№ 3 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Публикации

  Khakimov R.S.    6-21

Zero Point of Historical Time »

НУЛЕВАЯ ТОЧКА ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

Р.С. Хакимов

(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)

Исторические исследования предполагают некое начало отсчета пространства-времени – Нулевую точку координат. В силу бифуркации в Нулевой точке течение социальных процессов резко меняется и детерминистская причинность заменяется на вероятностную. В силу этого меняются структура социальных отношений, форма государственности, течение этнических процессов. Появляется новый дискурс поведения народов.

Применительно к истории татар и Татарстана такими точками бифуркации становилось время образования:

1) Тюркского каганата, который появился в VI веке и представлял собой качественно новую государственную систему, переформатировавшую прежние элементы в рамках новой матрицы, с новым дискурсом поведения;

2) Волжско-Камской Болгарии, чья особенность определялась наличием рек (Камы, Волги, Вятки) в качестве важнейших торговых путей. Здесь кочевая культура соединялась с оседлой и ислам стал официальной религией в 922 году;

3) и Золотой Орды, мощного государства, с замечательной системой коммуникации, передвижением громадных людских ресурсов на тысячи километров, обширной торговлей, которые, в совокупности, привели к серьезным «мутациям» в этническом плане.

Учитывая пространство проживания татар, эволюцию в рамках России, можно утверждать, что Нулевая точка татарской истории, донесшая культурные инварианты до сегодняшнего дня, начинается в Золотой Орде. Не в Тюркском каганате и не в Булгарском государстве, а именно в Золотой Орде.

Российская империя, несмотря на радикальные перемены, не сумела превратить татар в россиян, а потому современные татары сохранили золотоордынские традиции в качестве культурного инварианта.

Ключевые слова: татары, Волжско-Камская Болгария, Золотая Орда, Россия, нулевая точка истории, историческое время.

Сведения об авторе: Рафаиль Сибгатович Хакимов – директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, вице-президент АН РТ, академик АН РТ, доктор исторических наук (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); history@tataroved.ru

  Mirgaleev I.М.    22-30

Kurultai of 1235: Question of Expansion of the Ulus of Jochi »

КУРУЛТАЙ 1235 ГОДА И ВОПРОСЫ РАСШИРЕНИЯ УЛУСА ДЖУЧИ

И.М. Миргалеев

(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)

Статья посвящена курултаю чингизидов, проведенному в 1235 году. Автор отмечает, что во многих аспектах курултай 1235 года не только отличался от других подобных курултаев, но и не совсем вписывался в политическую действительность государства чингизидов. Автор статьи уделяет довольно значительное внимание рассмотрению целей нового западного похода татаро-монгол. Автор предлагает по-новому взглянуть на проблему расширения Улуса Джучи. Хотя западный поход носил пан-монгольский характер, он способствовал серьезному усилению именно джучидов, вынужденных довольствоваться ранее второстепенной ролью среди других чингизидов. Батый, новый правитель улуса джучидов, добился не только расширения Улуса Джучи, но и реанимирования улуса своего отца. Но самое главное, он добился права возглавить армию всей империи, что сразу изменило его статус и статус джучидов. В достаточно скором времени джучиды усилились настолько, что смогли взять реванш у своих двоюродных братьев. Разгромив потомков Угедея и приведя к власти тулуйидов, они сами отказались от власти в «коренном юрте», так как уже владели огромными территориями и создали функционирующую государственную систему. Свое влияние в столице они использовали только в целях укрепления своего улуса. Джучиды пытались держать Монгольскую империю под своим контролем, добиваясь принятия решений на последующих курултаях в соответствии со своим политическими интересами.

Автор считает, что до курултая 1235 года между чингизидами велись активные переговоры. То, что западный поход возглавил Батый, а не сыновья Угедея, было безусловной победой «семейной» дипломатии джучидов, так как до этого джучиды не допускались к руководству монгольскими походами. Благодаря западному походу джучиды смогли расширить свои владения настолько, что сразу же по окончанию кампании их взаимоотношения с центральной властью и другими чингизидами приобрели иной характер.

Ключевые слова: Улус Джучи, Монгольская империя, международные отношения, геополитика, Чингизиды, Джучиды, Бату-хан, Золотая Орда.

Сведения об авторе: Ильнур Мидхатович Миргалеев – руководитель Центра исследований истории Золотой Орды им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); dilnur1976@mail.ru

  Роман Хаутала    31-48

Ярлык хана Узбека францисканцам Золотой Орды 1314 года: латинский текст, русский перевод и комментарии »

ЯРЛЫК ХАНА УЗБЕКА ФРАНЦИСКАНЦАМ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ 1314 ГОДА: ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ, РУССКИЙ ПЕРЕВОД И КОММЕНТРИИ

Роман Хаутала

(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)

Настоящая статья содержит латинский текст, русский перевод и комментарии к ярлыку хана Узбека (1312/13–1341). Хан Узбек предоставил этот ярлык францисканцам Золотой Орды 20 марта 1314 года. По всей видимости, оригинальный текст ярлыка был написан на хорезмийском диалекте кипчакского языка. Однако оригинальный текст ярлыка не сохранился, так же, как и ряд других ярлыков ханов Золотой Орды, которые сохранились только в позднем русском переводе.

