2017. Т. 5, № 2. Vladimír Liščák
2017. Т. 5, № 2. С. 276-289
DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-2.276-289
ХРИСТИАНСКИЕ АРИСТОКРАТЫ ПРИ ДВОРЕ ВЕЛИКОГО ХАНА
В ОПИСАНИИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Владимир Лишчак
Институт востоковедения, Чешская Академия наук
Прага, Чехия
vliscak@gmail.com
Цель исследования: “И важные государи его империи, которых называют аланами и которые правят всеми восточными землями империи (а их более тридцати тысяч этих аланов), – христиане как истинные, так и только по имени, и они называют себя рабами папы и готовы жизнь отдать за франков”. Этими словами Джованни Мариньолли – известный путешественник XIV века на Дальний Восток и папский легат к Великому хану Катая – засвидетельствовал в своей Богемской хронике присутствие неких христианских аристократов аланского рода на службе у монголо-китайского императора. Непосредственным стимулом для миссии Мариньолли послужило то, что в 1336 году Великий хан Ухагату Тогон-Тэмур послал делегацию из шестнадцати “франков” (Franquis) – как монголы называли европейцев – к папе, господину христиан, во Францию (ad Papam, Dominum Christianorum in Franchiam). Они привезли два письма папе: одно, как заявлялось, было от самого императора, а другое – от неких принцев христианских аланов на службе у императора. В связи с прибытием монгольской делегации в Авиньон в 1338 году нам сообщается среди прочего, что преемник Джованни да Монтекорвино, первого архиепископа Ханбалыка, так и не смог достичь места назначения, как и все последующие архиепископы Ханбалыка.
Материалы исследования: миссия Мариньолли оказалась важна не столько в связи с привезенным им спиритуальным посланием, сколько с превосходным выбором подарка для Великого хана. Среди прочих подарков Авиньонского папы западные посланцы привезли особый подарок, сопутствовавший успеху их миссии: великолепного черного коня с белыми задними копытами. В своей Богемской хронике Мариньолли указывает, что христианские сановники при дворе Великого хана были аланами. Мы знаем о них из более ранних источников, но в основном под общим именем “христиан” или “несторианских христиан”. Как сообщает Джованни да Монтекорвино, он обратил многих аланов (не называя их поименно) в католическое христианство вместе с армянами в Китае. Согласно Анналам династии Юань, в 1229 и 1241 году, когда армия хана Угедея достигла Страны Аасов (аланов), их предводитель сразу же подчинился, и корпус из тысячи аланов содержался в качестве личной гвардии Великого хана. Хан Мунке зачислил в свои телохранители половину войск аланского принца Арслана, чей младший сын Николай принял участие в монгольской экспедиции против Караджанга (Юньнаня). Марко Поло упоминает Аланию среди стран, завоеванных монголами, и посвящает целую главу описанию бойни неких аланов, бывших христианами и составлявших отдельный корпус в армии Кубилая. Число и влияние христиан в Китае может быть установлено из письма Джованни да Монтекорвино для конца XIII века, а для первой половины следующего столетия – из отчета архиепископа Султании, сообщающего, что их было более тридцати тысяч и что они были чрезвычайно богатым народом. Рост влияния христиан в оставшийся короткий период монгольского правления кажется вероятным в связи с тем положением, в котором мы находим христианских аланов в империи к моменту визита Джованни Мариньолли. Также Одорик из Порденоне несколько раз упоминает “великих баронов” (magni barones aspicientes solum ad personam regis) при дворе Великого хана. Интересным представляется шутливый анекдот Одорика по поводу преподнесения им яблок хану Есун-Тэмуру, который показывает благоприятное отношение к латинским христианам со стороны императора и его верховных генералов, возглавлявших наследственную аланскую гвардию, охранявшую потомков Кубилая.
Результаты исследования: что случилось со множеством прозелитов, обращенных Джованни да Монтекорвино, как и со всеми другими, обратившимися ранее к папе, после того как династия Мин пришла к власти в 1368 году? Недавние исследования указывают на то, что вместо того, чтобы исчезнуть под этим давлением, христианский культ стал просто более осмотрителен в своих видимых формах поклонения. Некоторые христиане XV века переселились с побережья и больших городов в небольшие поселения, чтобы без лишнего шума исполнять свои ритуалы согласно своим пожеланиям.
Ключевые слова: религия в средневековом Китае, Юаньский Китай, христианство при дворе Великого хана, францисканские миссии, христианская аланская знать, западные средневековые источники
Для цитирования: Liščák V. The Christian Nobles at the Court of Great Khan, as Described in Mediaeval European Sources // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 2. С. 276–289. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-2.276-289
Сведения об авторе: Владимир Лишчак – Ph.D. (этнография), научный сотрудник, Институт востоковедения, Чешская Академия наук (Pod Vodárenskou věží 4, 18208 Praha 8-Libeň, Czechia); MOFA Taiwan Fellowship Visiting Scholar, Researcher ID: E-1717-2014 (Center for Chinese Studies, National Central Library, No. 20, Zhongshan S. Rd., Taipei, Taiwan 100-01 R.O.C.). E-mail: vliscak@gmail.com
Поступила 20.02.2017 Принята к публикации 02.05.2017
Опубликована онлайн 30.06.2017