2017. Т. 5, № 3. Mirko Sardelić

2017. Т. 5, № 3. С. 494-508

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-3.494-508

   ИОАНН ДЕ ПЛАНО КАРПИНИ И СИМОН ДЕ СЕН-КАНТЕН
В СРАВНЕНИИ: ЭМОЦИИ XIII ВЕКА В ЕВРАЗИЙСКОЙ СТЕПИ 

Мирко Сарделич
Хорватская академия наук и искусств
Загреб, Хорватия
msardelic@hazu.hr

Цель исследования: поиск ответа на вопрос, почему отчеты двух миссионеров, посетивших одного и того же монгольского «Другого» в 1245 году, совершенно отличаются друг от друга, несмотря на то что их авторы относились к одному и тому же христианскому кругу? Точнее, в настоящей статье рассматриваются причины того, почему отчет Симона является намного более негативным в описании монголов, как и имагологическое и эмоциональное влияние на это отображение.
Материалы исследования: два мендикантских отчета, составленные Иоанном и Симоном, как и современные исследования различных аспектов монгольского «Другого», апокалиптической литературы и отношений между западным христианством и Монгольской империей в середине XIII века.
Новизна исследования заключается в сравнении двух синхронных отчетов, определении их отличий в репрезентации монголов и в анализе их образа с точки зрения истории эмоций.
Целью данной статьи является показать, что при интерпретации средневековых европейских текстов о монголах следует комбинировать подходы различных ди­сциплин, включая (но не ограничиваясь) историю эмоций, историю культуры и письменных текстов, антропологию, кросс-культурную социологию и др. Непосред­ственное и ошибочное толкование того, что монголы были каннибалами и содо­митами, к которому кого-либо может подтолкнуть поверхностное прочтение отчета Симона де Сен-Кантен, следует опровергать с научной точки зрения. Подоб­ные интерпретации появились в результате различных событий и явлений в 40-х годах XIII века: ожесточенного столкновения монгольских армий с западным хрии­стиа­нством, одновременных христианских попыток поместить новых пришельцев в знакомый апокалиптический контекст и, скорее всего, персональной психоло­гической травмы автора, жизнь которого оказалась под угрозой в результате того, что может быть объяснено в качестве кросс-культурного непонимания или же демонстрации силы.
Результаты исследования: сравнение двух отчетов, составленных Иоанном де Плано Карпини и Симоном де Сен-Кантен, их контекстуализация внутри миссионерской литературы XIII века, параллельный анализ сформированных образов, как и отсылка к другим синхронным текстам о монголах представляются целесообразной отправной точкой для комплексного процесса отображения формирования образа монголов, использовавшегося европейцами в позднем Средневековье. Этот комплекс образов состоит в повторном использовании сотен образов, почерпнутых из классической Античности, библейских текстов и средневековых пророчеств, наделенных способностью вызвать наиболее сильные эмоции при единственном упоминании. Искусный междисциплинарный подход неизменно требуется для избежания ошибочных интерпретаций повышенно эмоциональных образов, которые могут принести надежду или вызвать гнев, в зависимости от их (неправильного) использования.

Ключевые слова: Иоанн де Плано Карпини, Симон де Сен-Кантен, мендиканты, ранние папские миссии на Восток, комплекс образов монголов XIII века, апокалиптическая литература, история эмоций

Для цитирования: Sardelić M. John of Plano Carpini vs Simon of Saint-Quentin: 13th-century Emotions in the Eurasian Steppe // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 3. С. 494–508. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-3.494-508

Сведения об авторе: Мирко Сарделич – Ph.D. (история), научный сотрудник Отделения исторических исследований Хорватской академии наук и искусств; содиректор Центра исследований эмоций и кросс-культурных обменов (Strossmayerov trg 2, 10000 Zagreb, Croatia); почетный исследователь Центра передовых исследований истории эмоций (Европа 1100–1800) в Университете Западной Австралии. E-mail: msardelic@hazu.hr

Поступила  19.05.2017   Принята к публикации  31.08.2017
Опубликована онлайн 30.09.2017