К счастью, настоящий ярлык был переведен на латинский язык, и впоследствии этот перевод переписал анонимный британский копиист первой половины XIV века. Артур Кристофер Моуль обнаружил эту средневековую копию ярлыка вместе с рядом других францисканских документов в одном из кодексов (D. Ii. 3.7.), хранящихся в библиотеке университета Кембриджа. В 1924 году Моуль опубликовал первое и единственное издание копии ярлыка вместе с другими францисканскими источниками, снабженными основательным предисловием Михаэля Биля.

Текст ярлыка Узбек-хана никогда не переводился на современные языки. По этой причине содержание ярлыка было известно только узкому кругу специалистов католического миссионерства в монгольской империи. В свою очередь, исследователи истории Золотой Орды, включая и исследователей джучидской официальной документации, не знают о существовании этого важного юридического документа и по сегодняшний день.

Текста ярлыка хана Узбека указывает на то, что сам документ базировался на предыдущих ярлыках ханов Менгу-Тимура (1267–1282) и Токты (1291–1312). Таким образом, содержание ярлыка позволяет уточнить время появления францисканцев на территории Золотой Орды. Кроме того, эти сведения являются еще одним свидетельством практики религиозной толерантности ханов Улуса Джучи. В данном контексте наиболее существенным является указание на толерантное отношение хана Узбека к христианам, несмотря на факт обращения хана в ислам.

Ключевые слова: история Золотой Орды, источники Улуса Джучи, католическая миссионерская деятельность, ярлыки золотоордынских ханов, религиозная политика хана Узбека.

Сведения об авторе: Роман Хаутала – старший научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ; исследователь на историческом отделении гуманитарного факультета Университета Оулу, PhD (история) (90014, ул. Пентти Кайтера, д. 1, Оулу, Финляндия); virisequisque@hotmail.com

  Надырова Х.Г.    49-79

Развитие градостроительной культуры Казанского ханства (2) »

РАЗВИТИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА (2)*

Х.Г. Надырова

(Казанский государственный архитектурно-строительный университет)

Актуальность исследования заключается в том, что градостроительная культура Казанского ханства не рассматривалась как целостное явление, переставшее существовать с включением его в состав Русского государства. С другой стороны, в этом целостном явлении наблюдались традиционные связи и преемственность с предыдущими этапами развития Волжско-Камского региона – булгарским и золотоордынским. По сути, градостроительная культура Казанского ханства явилась завершающим этапом мусульманского периода в развитии культуры региона.

Цель работы заключалась в выявлении особенностей процесса развития градостроительной культуры Казанского ханства как сложной системы, сформировавшейся на основе достижений региона в составе Золотой Орды. Автор исследования ставила следующие задачи: 1. Проследить развитие градостроительной культуры Казанского ханства на всех взаимосвязанных и взаимозависимых уровнях системы, а именно: пространственная организация территории ханства, город и его архитектура. 2. Выявить изменения, происходившие на каждом из этих уровней под действием различных факторов и условий, которые в той или иной форме отражались на системе в целом. 3. Определить особенности развития градостроительной культуры Казанского ханства в сравнении с булгарским и золотоордынским периодами.

Научная новизна заключается в том, что в исследовании градостроительной культуры Казанского ханства использована комплексная методология, объединившая классический, культурологический и синергетический подходы к объектам исследований и позволившая рассматривать ее как целостное и сложное явление в процессе развития с учетом многих факторов и условий. Впервые определены характер и особенности столичного города Казанского ханства с мусульманским населением и установлены его отличительные черты от средневековых городов других регионов мусульманского мира. Впервые Казань, как и градостроительная культура Казанского ханства в целом, исследованы в динамике развития.

Ключевые слова: история, градостроительство, архитектура, синергетика, теория сложности городов, планировка, динамика развития.

Сведения об авторе: Ханифа Габидулловна Надырова – декан факультета общей архитектурно-художественной подготовки, зав. кафедрой архитектурной композиции, Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ), кандидат архитектуры, доцент (420043, ул. Зеленая 1, Казань, Российская Федерация); nadyrova-kh@yandex.ru

* Окончание. Начало см.: Золотоордынское обозрение. 2014. № 2 (4). С. 147–171.

