2023. Т. 11, № 1. Маликов А.

2023. Т. 11, № 1. С. 143-166

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-1.143-166
EDN: https://elibrary.ru/MJQEND

   ПРАВЛЕНИЕ ШИБАНИДОВ В САМАРКАНДЕ: ЛЕГИТИМАЦИЯ, КУЛЬТУРА И МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО (1512–1578)

Азим Маликов
Университет Палацкого в Оломоуце
Оломоуц, Чешская Республика
azimmal2018@gmail.com

Цель: проанализировать культуру и монументальное зодчество в Самарканде в эпоху правления Шибанидов и выявить истоки культурных традиций в архи­тектурном строительстве в Самарканде в XVI веке.
Материалы исследования: использованы сочинения среднеазиатских, персидских, тюркских авторов XVI–XVIII в.: Зайн ад-Дина Васифи, Абдаллаха Насраллахи, Мирза Мухаммад Хайдара, Хафиз Таныша Бухари, Нисари, Ракими, архивные материалы Л.Маньковской, М.Массона из Центрального Государственного архива Республики Узбекистан. Также подробно анализируются публикации российских, советских, пост-советских и зарубежных специалистов по истории и культуры Шибанидов – В.Бартольда, А.Семенова, Г.Пугаченковой, Е.Давидович, Б.Ахмедова, Р.Макчесни, М.Саиджанова, Т.Султанова, Д.ДиУиса, Ф.Шварца, Е.Смагулова, Б.Бабаджанова, А.Муминова, К.Каттаева, Б.Норика и др.
Результаты и научная новизна: Шибаниды Кучкунджи-хан, Суюнчходжа-хан и их потомки сочетали в своей генеалогии как золотоордынские джучидские, так и тимуридские корни и использовали этот факт в своей легитимации. Политическая система государства, выражающаяся в существовании сильных уделов, из которых выделялся Самарканд, оказала влияние на формирование локальной культурной идентичности. Эти особенности нашли отражение в монументальном зодчестве в Самарканде, в которой произошел синтез культурных традиций присырдарьинских районов Улуса Джучи и Хорезма и тимуридского наследия Мавераннахра.
В Самарканде в XVI веке сформировались три разных по архитектуре и географическому расположению мемориальных места, где были похоронены представители династии Шибанидов. Каждое из них отражало различные идеологические линии, которых придерживались те или иные представители Шибанидов. По мнению автора, в Самарканде Шибаниды-Кучкунджиды построили медресе, продолжавшее определенные тимуридские традиции, но вместе с тем сочетавшее определенные элементы архитектуры Золотой Орды. Сооружение медресе Абу Саид-хана в историческом центре Самарканда вблизи медресе Мирзо Улугбека имело символическое значение. Поддержка использования тюркского языка в Мавераннахре первыми Шибанидами была обусловлена как тимуридскими традициями, так и золотоордынским наследием, в котором значительное место занимал тюркский литературный язык.

Ключевые слова: Золотая Орда, Шибаниды, медресе, мавзолей, Центральная Азия, Самарканд, легитимация

Для цитирования: Маликов А. Правление Шибанидов в Самарканде: легити­мация, культура и монументальное зодчество (1512–1578) // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, №1. С. 143–166. DOI: 10.22378/2313-6197.2023-11-1.143-166 EDN: MJQEND

