2022. Т. 10, № 1. Березин Я.Б., Нарожный Е.И.

2022. Т. 10, № 1. С. 32-46

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2022-10-1.32-46

   НОВОЕ «ЗАХОРОНЕНИЕ» ПОЛОВЕЦКОГО КАМЕННОГО
ИЗВАЯНИЯ НА СТАВРОПОЛЬЕ (ВТОРАЯ  ПОЛ. ХIII–ХIV ВВ.)

Я.Б. Березин 1, Е.И. Нарожный 2
1 Научно-исследовательский институт и Музей антропологии МГУ
Москва, Российская Федерация
yakov_berezin@mail.ru
2 ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный
университет им. У.Д. Алиева»
Карачаевск, Российская Федерация
zai_ein@mail.ru

Цель исследования: Вводя в научный оборот новую находку тюркского камен­ного изваяния, преднамеренно погребенного (?) в курганной насыпи, авторы стре­мятся обосновать причины такого необычного отношения к каменной скульптуре. Привлекая известные и близкие аналогии, схожие с анализируемой ситуацией, авторы статьи стремятся связать данные процессы с некоторыми инновационными явлениями внутри Золотой Орды.
Материалы исследования: в научный оборот впервые вводятся совершенно новые раскопочные материалы, полученные в ходе охранно-спасательных иссле­дований октября-ноября 2020 г.
Новизна исследования: Рассматриваемые материалы и их историко-культурная атрибуция прежде нигде не публиковались и не обсуждались, за исключением объема обязательного полного научного отчета о раскопках (текст описаний, фото и иллюстрации), в установленном порядке представляемого в архив ИА РАН на вечное хранение.
Результаты исследования: в статье, учитывающей известные автору схожие материалы с территории Подонья в РФ и Украины, публикуемое каменное изваяние воспринимается как часть ритуально-погребального обряда половцев. Подобные процессы, как и массовая смена традиционных ориентировок погребенных в захоронениях поздних кочевников, А.О. Добролюбский (Одесса) связывает со време­нем Золотой Орды, когда прежние («домонгольского» времени) погребальные обряды начали терять свой традиционный смысл или стали приобретать какой-то новый. Подобные инновации становятся возможными уже после рождения в Золотой Орде новых поколений ее населения (т.е уже к 1260–1270 гг.). Впоследствии, хотя и не повсеместно, такое население, участвуя в формировании не только «синкре­тической» материальной, оказалось и под влиянием новых идеологических воздей­ствий, постепенно вытеснявших старые верования, в т.ч. и отказ от почитания статуй-культов. Подобные инновации были ускорены и процессом исламизации  кочевого населении Золотой Орды. Все это и обусловило распространение процесса ритуального «захоронения» статуй как уже отжившего семантического образа.

Ключевые слова: Ставропольский край, половецкие статуи и святилища, тюрки Северного Кавказа, этнокультурные процессы, религиозные воззрения, Золотая Орда