  Пилипчук Я.В.    80-102

Отношения между Великим Княжеством Литовским и Казанским ханством (1506–1552) »

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЕЛИКИМ КНЯЖЕСТВОМ ЛИТОВСКИМ И КАЗАНСКИМ ХАНСТВОМ (1506–1552)

Я.В. Пилипчук

(Институт востоковедения им. А.Е. Крымского НАН Украины)

Данная статья посвящена взаимоотношениям Великого Княжества Литовского с Казанским ханством. Целью исследования является анализ динамики и характерных черт отношений Казанского ханства и Великого Княжества Литовского. Восточная политика Ягеллонов по праву считается одним из важных направлений политики польских королей и великих князей литовских в XVI веке. Традиционно, историки уделяют намного больше внимания истории взаимоотношений Крымского ханства с Литвой и Польшей. Однако относительно отношений Великого Княжества Литовского с Казанским ханством, есть источниковедческие статьи Д. Мустафиной и В. Трепавлова, посвященные анализу документов в литовском государственном архиве (Литовской метрике). Главной тематикой данной статьи является военно-политическая история Восточной Европы первой половины XVI в. Необходимо проследить, насколько европейская политика Казанского ханства зависела от личностей Сахиб-Гирея и Сафа-Гирея и их личных отношений с Сигизмундом I Старым. Новизна данного исследования состоит в том, что впервые вниманию исследователей представлена целостная картина литовско-казанских отношений, а не частные вопросы отношений между отдельными великими князями и ханами. На фоне отношений Литвы с Русским государством и Крымским ханством рассмотрены вопросы истории взаимодействия казанских татар с литовцами и поляками. Попытки установить анти-русский альянс продолжались всю первую половину XVI в. Мухаммед-Амин из династии Улуг-Мухаммеда, в 1506 г. выразил заинтересованность в союзе только, когда это ему было выгодно. Предложение Сигизмунда I Старого заключить в 1516–1518 г. союз, не встретило отклика у казанцев. Династия Улуг-Мухаммеда, в целом, не была сторонником ориентации на Великое Княжество Литовское. Реальный союз между казанцами и литовцами стал возможен только во второе правление в Казани Сафа-Гирея. Только единожды, а именно в 1535–1537 гг., литовцы поддержали казанцев войной против русских. Постоянный контакт межу Казанским ханством и Великим Княжеством Литовским был возможен только, когда этот альянс поддерживало Крымское ханство. Одним из главных дестабилизирующих фактов в отношениях между Ягеллонами и Гиреями были взаимные набеги казаков Великого Княжества Литовского и отрядов татарских пограничных беев. Посольство казанцев к литовцам и полякам в 1551 г. не нашло отклика у Сигизмунда II Августа. Ягеллоны не были заинтересованы в союзе с казанцами. Надежными союзниками казанцев были только крымские Гиреи и восточные ногайцы.

Ключевые слова: Великое Княжество Литовское, Казанское ханство, Крымское ханство, Гиреи, Ягеллоны, литовцы, поляки, казанцы, татары.

Сведения об авторе: Ярослав Валентинович Пилипчук – младший научный сотрудник отдела Евразийской степи Института востоковедения им. А.Е. Крымского НАН Украины, кандидат исторических наук (01001, ул. Грушевского 4, каб. 210, Киев, Украина); bachman@meta.ua

  Pochekaev R.Yu.    103-120

Political Repressions in the Mongol Empire, Golden Horde and Other Turkic-Mongol States, and their Justifications (13th–16th cc.) »

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ, ЗОЛОТОЙ ОРДЕ И ДРУГИХ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ ГОСУДАРСТВАХ: ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (XIII–XVI вв.)

Р.Ю. Почекаев

(Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург)

Статья представляет собой анализ примеров политических репрессии в Монгольской империи, Золотой Орде и других тюрко-монгольских государствах XIII–XVI вв. Автор рассматривает различные типы репрессий – против соперников в борьбе за трон, чиновников, вызвавших гнев монархов, восставших городов.

Так, соперники в борьбе за трон Монгольской империи и чингизидских государств XIII–XIV вв. зачастую обосновывали свои права на власть ссылками на Великую Ясу Чингис-хана. Cоответственно, и расправа победителей с побежденными также основывалась на принципах «правопорядка» Чингис-хана: неопределенность этих правовых принципов (как думается, Великая Яса представляла собой не зафиксированный свод законов, а именно систему нормативных правил и принципов, провозглашенных Чингис-ханом или приписанных ему его преемниками) позволяла победителям мстить своим соперникам, используя правовые средства. Таким образом, обвинение в нарушении Великой Ясы являлось «универсальным» для решения проблемы избавления от опасного соперника.

При расправе с опальными вельможами Чингизиды использовали несколько иные средства, чем в борьбе с проигравшими соперниками. Тем не менее, имелся ряд «стандартных» обвинений – измена, поддержка узурпатора, казнокрадство. Поскольку подобные деяния также противоречили принципам Великой Ясы (как она трактовалась потомками Чингис-хана), в приговорах по делам сановников нередко фигурировала фраза «предать ясе».