Финансирование: Исследование по теме статьи было осуществлено благодаря гранту European Regional Development Fund – Project “Sinophone Borderlands: Interaction at the Edges” CZ.02.1.01/0.0/0.0/16_019/0000791”.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов М.М., Пугаченкова Г.А. Наука, культура, искусство, архитектура // История Самарканда. Т. 1. Т.: Фан, 1969. С. 287–302.
  2. Агзамова Г.А. Некоторые вопросы культурно-духовной жизни городов Среднеазиатских ханств // Культура номадов Центральной Азии. Материалы международной конференции. Самарканд, 2008. С. 34–40.
  3. Акимушкин О.Ф. Библиотека Шибанидов в Бухаре XVI в. // Средневековый Иран. Культура, история, филология. СПб.: Наука, 2004. С. 368–382.
  4. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. М.: Наука, 1965. 180 с.
  5. Ахмедов, Б.А. История Балха: (XVI – первая половина XVIII в.). Ташкент: Изд-во «Фан», 1982. 296 с.
  6. Бартольд В.В. Сочинения. Т. II. Ч. 1. М.: Наука, 1963. 1024 с.
  7. Бартольд В.В. Сочинения. Т. II. Ч. 2. М.: Наука, 1964. 661 с.
  8. Бобожонов Б., Муминов А., Пауль Ю. Шайбонийлар қабртошларидаги битиклар. Висбаден, 1997. 191 с.
  9. Болдырев А.Н. Зайнаддин Васифи. Таджикский писатель XVI в. (Опыт творческой биографии). Душанбе: Адиб, 1989. 464 с.
  10. Бухари Хафиз-и Таныш. Шараф-нама-йи шахи (Книга шахской славы). Ч. 1. Пер. с персидского, введ., примеч. и указ. М. Салахетдиновой. М.,1983. 299 с.
  11. Веселовский Н. Подробности смерти узбецкого хана Мухаммеда Шейбани // Труды VIII археологического съезда в Москве, 1890, Т. III. М., 1897. С. 290–297.
  12. Воронина В.Л. Архитектура Средней Азии XVI–XVII вв. // Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 8. М.: издательство литературы по строительству, 1969. С. 304–330.
  13. Давидович Е.А. Надписи на среднеазиатских серебряных монетах XVI в. // Эпиграфика Востока. Вып. VII. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 30–40.
  14. Давидович Е.А. Глава 6 «Средняя Азия при Шейбанидах. XVI в.» // История Востока. Восток на рубеже средневековья и нового времени XVI–XVIII вв. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. С. 120–131.
  15. Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1939. 228 с.
  16. Зиливинская Э.Д. Очерки культового и гражданского зодчества Золотой Орды. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. 253 с.
  17. Зиливинская Э.Д. Архитектура благочестия в Золотой Орде (по письменным источникам и археологическим данным) // От Онона к Темзе. Чингисиды и их западные соседи. М.: издательский дом Марджани, 2013. С. 95–134.
  18. Иванов П. Очерки по истории Средней Азии. (XVI – середина XIX в.). М., 1958. 247 с.
  19. Камолов Х.Ш. История вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака в Среднюю Азию (XVI в.). Автореферат докторской диссертации. Душанбе, 2007. 52 с.
  20. Катаган Мухаммадёр ибн Араб. Мусаххир ал-билод (мамлакатларнинг эгалланиши). Форс тилидан таржима, изохлар ва курсаткичлар муаллифлари: И.Бек­жонов, Д.Сангинова. Масъул мухаррир: Ш.Вохидов. Тошкент: Янги аср авлоди, 2009. 430 с.
  21. Каттаев К. Тасаввуф алломалари. Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2017. 320 б.
  1. Кюгельген А. фон. Легитимация среднеазиатской династии Мангитов в произведениях их историков (XVIII–XIX вв.). Алматы: Дайк-Пресс, 2004. 516 с.
  2. Маликов А.М. История Самарканда (с древних времен до середины XIV века). Т. 1. Ташкент: Paradigma, 2017. 336 с.
  3. Маликов А.М., Торланбаева К.У. Некоторые особенности культурной идентичности Шейбани-хана и монументальное строительство в Самарканде в начале XVI века // Золотоордынское обозрение. 2022. Т. 10, № 2. С. 391–413. DOI: 10.22378/2313-6197.2022-10-2.391-413
  4. Миргалеев И.М. Сколько лет золотоордынской цивилизации? // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. №1. 2014. С. 118–121.
  5. Мукминова Р.Г. К истории аграрных отношений в Узбекистане XVI в: по материалам Вакф-Наме. Т.: Фан, 1966. 355 с.