Для цитирования: Березин Я.Б., Нарожный Е.И. Новое «захоронение» половецкого каменного изваяния на Ставрополье (вторая пол. ХIII–ХIV вв.) // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 1. С. 32–46. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-1.32-46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Атавин А.Г., Андреева М.В. Половецкое святилище из Ставрополья // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа / Белинский А.Б. (ред.). Ставрополь: ГУП «Наследие», 1998. Вып. 1. С. 231–237.
  2. Баяр Д. Каменные изваяния из Сухэ-Баторского аймака (Восточная Монголия) // Древни культуры Монголии / Васильевский Р.С. (ред). Новосибирск: Наука, 1985. С. 48–159.
  3. Березин Я.Б. Раскопки курганного могильника «Солнечнодольск-4» в Изобильненском районе Ставропольского края в 2020 г. Ставрополь, 2021 // Архив ИА РАН, Р-1.
  4. Березин С.Я., Нарожный Е.И. О северокавказских участниках Куликовской битвы и их вооружении // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. Белгород. БелГУ, 2010. № 7 (78). Вып. 14. С. 195–201.
  5. Богачкова А.Е. История Изобильненского района. Ставрополь: Ставро­польское кн. изд-во, 1994. 325 с.
  6. Горелик М.В. Монголы и подвластные народы в Золотой Орде (этносоциальная самоидентификация и ее внешнее выражение) // Золотоордынское наследие. Материалы второй международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А. Усманова (Казань, 29–30 марта 2011 г.) / Миргалеев И.М. (ред.). Казань: ООО «Фолиант», 2011. Вып. 2. С. 77–90.
  7. Гугуев Ю.К. Половецкое святилище-яма с каменной статуей и человеческими жертвоприношениями у села Бешпагир в Ставропольском крае // Донская археология. Ростов-на-Дону, 2002. № 3–4. С. 53–66.
  8. Гугуев Ю.К. О палеоэтнографическом подходе к изучению половецких святилищ и статуй // Новое прошлое. Ростов-на-Дону, 2017. № 4. С. 244–257. DOI: 10.23683/ 2500-3224-2017-4-244-257
  9. 9. Гуркин С.В. Половецкие святилища с деревянными изваяниями на Нижнем Дону // Советская археология. 1987. № 4. С. 100–109.
  10. Добролюбский А.О. Кочевники Северного Причерноморья в эпоху средневековья / Каршковский П.О. (ред.). Киев: Наук. думка, 1986. 137 с.
  11. Евглевский А.В. Изваяния и корчага из кургана у станицы Кременская на Нижнем Дону: К проблеме завершающего этапа изготовления половецкой скульптуры // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 13: Золотоордынское время / Евглевский А.В. (ред.). Донецк : ДонНУ, 2014. С. 263–282.
  12. Евглевский А.В. Кочевническое изваяние ХIII в. с вторичным знаком из города Изобильный // Древности Кубани / Верещагин В.В. (ред.).Ротов-на-Дону-Таганрог: Изд-вл ЮФУ. Вып. 24. 2020. С. 155–165.
  13. Евглевский А.В., Круглов Е.В. Изваяния и корчага из кургана у станицы Кременская на Нижнем Дону: к проблеме завершающего этапа изготовления половецкой скульптуры (II) // Нижневолжский археологический вестник. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2016. Т. 15. № 1. С. 40–71.
  14. Ермоленко Л.Н. О семантике средневековых кочевнических святилищ со скрытыми в насыпях изваяниями // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I–II тысячелетии н. э. /Илюшин А.М. (ред.). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. С. 157–165.
  15. Костюков В.П. О кыпчаках в Джучидском государстве // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа / Нарожный Е.И. (ред.). Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. Вып. 5. С. 169–198.
  16. Кореневский С.Н., Андреева М.В., Ульянова С.А. Раскопки Ставропольской экспедиции // Археологические открытия 1986 года / Лопатин Н.В. (ред.). М.: Наука, 1988. С. 130–131.
  17. Кузнецов В.А. Тюркские изваяния из Пятигорья // Археология и вопросы древней истории Кабардино-Балкарии. Нальчик: «Эльбрус», 1980. Вып. 1. С. 169–178.
  18. Леонова Н.В. Половецкое изваяние из могильника Бага-Бурул на Западе Калмыкии // Краткие сообщения института археологии. М.: ИА РАН, 2018. Вып. 252. С. 254–273.