Наконец, разрушение сопротивляющихся или восставших городов также можно включить в круг политических репрессий в чингизидских государствах. Расправа с иностранными городами, которые оказывали сопротивление монгольским завоевателям, представляла собой политику военного террора, с помощью которой монголы получали возможность не встретить сопротивления от следующих городов, и в данном случае никаких правовых оснований для резни и разрушений не требовалось. Когда же речь шла о собственных городах, восстававших против законного монарха, то последний, расправляясь с ними всегда представлял свои действия как восстановление закона и порядка.

Несмотря на то, что в большинстве случаев поводом для расправы являлись личная воля монарха, месть или государственный переворот, такие репрессии (за немногочисленными исключениями) официально являлись результатом судебного разбирательства и вынесения приговоров преступникам, изменникам, взяточникам и т.д.

Ключевые слова: Монгольская империя, Золотая Орда, государство Ильханов, государства Чингизидов, политические репрессии, судебный процесс, государственная измена, мятеж, взяточничество.

Сведения об авторе: Роман Юлианович Почекаев – заведующий кафедрой теории и истории права и государства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, кандидат юридических наук, доцент (198099, ул. Промышленная, 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация); ropot@mail.ru

  Маслюженко Д.Н.    121-138

Тюрко-монгольские традиции в «государстве кочевых узбеков» хана Абу-л-Хайра »

ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ В «ГОСУДАРСТВЕ КОЧЕВЫХ УЗБЕКОВ» ХАНА АБУ-Л-ХАЙРА

Д.Н. Маслюженко

(ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»)

Статья посвящена выявлению повседневных и политических традиций в ханстве Абу-л-Хайра, которое традиционно называется в литературе «Государством кочевых узбеков». Оно было создано на юге Западной Сибири в 1430-х гг. и военным путем включило в свой состав все земли потомков Шибана, младшего брата Бату. Среди исследователей доминирует точка зрения на это государство как изначально мусульманское, что подтверждается чтением в честь хана хутбы после занятия им «трона Саин-хана» и наличием в его окружении шейхов и суфиев.

При этом власть Абу-л-Хайра опиралась на значительную поддержку кочевой элиты более чем двадцати племен. Именно эта элита, ее запросы и интересы, выражавшиеся на советах знати, формировали существовавшие политические и повседневные традиции. Они показывают значительное сохранение среди кочевого населения тюрко-монгольских обычаев. Аналогии этим практикам могут быть найдены в более ранних обычаях предшественников данного постордынского государства, то есть Монгольской империи и Улуса Джучи. Эти традиции для ханства Абу-л-Хайра являлись феноменами культурной инерции, которые реставрировались в условиях исламизации и могли становиться адатами, что особенно показательно с учетом специфического отношения суфийских тарикатов к явлениям мирской жизни.

В политическом плане среди них особое значение имела реставрация проведения тоя и связанного с ним курултая, которые могли проходить в соответствии с существовавшим степным (животным) календарем. Были восстановлены раздачи халатов и поясов как основного механизма перераспределения должностей и полномочий среди степной аристократии. Военные традиции также ориентировались на образцы предшествующего времени, что, в частности, проявлялось в выделении крыльев и авангарда. В ходе военных действий использовалась известные еще с раннего средневековья магические обряды, призванные повлиять на погоду с помощью магического камня яда и колдунов-ядачи.

Ключевые слова: исламизация кочевников, тюрко-монгольские традиции, кочевая элита, Шибаниды, государство кочевых узбеков, хан Абу-л-Хайр.

Сведения об авторе: Денис Николаевич Маслюженко – заведующий кафедрой «Культурология» Курганского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент (640669, ул. Гоголя, 25, Курган, Российская Федерация); denmas13@yandex.ru

  Якубович М.М.    139-152

Становление философской мысли в золотоордынском Крыму: Шараф ал-Кырыми »

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ЗОЛОТООРДЫНСКОМ КРЫМУ: ШАРАФ АЛ-КЫРЫМИ

М.М. Якубович

(Национальный университет «Острожская академия»)

В большинстве современных исследований по исламской философии основное внимание посвящено классической эпохе (с VIII по XIII век), в то время как творчество авторов постклассического периода (XIV–XVIII века) изучено довольно поверхностно. В свою очередь, автор настоящей статьи подчеркивает, что философское и научное наследие Крымского ханства представляет сегодня огромный интерес для исследователей; и, прежде всего, благодаря тому факту, что в ΧV–XVII веках на территории Крыма и в других регионах Северного Причерноморья происходил значительный расцвет культурной жизни. Среди прочего, особого внимания заслуживает изучение развития «рациональных наук», в том числе и философских знаний.

В настоящем исследовании, автор обращается к рассмотрению наследия правоведа и мыслителя из Золотой Орды, а именно, к Шарафу ал-Кырыми (ум. в 1440 г.). Его жизненный путь приходится на очень интересный и, в целом, малоизученный период истории Крыма, а именно, на время, когда Крымский юрт (Qırım Yurtu) еще не был самостоятельным государством и входил в состав Золотой Орды. Творческий расцвет этого ученого совпадает с эпохой ослабления золотоордынской власти в Крымском юрте, который выделился в независимое государство («ханство», hanlığı) только в 1441 году, во времена правления Хаджи-Гирея (ум. в 1466).

