2017. Т. 5, № 1. Гарустович Г.Н.

2017. Т. 5, № 1. С. 6-28

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-1.6-28

   КОГО ПОЧИТАЛИ «ПРАВДИВЫЙ ХАН»,
«ВОЖДЕЛЕННЫЙ ХАН» И ИХ ПОТОМКИ

Г.Н. Гарустович
Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра
Российской Академии наук
450071, Уфа, Российская Федерация
E-mail: garustovich03@mail.ru

Целью работы является рассмотрение вопросов особенностей языческих верований – исконной религии шаманизма тюрок и монголов – в освящении авторов письменных источников эпохи Средневековья: китайских, арабских, западноевропейских, русских, и т.п. (которые выступают в качестве главных материалов исследования). Научная новизна: до сих пор конкретные реалии тюрко-монгольского шаманизма в России изучены все еще не в полной мере, несмотря на издание многочисленных работ историков, этнографов, археологов, лингвистов, специалистов других научно-познавательных дисциплин. В результате работы выясняется, что авторы средневековых нарративов сумели подметить целую серию интересных и важных элементов традиционной религии степных народов.
Обожествление кочевниками природных стихий способствовало формированию у них ярко выраженного политеизма с многочисленным перечнем духов и демонов, разработке сложной и разветвленной ритуалистики, приведших к выделению у них прослойки профессиональных служителей культа – шаманов (камов, бугэ, удоган). Жреческое сословие выступало в качестве посредников между сообществом живых людей и сверхъестественным миром богов и гениев, общаясь с представителями идеального мира через своих духов-помощников (в процессе камланий). Служители культа выполняли в обществе множество важных функций (защитно-охранительную, целительскую, очистительную, консервативно-традиционалистскую, и др.). Поскольку в нарративных источниках хроникеры очень мало обращали внимание на структуру пантеона богов и на догматику шаманизма, в работе больше рассматриваются функции шаманов в обрядовой практике. Жрецы участвовали в семейной обрядности (на похоронах и поминках, при сватовстве и рождении ребенка), являлись носителями традиций, врачевали больных и лечили скот, «боролись» со злыми духами, магическими способами воздействовали на противников в войнах, гадали и предсказывали будущее, а главное – выступали распорядителями на регулярных родовых и племенных жертвоприношениях предкам. Шаманы входили в окружение ханов, занимаясь их идеологической поддержкой и проблемами легитимации правлений тюрок и монголов раннеклассового периода. Жизненный опыт и знания элементов природных явлений (особенностей окружающей среды) не исключали использование ими анимизма и магических методов (очистительной силы огня, камня «яда», и т.д.).

Ключевые слова: шаманские верования, средневековые кочевники, тюрки и монголы, письменные источники

