of the Turks”: Central Asia’s Vernacular Moment, 1500–1550 // From the Khan’s Oven: Studies on the History of Central Asian Religions in Honor of Devin DeWeese / Eds. by Tasar et al. Leiden-Boston: Brill, 2022. P. 77–100.
  61. Uno N. Chūō-yūrashia-yūbokumin no sekai-zō no keisei [Formation of the World Image of Central Eurasian Nomads] // “Sekai-shi” no sekai-shi [World History of “World History”] / Ed. by Akita et al. Tokyo: Minerva-shobō, 2016. P. 177–191.
  62. Vásáry I. The Crimean Khanate and the Great Horde (1440s1500s): A Fight for Primacy // The Crimean Khanate between East and West (15th18th Century) / Ed. by Denise Klein. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2012. P. 13–26.
  63. Vásáry I. Golden Horde // Encyclopaedia of Islam, THREE / by K. Fleet et al. Leiden-Boston: Brill, 2016. P. 106–112
  64. Walsh J.R. The Turkish Manuscripts in New College, Edinburgh // Oriens, vol. 12, Iss. 1–2, 1959. 171–189.
  65. Welsford Th. 2011. Rethinking the Ḥamzahids of Ḥiṣār // Asiatische Studien. Vol. 65, Iss. 3, 2011. P. 797–823.
  66. Welsford Th. 2013. Four Types of Loyalty in Early Modern Central Asia: The Tūqāy-Tīmūrid Takeover of Greater Mā Warā al-Nahr, 1598–1605. Leiden-Boston: Bril. XXII +365 p.

Сведения об авторе: Хироюки Нагаминэ ‒ магистр литературы, доцент отдела общего образования, Национальный институт технологии, Ояма колледж (771, Накакуки, Ояма, Точиги, 3230806, Япония). E-mail: h_nagamine@oyama-ct.ac.jp ; gamaja.yokaton.13@gmail.com

Поступила  21.03.2023     Принята к публикации  24.05.2023
Опубликована  онлайн 29.06.2023