Произведение Шарафа ал-Кырыми, посвященное вопросам правовой герменевтики, дает четкое представление не только о некоторых вопросах постклассической исламской мысли, но и о развитии исламского знания в Северном Причерноморье. Автор статьи показывает, что Шараф ал-Кырыми находился под влиянием философской теологии авторов из Центральной Азии и Персии, развившейся на основе трудов Абу Али ибн Сины и его последователей. Дальнейшие исследования рукописного наследия крымских авторов могут раскрыть особенности развития философских знаний в западной части Золотой Орды.

Ключевые слова: Крымское ханство, исламское право, исламская философия, аристотелизм, неоплатонизм, школа Абу Ханифы, школа ал-Матуриди.

Сведения об авторе: Михаил Михайлович Якубович – доцент кафедры религиоведения и теологии Национального университета «Острожская академия», кандидат исторических наук (35800, ул. Семинарская, 2, Острог, Ровенская обл., Украина); mykhaylo.yakubovych@oa.edu.ua

  Шамильоглу Ю.    153-174

«Умдет ал-ахбар» и тюркские повествовательные источники золотоордынского и позднезолотоордынского времени »

«УМДЕТ АЛ-АХБАР» И ТЮРКСКИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО И ПОЗДНЕЗОЛОТООРДЫНСКОГО ВРЕМЕНИ*

Ю. Шамильоглу

(Висконсинский университет, Мадисон, США)

Настоящая статья представляет в сжатом виде результаты авторского изучения тюрко-мусульманских источников. Ряд тюркских повествовательных источников дошел к нам из позднезолотоордынского времени – периода государств-преемников Золотой Орды – политических образований XV–XVIII вв. Эти повествовательные источники, главным образом хроники, представляют фундаментальную важность для изучения истории Евразии в XIII–XVIII вв. Поскольку большинство этих работ все еще доступно только в тюркском оригинале, они остаются недоступными и иногда даже неизвестными основной части современных ученых. Поэтому автор дает краткий обзор этих исторических сочинений вместе с более подробным исследованием одного отдельного труда «Умдет ал-ахбар / Umdet ul-ahbar». Он выражает надежду, что такой обзор будет способствовать интеграции тюркских источников в изучение истории государств западной Евразии. Статья содержит несколько примеров, показывающих, насколько полезен может быть этот поздний источник для понимания истории улуса Джучи XIII века. Автор уделяет особое внимание сведениями этого источника о существование «правящих кланов (племен)» и роли карачи-беков и курултая в государственном управлении Улуса Джучи и позднезолотоордынских государств. Особое внимание уделяется тому, что средневековый автор стремился подчеркнуть роль Шибана и его потомков в определении внешней политики улуса Джучи, в осуществлении завоеваний на Западе и распределении улусов в Восточной Европе и, в частности, в Крыму. Данная статья показывает, что поздние тюрко-мусульманские источники нуждаются в более подробном анализе, и представляет собой первый новаторский шаг в этом направлении.

Ключевые слова: Золотая Орда, позднезолотоордынские государства, Крымское ханство, тюркские повествовательные источники, историческая литература, «Умдет ал-ахбар», социальная организация в Золотой Орде, карачи-беки.

Сведения об авторе: Юлай Шамильоглу – профессор, Отделение Языков и Культур Азии, Висконсинский университет в Мадисоне, США (1240 VanHiseHall, Madison WI 53706); uschamil@wisc.edu

* Schamiloglu U. The Umdet ul-Ahbar and the Turkic Narrative Sources for the Golden Horde and the Later Golden Horde // Central Asian Monuments. Ed. Hasan B. Paksoy. Istanbul: Isis Press, 1992, pp. 81–93. Перевод И.Л. Измайлова.

  Исхаков Д.М.    175-190

Золотоордынская этнология татар: 1. Эпический и исторический «золотой трон» («алтын тәхет») »

ЗОЛОТООРДЫНСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ ТАТАР: 1. ЭПИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ «ЗОЛОТОЙ ТРОН» («АЛТЫН ТӘХЕТ»)

Д.М. Исхаков

(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)