Для цитирования: Гарустович Г.Н. Кого почитали «Правдивый хан», «Вожделенный хан» и их потомки // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 1. С. 6–28. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-1.6-28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абд Ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб талхис ал-асарва’аджа’ибал-малик ал-каххар («Сокращение [книги о] «Памятниках» и чудеса царя могучего») / Перев. З.М. Буниятова. M.: Наука, 1971. 273 с.
  2. Аммиан Марцелин. «История» / Перев. Ю.А. Кулаковского // История татар с древнейших времен. В семи томах. Т. 1. Народы степной Евразии в древности. Казань: «Рухият», 2002. С. 396–400.
  3. Бичурин Н.Я. (Иакинф). История первых четырех ханов из дома Чингисова. СПб.: Тип-я К. Крайя, 1829. 456 с.
  4. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 382 с.
  5. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1950. 334 с.
  6. Вернадский Г. Монголы и Русь. М.: Изд-во «Ломоносовъ», 2013. 512 с.
  7. Веселовский Н.И. О религии татар по русским летописям // Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Часть LXIХ (1916, № 7, июль), отд. 2. Пг.: Сенат. тип-я, 1916. С. 81–101.
  8. Викторова Л.Л. Монголы: Происхождение народа и истоки культуры. М.: Наука, 1980. 224 с.
  9. Владимирцов Б.Я. Упоминание имени Теб-тенгри в монгольской письменности // Доклады Российской Академии Наук. Л., 1924. С. 116–117.
  10. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л.: Изд-во АН СССР, 1934. 224 с.
  11. Гильом Рубрук. Путешествие в восточные страны Вильгельма де Рубрук в лето благости 1253 // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Под ред. Н.П. Шастиной. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. С. 84–194, 222–245.
  12. [Гомбоев Г.] Глубокомудрая Чуга по кости лопатки, изложенная Манджуширием: Гадания на бараньей лопатке / Автор. пер. Г. Гомбоев. Улан-Удэ: Наран, 1991. 33 с.
  13. Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л.: «Наука» ЛО, 1975. 164 с.
  14. Жданович О.П. Посольство Земарха в ставку тюркского кагана (перевод и комментарии фрагментов труда Менандра Протектора) // Золотоордынское обозрение. 2014. № 2 (4). Казань. С. 6–20.
  15. Золотая Орда в источниках. Т. III. Китайские и монгольские источники / Сост. Р.П. Храпачевский. М.: Тип-я «Наука», 2009. 339 с.
  16. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica / Перев. и комм. Е.Ч. Скржинской. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1960. (Серия: «Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы»). 436 с.
  17. История маар Ябалахи III и раббан Саумы / Перев. с сирийского Н.В. Пигулевской. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1958. 162 с.
  18. Книга Марко Поло о разнообразии мира, записанная пизанцем Рустикано в 1298 г. от р.х. Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1990. 352 с.
  19. Книга странствий / Перев. с лат. и старофранц. Н. Горелова. СПб.: Азбука-классика, 2006. 320 с.
  20. Козин С.А. Сокровенное Сказание. Монгольская хроника 1240 г. Т. 1. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 611 с.
  21. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1961. 392 с.
  22. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи («Золотое сказание») / Перев. и комм. Н.П. Шастиной. М.: «Наука» ГРВЛ, 1973. 440 с.
  23. Малов С.Е. Шаманство у сартов Восточного Туркестана (К пояснению коллекции Музея антропологии и этнографии по восточно-туркестанскому шаманству) // Сборник МАЭ. Т. V. Вып. 1. Ко дню 80-летия академика В.В. Радлова (1837–1917). Пг., 1918. С. 1–20.
  24. Малов С.Е. Шаманский камень яда у тюрков Западного Китая // Советская этнография. 1947. № 1. С. 151–160.
  25. Мандельштам А.М. Характеристика тюрок IX в. в «Послании Фатху бен Хакану» ал-Джахиза // ТИИАЭ. Т. 1 / Отв. ред. В.Ф. Шахматов. Алма-Ата: АН КазССР, 1956. С. 227–250.
  26. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Перев. и комм. В.С. Таскина. М.: Наука. ГРВЛ, 1984. 486 с.
  27. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 1 / Под ред. С.Л. Волина, А.А. Ромаскевича, А.Ю. Якубовского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939. 612 с.
  28. [Менандр Протектор] Византийские историки / Перев. Г.С. Дестуниса. СПб.: Тип-я Л. Демиса, 1860. 526 с.
  29. Минаев И.П. Путешествие Марко Поло // Записки РГО по отделению этнографии. Т. XXVI / Под ред. В.В. Бартольда. СПб.: Тип-я М.М. Стасюлевича, 1902. 355 с.
  30. Мункуев Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-цая. М.: Наука, 1965. 224 с.
  31. Мункуев Н.Ц. Мэн-да бэй-лу (Полное описание монголо-татар). М.: ГРВЛ, 1975. 288 с. («Памятники письменности Востока». XXVI).
  32. Палладий (Кафаров П.И.). Путешествие даосского монаха Чан-чуня на Запад // Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. Т. IV. СПб.: Тип-я Штаба Военно-учеб. заведений, 1866. С. 261–434.
  33. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч. I. СПб.: Типография императорской Академии наук, 1773. 786 с.
  34. Петрушевский И.П. Рашид-ад-дин и его исторический труд // В кн.: Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 7–38.
  35. Плано Карпини. История монгалов // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Под ред. Н.П. Шастиной. М.: ГИГЛ, 1957. С. 23–86, 195–221.
  36. Рашид-ад-дин. Сборник летописей / Перев. с перс. Л.А. Хетагурова. Т. I. Кн. 1. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.
  37. Рашид-ад-дин. Сборник летописей / Перев. с перс. О.И. Смирновой. Т. I. Кн. 2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 315 с.
  38. Рашид-ад-дин. Сборник летописей / Перев. с перс. Ю.П. Верховского. Т. II. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 248 с.
  39. Рашид-ад-дин. Сборник летописей / Перев. с перс. А.К. Арендса. Т. III. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946. 340 с.
  40. Рикольдо де Монте Кроче. Путешествие по святой земле // Книга странствий / Перев. с лат. и старофранц. Н. Горелова. СПб.: Азбука-классика, 2006. С. 141–200.
  41. Рыкин П.О. К вопросу об обычае расчленения и скальпирования у средневековых монголов // Сибирский сборник–1. Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. Кн. II / Отв. ред. Л.Р. Павлинская. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 169–177.
  42. Рычков Н.П. Дневные записки путешествия в Киргиз-Кайсацкой степи, 1171 г. // Вопросы археологии и истории Западного Казахстана. 2013. № 4. Уральск. С. 133–153 (продолжение).
  43. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
  44. Умняков И.И. «История» Фахрэддина Мубаракшаха // Вестник древней истории. № 1 (2). М., 1938. С. 108–115.
  45. Усманов М. О языковых особенностях надписи из Нового Сарая // Советская археология. 1963. № 3. С. 246.
  46. Федоров-Давыдов Г.А., Вайнер И.С. О надписи и рисунке на кости из Нового Сарая // Советская археология. 1963. № 3. С. 246.
  47. Феофилакт Симокатта. История / Перев. С.П. Кондратьева. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 224 с.
  48. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Эксмо, 2006. 960 с.
  49. Хамиджанова М.А. Некоторые архаические погребальные обряды таджиков // Памяти А.А. Семенова. Сборник статей по истории, археологии, этнографии и искусству Средней Азии / Под ред. Б.И. Искандарова. Душанбе: «Дониш», 1980. 360 с.

Сведения об авторе: Геннадий Николаевич Гарустович – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологических исследований Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской Академии наук (450071, Проспект Октября, 71, Уфа, Башкортостан). E-mail: garustovich03@mail.ru

Поступила 17.01. 2017 г.
Принята к публикации 10.03. 2017 г.
Опубликовано онлайн 30.03.2017 г.