  6. Нисорий Хасанходжа. Музаккири ахбоб (Дустлар ёдномаси). Тазкира. Перевод на узб. язык И. Бекджанова. Тошкент, 1993. 344 с.
  7. Норик Б.В. Жизнь и творчество среднеазиатских историков литературы XVI–XVII вв. Хасана Нисари и Мутриби Самарканди // Письменные памятники Востока. №1(2), 2005. С. 183–216.
  8. Норик Б.В. Роль шибанидских правителй в литературной жизни Мавераннахра XVI в. // Рахмат-наме: Сб. статей к 70-летию Р. Р. Рахимова. СПб.: МАЭ РАН, 2008. С. 226–267.
  9. Норик Б.В. Биобиблиографический словарь среднеазиатской поэзии (XVI – первая треть XVII в.). М.: ИД Марджани, 2011. 976 с.
  10. Нуриева Ф.Ш. Формирование и функционирование тюрко-татарского литературного языка периода Золотой Орды. Автореферат дисс. … доктора филол. наук. Казань, 2004. 40 с.
  11. Панкратьев Г.Л. Альбом исторических памятников г. Самарканда. 1890. 54 с.
  12. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. История искусств Узбекистана с древней­ших времен до середины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1965. 688 с.
  13. Ратия Ш., Воронин Л. Мавзолей Барак-хан // «Архитектура СССР», 1936. № 11. С. 67–73.
  14. Ришар Франсис. Иллюстрированные рукописи Мавераннахра в собраниях Франции. Культурное наследие Узбекистана. Т. 29. Toshkent: «Silk Road Media», «East Star Media», 2020. 424 с.
  15. Рокимий Шарафуддин. Тарихи Томм. Форсийдан узбек тилига таржима ва изохлар муаллифлари: Хайдарбек Бобобеков ва Наим Норкулов. Тошкент, «Маънавият», 1998. 156 с.
  16. Саиджанов М. Обследование усыпальницы Чильдухтарон в Самарканде // Социалистическая наука. 1936. №3–5. С. 92–94.
  17. Салахетдинова М.А. Престолонаследие у Шейбанидов // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXI годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР. Доклады и сообщения. Ч. I. М.: Наука, 1987. С. 142–145.
  18. «Самария», описание древностей и мусульманских святынь Самарканда Абу Тахир ходжи. Перевод В.Л.Вяткина // Справочная книжка Самаркандской области. 1898. Вып. VI. Самарканд, 1899. С. 154–259.
  19. Самаркандские документы XV–XVI вв. Факсимиле, критический текст, перевод, введение, примечания и указатели О.Д.Чехович. М., 1974. 631 с.
  20. Семенов А.А. Культурный уровень первых Шейбанидов // Советское востоковедение. 1956. № 3. С. 51–59.
  21. Смагулов Е.А. Застройка Центральной площади города Сауран XIV–XVI вв. // Поволжская археология. 2016. № 2(16). C. 93–119.
  22. Смагулов Е.А., Ержигитова А.А. Медресе, дворец, кархана, ханака? – Архитектурные загадки Саурана // Восхождение к вершинам археологии: сборник материалов международной научной конференции «Древние и средневековые государства на территории Казахстана», посвященной 90-летию со дня рождения К.А. Акишева. Алматы, 2014. С. 578–613.
  23. Собрание восточных рукописей АН УзССР. Т. 1. Ташкент, 1952. 440 с.
  24. Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М.: АСТ, 2006. 445 с.
  25. 46. Уэлсфорд Т. «Шахри-и санг-и сабз»: Тимуридское наследие в Самарканде в XVI–XVII вв. // Вестник Международного института центральноазиатских исследований. Вып. 9. 2009. С. 23–32.
  26. Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. Изд. 3-е, доп. Алматы: Дайк-Пресс, 2002. 604 с.
  27. Хайдар Мирза Мухаммад. Тарих-и Рашиди. Введение, перевод с персидского А.Урунбаева, Р.П. Джалиловой, Л.М. Епифановой. Т., 1996. 656 с.
  28. Хорезми. Мухаббат-наме. Издание текста, транскрипция, перевод и исследование Э.Н.Наджипа. М.: Изд. восточной лит-ры, 1961. 223 с.
  29. Чехович О.Д. Из источников по истории Самарканда XV века // Из истории эпохи Улугбека. Ташкент, 1965. С. 300–361.
  30. Шедевры архитектурной эпиграфики Узбекистана. Тошкент: O’zbekiston, 2011. 564 с.
  31. Blair, Sheila S., and Jonathan M. Bloom. The art and architecture of Islam 1250–1800. Yale University Press, 1995. 368 р.
  32. Blair, Sheila. Muslim-style Mausolea across Mongol Eurasia: Religious Syncretism, Architectural Mobility and Cultural Transformation // Journal of the Economic and Social History of the Orient 62, no. 2–3. 2019, pp. 318–355.