Автор настоящей статьи стремится определить исторические истоки особого престольного места, характерного для Улуса Джучи и последующих тюрко-татарских государств, образованных на его территориях в XV–XVI вв. Это особое престольное место было известно как «золотой трон»/ «алтын тәхет». Это явление фиксируется, как в тюрко-татарских (эпические произведения, хроники, исторические сочинения), так и в некоторых русских источниках. Сделанный автором обзор исторических источников показывает, что по тюрко-татарской традиции XVI–XVIII вв., «золотой трон» («алтын тәхет/сандал»), представлял собой место, где восседал правитель (хан, царь) в Золотой Орде и на последующем постордынском политическом пространстве. Автор данной статьи подчеркивает немаловажное обстоятельство: «золотой трон» неизменно ассоциировался в исторических источниках с местом интронизации татарского правителя. В результате детального анализа имеющегося исторического материала, автор настоящей статьи установил, что часто упоминаемый «золотой трон» существовал не только в Улусе Джучи, но и по всей Монгольской империи. Более того, проделанный автором настоящей статьи подробный анализ имеющегося исторического материала (включающий сравнение со сведениями параллельных персидских, китайских и латинских источников) показал, что этот «золотой трон» был связан с другим символом власти, распространенным во всех государствах Чингисидов и зафиксированным рядом исторических источников, то есть со специальным шатром (юртой), известным как «Большая Золотая ставка» / «Урду-и-заррин-и бузург»/«Олуг Алтын Урда». Этот шатер и тронное место ханов, в совокупности, образовывали в Монгольской империи и последующих чингисидских государствах средоточие ханской власти.

Ключевые слова: трон, престольное место, интронизация, золотой трон, золотой шатер, центр власти.

Сведения об авторе: Дамир Мавлявеевич Исхаков – главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, доктор исторических наук (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); monitoring_vkt@mail.ru

  Jukka Korpela   191-206

Baptized and Not Baptized Nemcy in the Muscovite Society of the 16th century »

КРЕЩЕНЫЕ И НЕКРЕЩЕНЫЕ «НЕМЦЫ» В МОСКОВИТСКОМ ОБЩЕСТВЕ XVI ВЕКА

Юкка Корпела

(Университет Восточной Финляндии)

Восточноевропейская торговля рабами была крупным бизнесом. Он имел древние истоки, и, по крайней мере, начиная с эпохи викингов, тысячи рабов доставлялись ежегодно из Крыма, Казани, Астрахани на рынки Центральной Азии, Малой Азии, Средиземноморского региона и, наконец, даже в Индию. Вероятно, войны XV и XVI веков способствовали увеличению числа северных рабов на рынка Московии и Поволжья.

Рабы, поставляемые на продажу, делились на две основные категории. К первой категории относилась ординарная и дешевая рабочая сила. Вторая категория представляла собой чрезвычайные случаи приобретения товаров роскоши, то есть покупку (белых) рабынь для гаремов знатных родов.

Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы осветить разницу между крещенными и некрещеными людьми в контексте работорговли. Ценность данного исследования подчеркивается тем, что исторические источники отчетливо акцентировали внимание на религиозном аспекте работорговли. Поэтому данный феномен требует подробного разъяснения.

Это явление относится только к позднему XVI веку. Становление централизованной государственности вызвало изменение восприятия крещения в качестве критерия подчинения правителю, что неизбежно привело к официальному запрету на торговлю крещенными рабами.

С точки зрения автора, следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) Работорговля белыми (“немецкими”) девушками представляла собой проблему с самого ее появления, поскольку государственная администрация не нуждалась в этом виде товара.

2) Изначально практика работорговли вызывала обеспокоенность у церкви, но не у светских правителей. Но с внедрение нового экономического мышления, разработавшего концепцию государственной экономики и воспринимавшего жителей государства в качестве средств производства и налогоплательщиков; появилась необходимость в ограничении работорговли.

3) Религия стала критерием формирования государственности и подчинения правителю, что неизбежно вызвало изменение в квалификации товаров работорговли.

4) Несмотря на установление ряда ограничений, торговцы не уделяли столь значительного внимания религиозным аспектам работорговли; и, следовательно, они продолжили торговлю крещеными рабами.

Ключевые слова: восточноевропейская работорговля, рынки Московии и Поволжья, «немцы», крещеные и некрещеные рабы, государственная экономика.

Сведения об авторе: Юкка Корпела – почетный доктор, руководитель департамента географических и исторических наук, университет Восточной Финляндии, Ph.D. (история), профессор (80101, Yliopistokatu, 2, Йоэнсуу, Финляндия); jukka.korpela@uef.fi

Наследие

  Абу Бакр Каландар    207-214

Каландар-наме. Глава 2. «Восхваление и благословение в отношении Мухаммада Мустафы» »

КАЛАНДАР-НАМЕ. ГЛАВА 2. «ВОСХВАЛЕНИЕ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ МУХАММАДА МУСТАФЫ»*

Абу Бакр Каландар

* Продолжение. Начало см.: Золотоордынское обозрение. 2014. № 2(4). С. 243–252. Перевод с персидского языка выполнен М.Р. Исмагиловой, аспиранткой, научная редакция перевода и комментарии осуществлены Д.А. Шагавиевым, заведующим отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань).