  19. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии / Окладников А.П. (ред.). М.: Мысль 1981. 174 с.
  20. Минаева Т.М. К вопросу о половцах на Ставрополье по археологическим данным // Материалы по изучению истории Ставропольского края. Ставрополь: Ставр. кн. изд-во, 1964.Т. II. С. 167–196.
  21. Мирошина Т.В. Раскопки курганов у с. Бешпагир // Археологические открытия 1983 года / Лопатин Н.В. (ред.). М.: Наука, 1988. С. 125–126.
  22. Нарожный Е.И. О половецких святилищах XIII–XIV вв. Северного Кавказа и Дона // Степи Европы в эпоху средневековья / Евглевский А.В.(ред.). Донецк: Изд-во ДонНУ, 2003. Т. 3. С. 245–274.
  23. Нарожный Е.И. Средневековые кочевники Северного Кавказа / Виноградов В.Б. (ред.). Армавир: ЦАИ АГПУ, 2005. 208 с.
  24. Нарожный Е.И. Северный Кавказ в XIII–XV веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия. Автореф. дисс. д.и.н. Владикавказ: СОГУ, 2010. 58 с.
  25. Нарожный Е.И. Из истории исламизации в северокавказских владениях Золотой Орды // Ислам в духовном пространстве Северного Кавказа: история, философия, социология. Материалы Всероссийской научной конференции. 7–8 октября 2011г. / Бегеулов Р. М. (ред.). Карачаевск: КЧГУ. 2011. С. 264–271.
  26. Нарожный Е.И. Половцы Северного Кавказа (некоторые итоги и перспективы изучения) // Тюркские кочевники Евразии (кимаки, кипчаки, половцы…). Серия: «Тюркские племена и государства Евразии в древности и в средние века». Вып. 2 / Загидуллин И.К. (сост. и ред.). Казань: Изд-во «Ихлас», 2013. С. 48–76.
  27. Нарожный Е.И., Соков П. В. География события 1222 года на Северном Кавказе // Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве. Историческая география Золотой Орды. Материалы Седьмой Международной конференции, посвящённой памяти Г. А. Фёдорова-Давыдова / Бочаров С.Г. и Ситдиков А.Г. (ред.). Казань-Ялта-Кишинёв: Stratum, 2016. С. 232–237.
  28. Нарожный Е.И., Соков П.В. Половецкие каменные изваяния из краеведческого музея г. Изобильный (Ставрополье) // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа / Нарожный Е.И. (ред.). Армавир-Краснодар: НАО «Наследие Кубани», 2018. Вып. 16. С. 191–205.
  29. Плетнёва С.А. Половецкие каменные изваяния // Свод археологических источников. Вып. Е4–2 / Рыбаков Б.А. (ред.). М.: Наука, 1974. 200 с.
  30. Плетнева С.А. Об армавирской коллекции каменных половецких изваяний // Историко-археологический альманах / Мунчаев Р.М. (ред.). Армавир-М., 1995. Вып. 1. С. 165–166.
  31. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Санкт-Петербург: изд. С.Г. Строганова, 1884. Т.1: Извлечения из сочинений арабских. 564 с.
  32. Усманова Э.Р., Ериоленко Л.Н., Мкртычев Т.К., Антонов М.А. Гендерная сим­волика на средневековом каменном изваянии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология». Иркутск, 2016. Т. 17. С. 94–108.
  33. Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М.: МГУ, 1966. 274 с.
  34. Фёдоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М.: МГУ, 1974. 180 с.
  35. Фелицын Е.Д. Археологическая карта Кубанской области. М., 1882 (карта).
  36. Фоменко В.А. Древние и средневековые курганы в истории и культуре ногайского населения степного Прикумья (Историографический и этнологический аспекты исследования) // Кавказология. Нальчик: КБГУ, 2020. № 2. С. 204-231. DOI 10.31143
    /2542-212X-2020-2-204-231

Сведения об авторах: Яков Борисович Березин – научный сотрудник Научно-исследовательского института и Музея антропологии Московского государственного университета (125009, ул. Моховая, 11, Москва, Российская Федерация). E-mail: yakov_berezin@mail.ru

Евгений Иванович Нарожный – заслуженный работник культуры Кубани, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева» (369202, ул. Ленина, 29, Карачаевск, Российская Федерация). E-mail: zai_ein@mail.ru

Поступила  1.12.2021   Принята к публикации  2.03.2022
Опубликована Онлайн  29.03.2022