  33. DeWeese, Devin. The Eclipse of the Kubravīyah in Central Asia in: Iranian Studies, Vol. 21, No. 1/2, Soviet and North American Studies on Central Asia. 1988, pp. 45–83.
  34. DeWeese, Devin. Bābā Kamāl Jandī and the Kubravī Tradition among the Turks of Central Asia // Der Islam 71.1. 1994, pp. 58–94.
  35. DeWeese, Devin. “Persian and Turkic from Kazan to Tobolsk: Literary Frontiers in Muslim Inner Asia”, in Green, Nile (ed.), The Persianate World: The Frontiers of a Eurasian Lingua Franca. Berkeley: California University Press, 2019, pp. 131–55.
  36. Eckmann, János. Doğu Türkçesinde bir Kur’an çevirisi (Rylands nüshası). Türk Dili Araştırmaları Yıllığı-Belleten15. 1967, pp. 51–69.
  37. Erkinov, Aftandil. The Poetry of the Nomads and the Shaybani Rulers in the Process of Transition to a Settled Society.” In Central Asia on Display: Proceedings of the VIIth Conference of the European Society for Central Asian Studies, vol. 1, LIT Verlag Münster, 2004.
  38. Golombek, L., Wilber, D. The Timurid Architecture of Iran and Turan. Vol 1. Princeton, N.J.: Princeton University Press. 1988. 848 p.
  39. Levi, Scott Cameron, and Ron Sela, eds. Islamic Central Asia: an anthology of historical sources. Indiana University Press, 2010. 318 p.
  40. Lowick, N.M. Shaybānid silver coins. The Numismatic Chronicle no 6. 1966, pp. 251–330.
  41. Malikov A. “92 Uzbek Tribes” in Official Discourses and the Oral Traditions from the sixteenth to nineteenth centuries // Золотоордынское обозрение. 2020. Т. 8, № 3. С. 515–532. DOI: 10.22378/2313-6197.2020-8-3.515-532
  42. Malikov, A. The cultural traditions of urban planning in Samarkand during the epoch of Timur In: Cultures in contact. Central Asia as Focus of Trade, Cultural Exchange and Knowledge Transmission. Edited by Christoph Baumer, Mirko Novák and Susanne Rutishauser. Harrassowitz Verlag. Wiesbaden, 2022, pp. 407–420.
  43. McChesney, R.D. “Shibanids” in Encyclopedia of Islam, vol. 9, Leiden, 1997, pp. 428–431.
  44. McChesney, Robert D. “The Chinggisid restoration in Central Asia: 1500–1785. In: The Cambridge History of Inner Asia: The Chinggisid Age. Edied by Nicola Di Cosmo, Allen J. Frank, and Peter B. Golden. Cambridge University press, 2009, pp. 277–302.
  45. Melville, Charles (2021). Akbar’s History of the Timurids, Iran, 2021, 59:2, 203–224, DOI: 10.1080/05786967.2021.1911735
  46. Schimmel, Annemarie. Some Notes on the Cultural Activity of the First Uzbek Rulers // Journal of the Pakistan Historical Society 8, no. 3 (1960): 149–166.
  47. Schwarz, Florian. “Unser Weg schließt tausend Wege ein”: Derwische und Gesellschaft im islamischen Mittelasien im 16. Jahrhundert. (Islamkundliche Unter­suchungen, 226). Berlin, Klaus Schwarz, 2000, 270 p.
  48. Schwarz, Florian. “An Endowment Deed of 1547 (953 h.) for a Kubravi khanaqah in Samarkand.” Die Grenzen Der Welt. Arabica et Iranica ad honorem Heinz Gaube189. Wiesbaden: Reichert, 2008, рр.189–209.
  49. Subtelny, Maria Eva. Socioeconomic Bases of Cultural Patronage under the Later Timurids in International Journal of Middle East Studies 20, no. 4. 1988, pp. 479–505.
  50. Subtelny, Maria Eva. The Timurid Legacy: A Reaffirmation and a Reassessment, Cahiers d’Asie centrale [Online], 3/4 | 1997, connection on 14 November, 2019. Available at: http://journals.openedition.org/asiecentrale/462 (accessed 28.02.2023).
  51. The travels and adventures of the Turkish admiral Sidi Ali Reis in India, Afghanistan, Central Asia and Persia during the years 1553–1556. Translated from Turkish, with notes by A.Vambery. London, 1899. 123 p.
  52. Zülfikar, Hamza. Çağatayca bir Kuran tefsiri. Türkoloji Dergisi 6, no. 1. 1974, pp.153–195.

Сведения об авторе: Азим Маннонович Маликов – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Азиатских исследований, Университет Палацкого в Оломоуце (77900, ул. Свободы, 26, Оломоуц, Чешская Республика); ORCID: 0000-0002-0173-2014. E-mail: azimmal2018@gmail.com

Поступила  13.01.2023   Принята к публикации  02.03.2023
Опубликована онлайн 29.03.2023