Рецензии

  Сабитов Ж.М.    215-227

Рецензия на монографию Б.А. Муратова «Этногенез башкир: историография и современные исследования» »

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Б.А. МУРАТОВА «ЭТНОГЕНЕЗ БАШКИР: ИСТОРИОГРАФИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Ж.М. Сабитов

(Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева)

В данной рецензии рассматриваются ошибки в книге Муратова Б.А. «Этногенез башкир: историография и современные исследования», которые можно подразделить на четыре основных вида.

  1. Фактологические ошибки. Автор книги зачастую допускает фактологические ошибки, выдумывая некоторые факты или идеи, которые он приписывает определенным авторам.
  2. Методологические ошибки. Неправильное использование методов популяционной генетики привело автора этой монографии к неправильным выводам. Такие методы, как многомерное шкалирование, расчет генетических расстояний, АМОVА, Кластерный анализ и т.д., автором не использовались вообще. Такие методы, как построение филогенетических сетей и выделение на основе сетей кластеров близких гаплотипов, использовались методологически не верно. Выделение модальных гаплотипов (гаплотипа основателя) не было произведено. Подсчет TMRCA (время жизни первого общего предка) на основе генеалогических и эволюционных скоростей мутаций было произведено с большим количеством ошибок. Одной из главнейших ошибок явилась маленькая выборка для исследования башкирских кланов (n=45). Эта выборка мала и малорепрезентативна. Вытекающие из такой малой выборки выводы слабо аргументированы.
  3. Исторические фантазии. К примеру, Муратов Б.А. совсем необоснованно выдвигает гипотезу о генетической связи башкирского племени Бурзян и монгольского племени Кият-борджигин. Также он выдвинул необоснованные гипотезы о генетической связи башкирского племени бурзян с курдами, осетинами-дигорцами, берендеями. При этом никаких генетических доказательств (принадлежность к общему терминальному SNP-маркеру) Муратов Б.А., естественно, не привел.
  4. Грамматические ошибки. Главный тезис книги Муратова Б.А. звучит как: Башкиры это (некие) «туранцы». Основной ошибкой здесь является отождествление SNP-маркера Z2123 с этнорелигиозной категорией «Туран». Данное отождествление методологически не верно, так как социальные конструкты и генетические маркеры имеют разную природу возникновения, функционирования и развития. Таким образом, смешение генетических и этнорелигиозных маркеров при реконструкции истории методологически не верно.

Ключевые слова: Муратов Б.А., полиморфизм Y-хромосомы, этногенез, башкиры, методы популяционной генетики.

Сведения об авторе: Жаксылык Муратович Сабитов – доцент кафедры политологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Ph.D. (философия) (010008, Мунайтпасова, 5, Астана, Казахстан); babasan@yandex.ru

Хроника

  Judith Kolbas.    228-237

New Aspects on the Il Khans International Conference in Ulaan Baatar, Mongolia, 21–23 May 2014 »

НОВЫЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ УЛУСА ХУЛАГУИДОВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В УЛАН-БАТОРЕ, МОНГОЛИЯ, 21–23 МАЯ 2014

Джудит Колбас

(Кембриджский университет, Великобритания)

С 21 по 23 мая 2014 года в Улан-Баторе была проведена международная конференция, посвященная новым аспектам в изучении улуса Хулагуидов. Конференция была организована при совместной материальной поддержке Национального университета Монголии и университета Индианы (Блумингтон, США). Свыше двадцати участников, приглашенных на конференцию, представили свои доклады на различных панелях, каждая из которых была посвящена рассмотрению одной объединяющей темы. Все мероприятие было безупречно организовано Дашдондог Баярсайхан (получившей звание Ph.D. по истории в университете Оксфорда) на историческом факультете Монгольского национального университета. Проведение конференции способствовало раскрытию новых сведений об Иране в монгольский период, которые будут опубликованы в сборнике материалов конференции в Монголии и за рубежом.

Во время конференции наиболее отчетливо прояснились следующие актуальные тенденции в исследованиях монгольского Ирана. Во-первых, ряд докладов на конференции показал, что сведения стандартных источников, на которые длительное время безоговорочно полагались исследователи (Рашид ад-Дин, Джувейни, Вассаф); нуждается в гораздо более углубленном критическом анализе. Сведения этих сочинений нередко не совпадают с информацией локальных и недооцененных источников. Так, несторианские, армянские, анатолийские, афганские источники, как и материалы международной переписки Ильханов, предоставляют, в данном контексте, не менее ценные сведения, которые следует принять во внимание Во-вторых, содержание стандартных источников должно быть подвергнуто более тщательному анализу, начиная от сочинений Рашид ад-Дина, до творчества аль-Калкашанди. В-третьих, несмотря на то, что монгольский период предоставляет намного больше источников, чем предыдущие; участники конференции констатировали наличие ценного исторического материала, который еще не был подвержен детальному рассмотрению.

