2024. Т. 12, № 1. Prokhorov D.A.

2024. Т. 12, № 1. С. 211-236

DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-1.211-236

EDN: https://elibrary.ru/UWHFUK

КАРАИМЫ В ЭПОХУ УЛУСА ДЖУЧИ И В КРЫМСКОМ ХАНСТВЕ:
К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ КАРАИМСКИХ ОБЩИН
НА КРЫМСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

Д.А. Прохоров
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского Симферополь, Российская Федерация
prohorov1da@yandex.ru

Цель исследования: анализ и обобщение материалов по истории возникновения караимских общин на территории Крымского полуострова в эпоху существования Улуса Джучи и Крымского ханства.
Материалы исследования: в результате сопоставления опубликованных материалов по истории крымских караимов, данных археологических и эпигра­фических исследований, а также в процессе изучения фондов Российского государственного исторического архива (РГИА, г. Санкт-Петербург) и Государ­ственного архива Республики Крым (ГАРК, г. Симферополь) были проана­лизированы сведения, относящиеся к проблеме возникновения караимских общин на территории Крыма в эпоху Улуса Джучи и Крымского ханства.
Результаты и научная новизна: Многие эпизоды истории крымских караимов до сих пор остаются вне поля зрения исследователей. Существует и проблема интерпретации источников: в частности, это касается полемики о происхождении крымских караимов и о времени их появления на территории Крымского полуострова, которая длится уже более 100 лет, при этом довольно часто эта дискуссия выходит за рамки научной аргументации.
Этапы научного изучения прошлого крымских караимов характеризуются различной интенсивностью, отличаются применявшимися методиками и подходами. Впервые интерес к этой проблеме возник у представителей российских акаде­мических кругов в первой половине XIX в. Историей караимов российская администрация заинтересовалась еще и потому, что идеи европейского Просвещения, во многом определявшие политику российского правительства по ряду ключевых направлений, подразумевали распространение русской культуры и образованности среди «азиатских народов». По отношению к караимам, крымчакам и евреям-ашкеназам российское правительство принимало законы и постановления, в соответствии с которыми караимы смогли законодательно укрепить свой юридический статус. Им удалось добиться от властей признания их общностью, отличающейся от раббанитов, при этом они получили различные правовые и экономические преференции. К еврейскому населению российское правительство применяло ограничительные меры, проводя дискриминационную антиеврейскую политику. Тогда же началась широкомасштабная деятельность известного собирателя иудейских древностей А.С. Фир­ковича, положившего начало созданию обширной коллекции рукописей, связанных с историей иудейских общин, в том числе, и Крымского полуострова.
На основании представленных материалов сделан вывод о том, что караимская община могла появиться в Крыму не ранее второй половины XIII в. Активное переселение караимов в Крым с территорий Ближнего Востока, Византии, а затем из Османской империи происходит, начиная с середины XIV в. К этим хронологическим периодам относятся и материальные свидетельства пребывания караимов в данном регионе (археологические и эпиграфические исследования средневекового Солхата, Мангуп-Кале и Чуфут-Кале).

Ключевые слова: иудейские общины, караимы, Улус Джучи, Крымское ханство, Солхат, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале

Для цитирования: Prokhorov D.A. Karaites in the Ulus Jochi era and in the Crimean Khanate: The question of the origin of Karaite communities on the Crimean peninsula // Золотоордынское обозрение. 2024. Т. 12, № 1. С. 211–236. DOI: 10.22378/2313-6197.2024-12-1.211-236  EDN: UWHFUK

Cведения об авторе: Дмитрий Анатольевич Прохоров – доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения и архивоведения института «Таврическая академия», Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (295007, проспект Академика Вернадского, 4, Симферополь, Российская Федерация); ORCID: 0000-0001-9162-4705, ResearcherID: AAC-6172-2019. E-mail: prohorov1da@yandex.ru

Поступила  16.12.2023    Принята к публикации  27.02.2024