Суммируя, новый исторический материал, критика устаревших взглядов и анализ влияния тех слоев населения, которые не принимали участия в управлении высшим административным или военным аппаратом, представленные в ходе конференции; не только засвидетельствовали актуальность изучения улуса Хулагуидов, но и показали новые возможности изучения монгольского Ирана посредством исследования его отдельных регионов или даже соседних государств.

Ключевые слова: международная конференция, Национальный университет Монголии, университет Индианы, исследования улуса Хулагуидов, критический анализ источников.

Сведения об авторе: Джудит Колбас – профессор, член Института нумизматики Центральной Азии Кембриджского университета, Ph.D. (Кембридж, Великобритания); ca.numismatic@gmail.com

  Маслюженко Д.Н., Татауров С.Ф.    237-243

II Всероссийская научная конференция «История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири» (Курган, 17–18 апреля 2014 г.) »

II ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЮРКО-ТАТАРСКИХ ГОСУДАРСТВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ» (Курган, 17–18 апреля 2014 г.)

Д.Н. Маслюженко

(ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»)

С.Ф. Татауров

(Омский филиал Института Археологии и этнографии СО РАН)

В статье подводятся итоги работы II Всероссийской научной конференции «История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири», которая состоялась в Кургане 17–18 апреля 2014 года. В работе конференции приняли участие 38 исследователей из России, Казахстан и Украины.

Работа конференции велась по нескольким направлениям. В первый день были рассмотрены вопросы истории улуса Шибана и роли Шибанидов в истории Золотой Орды, в том числе проблема границ этих владений, место в административной структуре Улуса Джучи, участие представителей династии в событиях Великой Замятни и междоусобиц 1420-х годов. Также обсуждались этнические и политические процессы в Тюменском и Сибирском юрте. Значительное внимание было уделено вопросам тюркизации населения Западной Сибири и формирования различных групп сибирских татар. Исследователи отметили ограниченность источниковой базы позднесредневековой истории региона и необходимость комплексного подхода с привлечением к исследованию специалистов в области истории, археологии, этнографии, антропологии, лингвистики. Отдельная дискуссия развернулась по вопросу о роли ногайского и бухарского фактора в истории Сибирского ханства Кучума.

Во второй день были обсуждены различные аспекты вхождения тюрко-татарских народов Урало-Иртышского междуречья в состав Российского государства. Были заслушаны доклады, посвященные политике и судьбе Кучумовичей, юридическим и военным аспектам подчинения татарских юртов. Проведено обсуждение двух версий этногенеза ичкинских татар как особой группы татарского населения региона. В связи с этим участники конференции призвали к осторожной позиции в применении этнических реконструкций в тюркской истории и их использовании в построении современных межэтнических отношений в России. Также были заслушаны доклады по вопросам духовной и материальной культуры татар Западной Сибири. Значительное внимание было уделено вопросам исламизации тюрко-татарских групп Западной Сибири и существованию исламских институтов в регионе при русской власти.

Ключевые слова: научная конференция, средневековая история, тюрко-татарские государства Западной Сибири.

Сведения об авторах: Денис Николаевич Маслюженко – заведующий кафедрой «Культурология», Курганский государственный университет, кандидат исторических наук, доцент (640669, Россия, г. Курган, ул. Гоголя, д. 25); denmas13@yandex.ru

Сергей Филиппович Татауров – заведующий сектором археологии, Омский филиал Института Археологии и этнографии СО РАН, кандидат исторических наук, доцент (644010, Россия, г. Омск, пр. К. Маркса, 15/1); tatsf2008@rambler.ru

  Миргалеев И.М.    243-246

Международная научная конференция «Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения», приуроченная к 80-летию профессора М.А. Усманова »

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ТЮРКО-МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ИДЕНТИЧНОСТЬ, НАСЛЕДИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ», приуроченная к 80-летию профессора М.А. Усманова

И.М. Миргалеев

(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)

27–28 мая 2014 года в Казани прошла Международная научная конференция «Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие и перспективы изучения», приуроченная к 80-летию профессора М.А.Усманова. Организаторами конференции выступили Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета, Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, Научная библиотека им. Н.И.Лобачевского КФУ, Национальная библиотека Республики Татарстан, Российское историческое общество, Общество востоковедов России, Фонд сохранения и развития татарского языка и культуры «Жыен», Институт «Юнуса Эмре» (Турция).

Работа конференции была разделена на шесть тематических секций: «Личность в истории: научное и общественное наследие М.А.Усманова», «Восточная археография в России и проблемы источниковедения», «Тюрко-мусульманское наследие Золотой Орды», «Татарская богословская мысль и мусульманские духовные и политические институты в России», «Ислам в средневековье и новое время: проблемы источниковедения», «Исламская книжная традиция и татарская литература».

Сведения об авторе: Ильнур Мидхатович Миргалеев – руководитель Центра исследований истории Золотой Орды им. М.А. Усманова Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, кандидат исторических наук (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); dilnur1976@mail.ru